Дело № 2 – 59/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 января 2012 года Ширинский районный суд с.Шира В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Кайль А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по дела по заявлению Гагельганс Э.В. об оспаривании решения должностного лица Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет, УСТАНОВИЛ: Заявитель, обосновывая заявленные доводы, пояснила в заявлении, что является собственником смежных земельных участков, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>, и с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>. Ею принято решение об объединении данных участков в один, произведено межевание земельных участков и сданы документы в ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия для постановки земельных участков на кадастровый учет. Однако, решением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным начальником межрайонного отдела № 3, в осуществлении кадастрового учета земельного участка отказано в том числе и вследствие несоблюдения предельного максимального размера образуемого земельного участка. Заявитель просит признать данное решение в этой части незаконным и обязать ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия обязать поставить на кадастровый учет образованный земельный участок. В судебном заседании заявитель, в лице представителя Андриенко Е.Ю., требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что иные нарушения, указанные в оспариваемом решении также в качестве оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, на данный момент заявителем устранены. Представитель Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Хакасия – Чупина Н.Г., действующая на основании доверенности, возразила по существу заявления, мотивировав тем, что решение об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка вынесено в соответствии с требованиями закона, поскольку Земельным кодексом РФ предусмотрены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. В свою очередь, площадь создаваемого земельного участка, в кадастровом учете которого отказано, больше максимально предусмотренных, установленных в решении Совета депутатов МО Ширинский район № 136 от 29 февраля 2008 года «Об установлении предельных размеров земельных участков» для соответствующего вида разрешенного использования земельных участков. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в частности, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Отказ заявителю в постановке земельного участка на кадастровый учет препятствует реализации заявителем своего права собственности на землю. В соответствии с п.п.1-2 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Как разъясняет Пленум ВС РФ в Постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Поскольку ФБУ «Кадастровая палата» исполняет государственные полномочия по осуществлению кадастрового учета, то потому решения должностного лица указанного органа подлежат обжалованию в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии с п.2 ч.3 ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Из содержания обжалуемого решения органа, осуществляющего кадастровый учет, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), а также из пояснений представителя в судебном заседании, следует, что заявителю отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет, в частности, в связи с тем, что площадь образуемого в результате объединения земельного участка не соответствует установленным требованиям к предельным максимальным размерам земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, установленных Решением Совета депутатов МО Ширинский район № 136 от 29 февраля 2008 года «Об установлении предельных размеров земельных участков». Как следует из представленных суду свидетельств о государственной регистрации, от ДД.ММ.ГГГГ, Гагельганс Э.В. является собственником земельного участка, с кадастровым №, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка, с кадастровым №, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, (л.д.6, 7). Вид разрешенного использования данных земельных участков – для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно решения собственника об объединении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель приняла решение объединить вышеуказанные смежные участки и площадь образуемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> (л.д.12). Часть 10 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Оснований для распространения действия градостроительных регламентов на образуемый земельный участок не усматривается. На основании ч.1 ст.33 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Частью второй указанной статьи предусмотрено, что максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются: федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований. Решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район № 136 от 29 февраля 2008 года установлен предельный максимальный размер приусадебного земельного участка, предоставляемого гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, в пределах от 600 до 1500 кв. метров. Вместе с тем, указанный нормативный акт предусматривает максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам именно из земель, находящихся в муниципальной собственности. Однако, преобразуемые земельные участки находятся в частной собственности заявителя, а потому нормы закона, регламентирующие порядок предоставления земель из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат в данном случае применению и доказательств иного органом, чье решение оспаривается, в данном случае не представлено. Само по себе отсутствие в законе указания на предельный максимальный размер земельного участка, образуемого при объединении смежных участков, находящихся в частной собственности гражданина, не предусматривает применение нормативных актов, регулирующих иные правоотношения и не может являться основанием для ограничения права гражданина на пользование, владение и распоряжение имеющимися земельными участками по своему усмотрению. Согласно Конституции Российской Федерации (статьи 35 и 36), право частной собственности охраняется законом. Граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, поскольку федеральным законом не предусмотрен максимальный размер земельного участка, образуемого при объединении иных смежных земельных участков, находящихся в частной собственности гражданина, то отказ в кадастровом учете данного участка по этому основанию не правомерен, а потому оспариваемое решение № от ДД.ММ.ГГГГ в данной части незаконно и в этой части подлежит отмене. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Заявителем заявлено требование обязать ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия поставить на кадастровый учет образованный земельный участок. Вместе с тем, как следует из содержания оспариваемого решения, помимо несоблюдения предельного максимального размера образуемого земельного участка, также имелись иные основания для отказа в осуществлении кадастрового учета. Правомерность указанных оснований судом в рамках данного дела не исследовалась. Полномочий для оценки осуществленного заявителем устранения иных выявленных нарушений, явившихся основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета, у суда не имеется. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым возложить на ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия обязанность рассмотреть заявление Гагельганс Э.В. с учетом установленной судом неправомерности отказа в осуществлении кадастрового учета вследствие несоблюдения предельного максимального размера образуемого земельного участка. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Гагельганс Э.В. удовлетворить частично. Решение начальника межрайонного отдела № 3 Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, по заявлению Гагельганс Э.В. признать незаконным в части отказа в осуществлении кадастрового учета вследствие несоблюдения предельного максимального размера образуемого земельного участка. Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по <адрес> разрешить заявление Гагельганс Э.В. о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством в предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сроки. На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 23 января 2012 года. Председательствующий: судья Ю.А. Ячменев