Апелляционное решение по ику к Усс



Дело 2-161/2011 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

23 марта 2011 года с. Шира

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия Дельхман А.В., при секретаре Артеменко С.А.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Ширинского района Республики Хакасия к Усс Наталье Ивановне, Усс Ольги Алексеевне и муниципальному образованию <адрес> о признании недействительным в силу ничтожности договора о безвозмездной передаче земельного участка в собственность, применения последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ширинского района Республики Хакасия обратился в суд с иском к муниципальному образованию <адрес> (далее - МО <адрес>) и Усс Н.И., Усс О.А. о признании недействительным договора о безвозмездной передаче земельного участка расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., от ДД.ММ.ГГГГ №, в долевую собственность заключенного между ответчиками, и применении последствий недействительности сделки в виде возврата земельного участка муниципальному образованию, а также аннулировать запись о регистрации права собственности Усс Н.И., Усс О.А. в ЕГРП на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу.

В обоснование доводов указал, что договор о безвозмездной передаче земельного участка в долевую собственность земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № противоречит требованиям действующего гражданского и земельного законодательства, законодательства об особо-охраняемых природных территориях, в связи с чем подлежит признанию недействительным в силу ничтожности с применением последствий недействительности сделки по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо-охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые, в силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации являются землями, ограниченными в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность.

Как следует из Постановлений Совета Министров РСФСР от 12.12.1985 года № 556 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Марциальные воды в Карельской АССР, Озеро Шира в Красноярском крае и Старая Русса в Новгородской области», 13.02.1986 г. № 70 «Об утверждении положений о курортах Марциальные воды, Озеро Карачи, Озеро Шира, Старая Русса и Тишково», курорт Озеро Шира относится к курортам федерального значения и является при этом в соответствии с Федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ, «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» особо-охраняемой природной территорией.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами земли <адрес>, относятся ко второй зоне санитарной охраны курорта федерального значения озеро Шира, а потому земельный участок, расположенный в <адрес>, передан в собственность ответчика Усс О.А., Усс Н.И.. неправомерно.

Учитывая, что граждане Российской Федерации вправе рассчитывать на исполнение принципа верховенства закона на всей территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Ширинского района Шулбаев Г.В. исковые требования поддержал в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Ответчик Усс Н.И. надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовала, направила своего представителя Усс О.А.

Ответчик Усс О.А. не согласившись с иском настаивала на оставлении земельного участка в собственности её и Усс Н.И.- её матери, которая является ветераном тыла.

Представитель ответчика - муниципального образования <адрес> Селезнева А.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовала, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом в РХ при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств и отзыва на исковое заявление не направил.

С учетом мнения участвующих лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Представитель муниципального образования <адрес> Селезнева А.А. в представленном в суд письменном отзыве пояснила следующее.

Спорным земельным участком администрация района от имени муниципального образования распорядилась при заключении договора о безвозмездной передаче земельного участка в собственность Усс Н.И., Усс О.А.. в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», так как участок относится не к особо охраняемым территориям, а относится к категории земель - земли населенного пункта, которые не ограничены в обороте и могут передаваться в частную собственность.

Курорт «Озеро Шира» не является курортом федерального значения, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие его статус.

Округа санитарной охраны курорта не являются самостоятельным видом особо-охраняемых природных территорий, в связи с чем на земельные участки, расположенные в их границах, не распространяется установленные законом ограничения. Округа горно­санитарной охраны, что предусмотрено ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г., не установлены.

Кроме того, курорт «Озеро Шира», как особо охраняемая природная территория, не внесен в кадастр особо охраняемых природных территорий федерального значения. Оспариваемый земельный участок расположен в границах земель поселений на основании Закона РХ от 07.10.2004 г. № 63-ЗРХ «Об утверждении границ муниципальных образований <адрес> и наделении их соответственно статусом муниципального района, городского, сельского поселения», перевод земель в категорию особо-охраняемых не осуществлялся, до настоящего времени на территории Жемчужненского поссовета государственная и муниципальная собственность не разграничены, в связи с чем распоряжение такими земельными участками осуществляется в силу ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» органами местного самоуправления, в том числе, муниципальных районов.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 244-ФЗ от 03.12.2008 года « О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», земельные участки, расположенные в пределах территорий курортов, право собственности Российской Федерации на которые не зарегистрировано и сведения о правах на них не внесены в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, переданы из федеральной собственности в собственность муниципальных районов с момента вступления закона в силу.

