Дело № 2-417/12 с. Шира 22 июня 2012 года Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия Шалгинова С.Н., при секретаре Игнатьевой Ю.Ю., УСТАНОВИЛ: В судебном заседании помощник прокурора Ширинского района РХ Оленев И.Э. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. В судебном заседании истец Баглаев П.О. исковые требования поддержал. В судебном заседании представитель ответчика Селезнева А.А., по доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что обязанность по предоставлению <данные изъяты> жилых помещений по договорам социального найма осуществляется ответчиком в пределах субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета. На сегодня средств для предоставления жилья Баглаеву И.Э. недостаточно. Также пояснила, что согласно представленным материалам Баглаев П.О. не проходил ежегодно перерегистрацию в качестве нуждающегося в получении жилья. Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проанализировав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно абз. 4 ст. 1 Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 5 Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Согласно ч. 3 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения. Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 4 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, однократно, вне очереди по месту выявления или первичного устройства ребенка (детей). Обеспечение жилыми помещениями производится в черте соответствующего городского округа или муниципального района. Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 N 85-ЗРХ (ст.ст. 1, 2) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, в частности, муниципального образования Ширинский район, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений), до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя. На осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 11.12.2006 N 68-ЗРХ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских). Баглаев П.О. <данные изъяты>, его мать ФИО1 <данные изъяты>, отец ФИО2 <данные изъяты>. Согласно постановлению главы администрации муниципального образования Ширинский район № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был назначен опекуном Баглаева П.О. ДД.ММ.ГГГГ Баглаев П.О. окончил муниципальное образовательное учреждение <данные изъяты>. Сведений о правах на имя Баглаева П.О., родителей ФИО1, ФИО2 на объекты недвижимого имущества, сведений о наличии жилья собственности у них в Ширинском районе Республики Хакасии согласно данным Ширинского филиала ГУП РХ УТИ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия не имеется. Баглаев П.О. не получал жилое помещение по договору социального найма на территории <адрес>. Баглаев П.О. состоит на регистрационном учете в квартире по адресу: <адрес>. Квартира принадлежит по праву собственности ФИО4 и ФИО5, бабушке и дедушке Баглаева П.О., на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлению главы муниципального образования Жемчужненский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ с учетом постановления главы муниципального образования Жемчужненский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ Баглаев П.О. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включен в список очередности нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии ч. 2 ст. 5 Закона Республики Хакасия от 11.12.2006 N 68-ЗРХ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" перерегистрирован в качестве нуждающегося путем оформления расписки, которой он подтверждает неизменность ранее представленных сведений. Таким образом, из исследованных документов следует вывод о том, что Баглаев П.О. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и в силу указанных выше нормативных актов должен быть обеспечен органом местного самоуправления муниципального образования Ширинский район вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На момент вынесения настоящего решения Баглаев П.О. не является обеспеченным, а, следовательно, реализовавшим право на получение жилого помещении: в отношении него не вынесено решение о предоставлении жилого помещения; с ним не заключен договор социального найма; такой договор не был исполнен путем фактического предоставления жилого помещения не ниже установленных социальных норм. Что касается доводов представителя ответчика, то суд полагает их необоснованными. Право Баглаева П.О. на предоставление жилья по договору социального найма ни в коей мере не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у органов, наделенных государственными полномочиями по решению вопросов данного вида социальной поддержки, объемов средств на указанные нужды, при этом в данном случае обеспечение жильем должно быть осуществлено за счет бюджета Республики Хакасия. В материалах дела имеются документы, подтверждающие перерегистрацию Баглаева П.О. на данный момент в соответствии ч. 2 ст. 5 Закона Республики Хакасия от 11.12.2006 N 68-ЗРХ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в качестве нуждающегося в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, суд полагает требования прокурора Ширинского района в интересах Баглаева П.О. к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия за счет средств бюджета Республики Хакасия предоставить вне очереди по договору социального найма Баглаеву П.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение не ниже установленной социальной нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Ширинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Шалгинов С.Н.