1-211/10 Обвинительный приговор по ч. 1 ст. 105 УК РФ



Дело № 1-211/10ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Шарыпово 27 августа 2010 г.

Судья Шарыповского городского суда Красноярского края Вершинин В.Н.,

с участием государственного обвинителя помощника прокурора Шарыповской межрайонной прокуратуры Васильева Д.Н.,

подсудимого Курапова Виталия Юрьевича,

защитника, адвоката Суворовой Л.Г., представившей удостоверение № 675 и ордер № 178,

при секретаре судебного заседания Авдеевой И.М.,

а также потерпевшего Потерпевший,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Курапова Виталия Юрьевича, <данные изъяты>, ранее не судимого;

обвиняемого в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время Курапов В.Ю. находился в гостях у Свидетель 2 и Пострадавший по адресу: <адрес>, где совместно с последним в комнате дома распивал спиртные напитки. После распития спиртного около 23 часов 20 минут между Кураповым и Пострадавший по инициативе последнего из ревности к Свидетель 2, возникла ссора, в результате которой, Курапов на почве личных неприязненных отношений, имея умысел на причинение смерти Пострадавший, взял со стола в комнате нож и умышленно нанес клинком ножа один удар в область грудной клетки спереди Пострадавший, чем причинил последнему, телесные повреждения: одиночное проникающее колото-резаное ранение грудной клетки с ранением сердца, верхней полой вены, с ходом раневого канала спереди назад, слева направо, снизу вверх, которое, по признаку опасности для жизни в момент причинения причинило тяжкий вред его здоровью, и от которого Пострадавший скончался спустя несколько десятков минут, а так же резаную рану левой кисти, причинившую легкий вред здоровью Пострадавший Между проникающим ранением грудной клетки с ранением сердца и смертью Пострадавший имеется прямая причинная связь, резаная рана кисти отношения к смерти не имеет, а указывает на возможную борьбу либо самооборону.

Подсудимый Курапов В.Ю. в судебном заседании виновным себя в совершенном преступлении признал частично, и показал, что действительно ДД.ММ.ГГГГ днем он приехал в <адрес>, где встретился с ранее знакомым Пострадавший В течение дня он с последним и его сожительницей Свидетель 2 у них дома, а затем в городе с Пострадавший распивал спиртное. Около 18 часов он с Пострадавший вернулись к нему домой, где в это время была Свидетель 2, и спустя некоторое время он ушел спать в комнату. Около 22 часов тех же суток его разбудил Пострадавший, который на почве ревности к Свидетель 2 стал предъявлять ему претензии, и несмотря на то, что он пытался уладить конфликт, между ними произошла словесная ссора в результате которой Пострадавший нанес ему один удар в область носа. Когда стоя напротив его, Пострадавший попытался нанести второй удар, он схватил лежавший там же на столе нож и лезвием ножа нанес один удар Пострадавший в грудь. После нанесения удара нож выбросил в сторону, обошел Пострадавший и ушел спать. Через 10-15 минут услышал крик Свидетель 2 что Пострадавший плохо, пришел в их комнату, стал делать Пострадавший искусственное дыхание, Свидетель 2 в это время вызывала скорую, подняла его футболку и стала вытирать кровь на груди Пострадавший. Затем по требованию Свидетель 2 он ушел из их дома, по дороге возле травматологии встретил дочь Свидетель 2 - Нину, со слов которой узнал, что Пострадавший умер. После этого он ушел к сестре своей сожительницы - свидетель 10, где лег спать и на утро там же был задержан сотрудником милиции. Первоначально давал ложные показания о том, что ударил Пострадавший ножом в ответ на то, что последний пытался нанести ему удар топором. То, что удар наносил, не отрицает, однако убивать Пострадавший не хотел.

Однако виновность подсудимого Курапова В.Ю. подтверждается следующими доказательствами в совокупности:

Показаниями потерпевшего Потерпевший, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ он узнал об убийстве своего отца - Пострадавший Последнего может охарактеризовать как дружелюбного, спокойного человека. Отец проживал в другой семье, работал вахтовым методом, между вахтами злоупотреблял спиртным.

Свидетеля Свидетель 2, которая в судебном заседании показала, что ДД.ММ.ГГГГ днем домой, где она проживала с Пострадавший приехал их знакомый Курапов В.Ю. Последние в течение дня решали вопросы о трудоустройстве, а затем, когда вернулись домой, совместно стали распивать спиртное. Вечером Курапов и Пострадавший вышли на веранду дома, где в ходе распития спиртного между ними произошла словесная ссора, но при этом она, находясь в доме, не слышала разговора на повышенных тонах, драки между ними не было. Позже она уснула, проснулась от того, что Пострадавший искал в доме сигареты и затем, взяв деньги, ушел в магазин. Спустя некоторое время Пострадавший вернулся, лег с ней на кровать, Курапов в этот момент прошел в другую комнату. Спустя несколько минут Пострадавший захрипел, она испугалась, позвала Курапова, тот попытался сделать искусственное дыхание, она звонила в скорую, милицию, возможно находясь в шоке, подняла футболку Пострадавший и вытирала на его груди кровь из раны. Курапов в это время ушел из дома, позже приехали скорая, которая увезла Пострадавший и сотрудники милиции, которые осмотрели дом, изъяли в доме ножи и стамеску, а так же наволочку и пододеяльник со следами крови.