Постановление Совета Министров РСФСР от 12.12.1985 г. № 56 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Марциальные воды в Карельской АССР, Озеро Шира в Красноярском крае и Старая Русса в Новгородской области», а также Постановление Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 г. № 70 «Об утверждении Положений о курортах Марциальные воды, Озеро Карачи, Озеро Шира, Старая Русса и Тишково» не могут применяться, так как противоречат действующему законодательству, в том числе Положению об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 г., какого-либо постановления об утверждении Положения о курорте озеро Шира Правительством Российской Федерации не утверждено.

В дополнение к изложенной позиции представитель муниципального образования <адрес> в отзыве указал, что поддержка курортов федерального значения является расходным обязательством Российской Федерации, при этом финансовые средства в его развитие не вкладывались.

Заслушав представителей истца, ответчика Усс О.А. исследовав отзыв на исковое заявление представителя муниципального образования <адрес>, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципального образования.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2008 г.), прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации - Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, при этом не исполнение действующего законодательства влечет нарушение прав граждан на безусловное действие принципа верховенства закона на всей территории Российской Федерации, в том числе и на территории муниципального образования <адрес>, чем и обусловлено обращение прокурора с исковыми требованиями к ответчикам.

В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ, статьи 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Статьей 27 Земельного кодекса РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, признаются ограниченными в обороте и не подлежащими предоставлению в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аналогичные положения закреплены пунктом 8 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающим запрет на отчуждение земельных участков особо охраняемых природных территорий.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований.

Согласно положения п.п. 3, 4 ст. 32 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях» для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 января 1971 г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» курорт Озеро Шира отнесен к курортам республиканского значения. Постановлением Совета министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. № 556 установлены границы и режим округа санитарной охраны курорта Озеро Шира (граница округа санитарной охраны курорта; граница I зоны округа (зона строгого режима); граница II зоны округа (зона ограничений); зона округа (зона наблюдения)). Указанный нормативно-правовой акт был предметом судебного нормоконтроля и определением Верховного Суда РФ от 9 октября 2007 г. № КАС07-496 признан действующим нормативно-правовым актом, не противоречащим законодательству Российской Федерации.

В соответствии с законодательством, действовавшим в 1985 г., все земли, в том числе земли курортов, являлись государственной собственностью (ст. 3, 4, 107 ЗК РСФСР), установление округов горно-санитарной охраны в отношении лечебных местностей и курортов не предусматривалось.

К государственной собственности курорт Озеро Шира отнесён и Федеральным законом от 14 марта 1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых территориях». Так, в соответствии с п. 6 ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (в ред. до 03 декабря 2008 г.) особо охраняемые природные территории федерального значения являлись федеральной собственностью и находились в ведении федеральных органов государственной власти (абз. 1).

Согласно пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ, осуществляет Российская Федерация.

Законом РФ № 244-ФЗ от 03 декабря 2008 г. «О передаче земельных участков,
находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов
Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных
земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской
Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный
Закон «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрел, что земельные
участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной
собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре
прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного закона,
относятся к собственности муниципальных районов или городских округов (ч. 7 ст. 1),
если они заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности
соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

К собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны выше, отнесены все иные земельные участки, вне зависимости от того, зарегистрировано право федеральной собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного закона или нет (ч. 4 и 7 ст. 1 ФЗ РФ № 244-ФЗ от 03 декабря 2008 г.). То есть распределение земель в процитированном законе осуществлено по остаточному принципу: к собственности муниципальных районов или городских округов отнесены все земельные участки, за исключением участков, отнесенных к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Следовательно, все земли курорта Озеро Шира, которые не заняты объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности либо собственности субъектов Российской Федерации, принадлежат на праве собственности муниципальному району только с момента вступления указанного Федерального закона в силу, то есть с 19 декабря 2008 года.

Несмотря на то, что земли курорта Озеро Шира в настоящее время относятся к муниципальной собственности, они не вышли из-под режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Так, согласно ч. 2 ст. 95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий, в том числе земли курортов (п. 1 ч. 2 ст. 94 ЗК РФ) относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94-100 ЗК РФ. Таким образом, статус земель в границах курорта озера Шира не изменен.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении Усс Н.И., Усс О.А. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность, что не оспаривалось сторонами и подтверждается материалами гражданского дела, в том числе договором о безвозмездной передаче земельного участка в долевую собственность № от ДД.ММ.ГГГГ( л.д. 5-6), актом передачи данного земельного участка в собственность Усс Н.И., Усс О.А. (л.д. 6 обратная сторона), иными доказательствами.

