Решение по иску прокурора Ширинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Спиринский сельсовет Ширинского района



Дело № 2-671/2012

РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

с. Шира      27 сентября 2012 года

Ширинский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия Шалгинова С.Н.,

при секретаре Игнатьевой Ю.Ю.,

при участии помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Зуб М.С., представителя ответчика Спирина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района Республики Хакасия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Спиринский сельсовет Ширинского района об обязании осуществить действия по организации водоснабжения населения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ширинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации муниципального образования Спиринский сельсовет Ширинского района об обязании осуществить действия по организации водоснабжения населения. Исковые требования мотивировал тем, что на балансе администрации муниципального образования Спиринский сельсовет Ширинского района находятся два водозабора в <адрес> и в <адрес>. При обследовании данных источников водоснабжения были обнаружены нарушения требований зоны санитарной охраны: зоны санитарной охраны первого пояса скважин <адрес> и <адрес> не ограждены, не спланированы для отвода поверхностного стока; на территории <адрес> в зонах второго и третьего поясов зоны санитарной охраны общественной скважины находятся пять бездействующих, разрушенных шахтных колодцев, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов. На основании изложенного просит обязать ответчика оградить и спланировать для отвода поверхностного стока зоны санитарной охраны первого пояса скважин в <адрес> и в <адрес>, провести демонтаж оголовков и тампонаж шахтных колодцев в <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчика глава муниципального образования Спиринский сельсовет Ширинского района Спирин С.В. исковые требования признал, пояснил, что <адрес> и <адрес> относится к территории Спиринского сельсовета, в данных населенных пунктах имеются источники водоснабжения - скважины. Спирин С.В. пояснил, что нарушения требований, предъявляемых к зоне санитарной охраны первого пояса скважин имеются, нарушения необходимо устранять, при этом пояснил, что неисправные колодцы на балансе муниципального образования не состоят, относительно водоснабжения в <адрес> вместо ограждения и планирования стоков существующей скважины целесообразнее обеспечить водоснабжение населения <адрес> путем организации отдельных источников в двух домах, которые пользуются существующей скважиной. Спирин С.В. просил установить срок для исполнения судебного решения - один год.

В судебном заседании помощник прокурора Зуб М.С. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, уточнила исковые требования, просила обязать администрацию муниципального образования Спиринский сельсовет Ширинского района оградить и спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения (подземной скважины), используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в <адрес>; обеспечить питьевой водой население в границах населенного пункта <адрес> путем организации источника хозяйственно-питьевого водоснабжения; ликвидировать в <адрес> пять шахтных колодцев, непригодных для питьевых и хозяйственных нужд.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения поселения в том числе относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Положения изложенных норм обязывают органы местного самоуправления обеспечить питьевой водой население в границах муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно п. 1.4 Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5). Границы поясов зоны санитарной охраны подземных и поверхностных источников воды определены в разделах 2.2 и 2.3 указанных СанПиН.

Согласно п. 3.2.1.1 указанных СанПиН территория первого пояса зон санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Согласно п. 1.3 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»» нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования. Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования (п. 1.4). Наиболее распространенными водозаборными сооружениями в населенных местах являются шахтные и трубчатые колодцы различных конструкций и глубины, а также каптажи родников (ключей). Согласно п. 5.8 при износе оборудования (коррозия труб, заиливание фильтров, обрушение срубов и т.д.), резком уменьшении дебита или обмелении, неустранимом ухудшении качества воды, ставшей непригодной для питьевых и хозяйственных нужд, владелец водозаборных сооружений обязан их ликвидировать. После демонтажа наземного оборудования засыпка (тампонаж) колодца должна быть проведена чистым грунтом, желательно глиной с плотной утрамбовкой. Над ликвидированным колодцем с учетом усадки грунта должен возвышаться холмик земли высотой 0,2 - 0,3 м.

Судом установлено, что на территории населенных пунктов данного муниципального образования <адрес> и <адрес> имеются подземные источники хозяйственно-питьевого водоснабжения населения (скважина), каких-либо предприятий жилищно-коммунального комплекса, обслуживающих организаций, в ведении которых находились бы данные водоисточники, не имеется. Также в <адрес> имеются пять шахтных колодцев, непригодных для питьевых и хозяйственных нужд. Представитель ответчика пояснил, что указанные в иске нарушения имеются, территория первого пояса зоны санитарной охраны подземных источников не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена, в то же время <адрес> целесообразнее обеспечить население водоснабжением путем организации других источников водоснабжения, поскольку существующая скважина находится непосредственно на территории жилой застройки, в связи с чем затруднительно выполнить требования, предъявляемые к ограждению первого пояса зон санитарной охраны.

Таким образом, исковые требования прокурора Ширинского района Республики Хакасия законны и обоснованны, в связи с чем подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае с учетом позиции прокурора, представителя ответчика, суд полагает необходимым установить такой срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Спиринский сельсовет Ширинского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ оградить и спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения (скважины) в <адрес>; обеспечить питьевой водой население в границах населенного пункта <адрес> путем организации источника хозяйственно-питьевого водоснабжения; ликвидировать в <адрес> пять шахтных колодцев, непригодных для питьевых и хозяйственных нужд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Ширинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий     Шалгинов С.Н.