решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении



Дело № 12 -23/2011

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

27 апреля 2011 года Ширинский районный суд с. Шира

Судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., с участием руководителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу – Рагзина Г.Г., представителя данного лица – Ренгельман М.В., при секретаре Быковской Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу:

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШИРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №» (МОУ Ширинская ООШ №), расположенного в <адрес>,

на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Исполняющим обязанности руководителя отделения надзорной деятельности Ширинского района Поповым А.А. , ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, в отношении МОУ Ширинская ООШ № вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Из данного постановления следует, что МОУ Ширинской ООШ № нарушены требования правил пожарной безопасности ППБ 01 – 03 в РФ, ФЗ №123-ФЗ, а именно:

- наличие в здание школы, под лестничной клеткой, временного подсобного помещения;

- должностными лицами (ответственным за ПБ) и руководителем не пройдено обучение по пожарно-техническому минимуму, предупреждению и тушению возможных пожаров и проведение противопожарного инструктажа;

- не проведен противопожарный инструктаж с работниками под роспись в журнале противопожарного инструктажа;

- здание не оборудовано аварийным освещением;

- не проведена перезарядка огнетушителей;

- помещения спортивного зала и актового зала не оборудованы аварийным освещением;

- не проведено испытание пожарной лестницы актового зала;

- кабинет дошкольного образования и медицинский кабинет не оборудованы аварийным освещением;

- помещение мастерских не оборудовано аварийным освещением;

- отсутствует на дымовой трубе в котельной искрогаситель;

- на территории учреждения не установлены пожарные резервуары или водоемы общим объемом 50 м. куб.

Таким образом, вышеуказанным постановлением МОУ Ширинская ООШ № признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель МОУ Ширинская ООШ № Ренгельман М.В. подала жалобу на данное постановление.

Согласно содержания этой жалобы, устройством наружного противопожарного водоснабжения для пожаротушения должно заниматься муниципальное образование поселения, на территории которого выявлено данное нарушение. Из проверенных огнетушителей на момент составления протокола два огнетушителя были списаны, остальные переданы на перезарядку. Также на момент составления протокола был заключен договор подряда с уполномоченной организацией на проведение испытания пожарной лестницы.

В судебном заседании руководитель муниципального образовательного учреждения Ширинская ООШ № Рагзина Г.Г., а также представитель Ренгельман М.В., действующая на основании доверенности, доводы и требования, изложенные в жалобе, подтвердили.

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу требований ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, необходимо установить в данном случае наличие события административного правонарушения и виновность лица, в отношении которого ведётся производство по делу, в совершении данного административного правонарушения.

Частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Статьей 2 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

В соответствии со ст. 20 ФЗ "О пожарной безопасности", к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В рамках нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации приказом от 18 июня 2003 года N 313 утвердило Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), регулирующие правоотношения в этой области и устанавливающие обязательные для исполнения требования.

В силу статьи 15 Конституции РФ и статьи 20 ФЗ "О пожарной безопасности", данные Правила обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности 01-03 также предписано, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п.3 ППБ 01-03, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Изложенное дает основания полагать, что Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, а также иные нормативные документы по пожарной безопасности и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке, распространяются на МОУ Ширинская ООШ №, их требования обязательны для соблюдения данной организацией, а потому данная организация является надлежащим субъектом административной ответственности в части нарушения требований пожарной безопасности.

В силу п. 40 ППБ 01-03, запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов;

Согласно п.7 ППБ 01-03, все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

Пунктом 41 ППБ 01-03 предусмотрено, что наружные пожарные лестницы должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.

В соответствии с пунктом 51 ППБ 01-03, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности).

На основании п.17 к приложению № 3 ППБ 01-03, огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться.

Согласно п.75 ППБ 01-03, дымовые трубы котельных установок, работающих на твердом топливе, должны быть оборудованы искрогасителями

Данные требования правил были нарушены, что установлено судом при исследовании материалов дела.

Доводы жалобы в той части, что на момент составления протокола об административном правонарушении часть нарушений была устранена, суд находит несостоятельными, поскольку указанное обстоятельство не исключает наличие данных нарушений на период проведения проверки – с ДД.ММ.ГГГГ, что установлено при исследовании акта проверки № 44 (л.д.13).

В свою очередь, каждое из перечисленных выше нарушений требований пожарной безопасности самостоятельно образует состав правонарушения, указанного в ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и является основанием для применения санкции названной нормы.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Как следует из п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что МОУ Ширинская ООШ № было необоснованно привлечено к административной ответственности за отсутствие на территории учреждения пожарного резервуара или водоема общим объемом 50 м. куб, а потому доводы жалобы в данном случае обоснованы, а указанное нарушение подлежит исключению из общего объема вменяемого правонарушения.

Вместе с тем, суд находит, что органом, вынесшим постановление об административном правонарушении, в целом правильно установлены событие и состав административного правонарушения, а также степень вины лица, его совершившего. Процессуальные требования при вынесении постановления по делу об административном правонарушении нарушены не были. Наказание назначено в минимальных пределах установленной санкции.

Поэтому, суд находит обжалуемое постановление подлежащим изменению только в части исключения нарушения, в качестве основания привлечения к административной ответственности, в виде отсутствия на территории школы пожарных резервуаров или водоемов общим объемом 50 куб.м., а в остальной части оснований для изменения либо отмены постановления не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.ст.30.8, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Жалобу Муниципального образовательного учреждения «Ширинская основная общеобразовательная школа №, на постановление руководителя отделения надзорной деятельности Ширинского района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого оно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей, изменить, исключив из оснований привлечения к административной ответственности нарушение в виде отсутствия на территории школы пожарных резервуаров или водоемов общим объемом 50 кубических метров.

В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в 10-дневный срок со дня его объявления.

Судья Ю.А. Ячменев