Анализ и изучение концепции генерального плана поселка Жемчужный Ширинского района № 2589-02-ПЗ от 2003г. и генерального плана застройки п. Жемчужный и микрорайона п. Колодезный Ширинского района Республики Хакасия № 2730-06-ООС от 2007 г., свидетельствуют о том, что курорт «Озеро Шира» включает в свою территорию п. Жемчужный, п. Колодезный, санаторий для взрослого населения и детский санаторий.

Представленный картографический материал, кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) № 11/09-1466 от 06.04. 2009 г., подтверждают сведения о расположении данного земельного участка в границах пгт. Жемчужный Ширинского района Республики Хакасия.

При изучении карты землепользования района курорта озеро Шира с границами трех зон санитарной охраны, установленных в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 12.12.1985 г. № 556 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Марциальные воды в Карельской АССР, озеро Шира в Красноярском крае и Старая Русса в Новгородской области» судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> находится во второй зоне санитарной охраны курорта озера Шира.

Довод представителя ответчика Селезневой А.А., изложенный в отзыве на исковое заявление, о том, что постановление Совета Министров РСФСР № 556 от 12.12.1985 г., устанавливающее границы санитарных зон курорта «Озеро Шира», утратило силу, является необоснованным, поскольку постановление издано и опубликовано в порядке, действовавшем на момент принятия указанного акта, установленном постановлением Совета Министров РСФСР № 546 от 03.04.1959 года, являлось предметом судебного нормоконтроля и признано не противоречащим действующему законодательству Российской Федерации, в том числе Положению об округах санитарной и горно­санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 г.

Ссылка представителя ответчика Селезневой А.А. в отзыве на исковое заявление на решения Абитражного суда Новгородской области по иску прокурора о признании недействительными договоров купли - продажи земельных участков в границах курорта Старая Русса признается судом необоснованной, так как указанные решения не имеют преюдициального значения при вынесении решения по данному гражданскому делу, не отменяют и не изменяют действующих нормативно-правовых актов в отношении курорта Озеро Шира, а потому не могут быть признаны судом относимыми доказательствами, а доводы представителя ответчика Селезневой А.А. - состоятельными.

Доводы представителя ответчика Селезневой А.А. об отсутствии финансовой поддержки курорта со стороны Российской Федерации как основания для определения статуса курорта опровергаются положениями Постановления Правительства Российской Федерации № 101 от 02.02.1996 г. «Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие курортов федерального значения» о включении в перечень таких курортов и курорта «Озеро Шира».

Таким образом, анализ исследованных доказательств и фактических обстоятельств дела показал, что земли курорта Озеро Шира относятся к особо-охраняемой территории. При этом земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., явившийся предметом договорных отношений между Усс Н.И., Усс О.А.. и муниципальным образованием <адрес> и переданный в собственность, находится во второй зоне санитарной охраны курорта Озеро Шира, ограничен в обороте, что означает невозможность его передачи в частную собственность и свидетельствует о заключении договора о безвозмездной передаче земельного участка в долевую собственность в нарушение требований действующего законодательства.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Поскольку договор об отчуждении ограниченного в обороте земельного участка в частную собственность противоречит закону (ст. 27 ЗК РФ), то он является ничтожным.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке.

Учитывая, что в настоящее время муниципальное образование <адрес> обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, переданными ему на основании Федерального закона № 244-ФЗ от 03 декабря 2008 г. « О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях», при этом является стороной по недействительной сделке, суд считает возможным применить положения ст. 167 ГК РФ, обязав стороны возвратить все полученное по сделке.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрацией признается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом информация о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях содержится в Едином государственном реестре прав.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в числе установленных ст. 17 Федерального закона оснований вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, решение о признании договора о безвозмездной передаче земельного участка в долевую собственность недействительным является основанием для прекращении права собственности на земельный участок и внесения соответствующей записи в Единый Государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ширинского района удовлетворить.

Признать недействительным в силу ничтожности договор о
безвозмездной передаче земельного участка в долевую собственность от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между администрацией муниципального образования
<адрес> и Усс Н.И., Усс О.А. на земельный
участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки - обязать Усс Н.И., Усс О.А. передать земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> муниципальному образованию <адрес>.

Применить последствия признания недействительности сделки - аннулировать запись о государственной регистрации права собственности Усс Н.И., Усс О.А. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м, за Усс Н.И., Усс О.А..

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: А.В. Дельхман

Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 28 марта 2011 года.