Свидетеля Свидетель 3, показавшей в судебном заседании, что вечером ДД.ММ.ГГГГ она пришла за детьми к своей матери Свидетель 2, в это время в доме находились сожитель матери Пострадавший и его знакомый Курапов В.Ю., которые были в сильном алкогольном опьянении. Пока она собирала детей в ее присутствии из - за того, что Пострадавший обнял Курапова между ними произошла ссора, в результате было видно, что последний сильно обиделся. Ночью ей позвонила мать и попросила вызвать скорую, пояснив, что Пострадавший плохо. Когда она со своей знакомой Свидетель 4 пришла в дом матери, Пострадавший увезла скорая, придя в травматологию, узнала, что тот скончался. Там же возле больницы встретила Курапова, которому рассказала о смерти Пострадавший, на что тот взялся за голову руками и сказал: “Что я наделал”, после чего ушел. При беседе с Кураповым видела на его куртке следы похожие на кровь, на лице и на лбу телесные повреждения.

Свидетеля Свидетель 4 в судебном заседании, согласно которым в ту ночь она по просьбе Свидетель 3 придя в дом ее матери, увидела следы крови на кровати, со слов Свидетель 2 ей стало известно, что сожителю последней Пострадавший было причинено ножевое ранение. Когда они с Свидетель 3 пришли в травматологию им сообщили что Пострадавший умер.

Свидетеля свидетель 10, которая в судебном заседании показала, что ДД.ММ.ГГГГ около полуночи к ней пришел сожитель ее сестры Курапов В.Ю., который был выпивший, прошел в квартиру, не включая свет, разделся и лег спать. Утром пришел сотрудник милиции, который задержал Курапова. Вечером 19 числа она с сестрой - Свидетель 5 приехала к Свидетель 2, от которой им тало известно, что накануне вечером Курапов с ее сожителем Пострадавший распивали спиртное, в ходе застолья между ними на почве ревности к Свидетель 5 возникла ссора и драка, после чего они ушли в магазин, а когда вернулись, выпив еще спиртного все легли спать. Позже Пострадавший стало плохо, она вызвала скорую, Курапов пытался делать Пострадавший искусственное дыхание, а затем убежал из дома.

Свидетеля Свидетель 5, которая в судебном заседании показала, что ДД.ММ.ГГГГ она узнала о задержании милицией своего сожителя Курапова В.Ю., затем приехала к Свидетель 2 которая ей рассказала об обстоятельствах описанных выше. Курапова может охарактеризовать как спокойного, неконфликтного человека, однако последний злоупотреблял спиртными напитками.

Свидетелей свидетель 9, на предварительном следствии ( л.д.144-146), Свидетель 6 и Свидетель 8 в судебном заседании -(сотрудников милиции), согласно которым ДД.ММ.ГГГГ около 23 час. 30 мин. они по сообщению из дежурной части МОВД “Шарыповский” по факту причинения ножевого ранения неизвестному мужчине в составе наряда патрульно-постовой службы прибыли по адресу: <адрес>. В доме находилась женщина, пояснившая, что ее сожитель Пострадавший пришел из магазина, лег на кровать и ему стало плохо, на груди у него ножевое ранение. свидетель 9 приподнял одетую на лежащем на кровати Пострадавший футболку и они увидели рану на грудной клетки слева, о чем сообщили в скорую помощь, работники которой увезли потерпевшего в больницу.

Свидетеля свидетель 7 (оперуполномоченного ОУР МОВД “Шарыповский”), показавшего в судебном заседании, что он, работая по факту причинения Пострадавший ножевого ранения, задержал Курапова В.Ю., которым была написана явка с повинной. В ходе первоначального опроса увидел у Курапова на куртке пятна похожие на кровь, о их происхождении последний ничего пояснить не смог, у Курапова так же были телесные повреждения, ссадины на лице, которые с его слов он причинил себе сам при падении на землю.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ у Курапова В.Ю. обнаружены не причинившие его здоровью вреда кровоподтеки в лобной области и в области спинки носа, которые могли быть причинены от воздействия твердого тупого предмета (предметов), либо при ударе о таковой (таковые). (л.д. 173-174).

Кроме этого виновность подсудимого в совершенном преступлении подтверждается другими материалами дела в совокупности, а именно: его явкой с повинной (л.д. 182); рапортом, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 30 минут в дежурную часть МОВД “Шарыповский” от гражданки Свидетель 1 поступило сообщении о том, что неизвестный нанес ее мужу Пострадавший ножевое ранение (л.д. 13); рапортом об обнаружении признаков преступления, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 40 минут в Шарыповской “ЦРБ” констатирована смерть Пострадавший с телесным повреждением в виде колотого ранения грудной клетки слева (л.д. 11); протоколами осмотра места происшествия, согласно которому при осмотре дома Свидетель 2 по адресу: <адрес> комнате на кровати обнаружены пододеяльник и наволочка со следами бурого цвета похожими на кровь, которые в установленном законом порядке упакованы и изъяты с места происшествия, там же в тумбе стола обнаружены три кухонных ножа, а в летней кухне нож и стамеска, которые упакованы и изъяты (л.д. 16-21); фототаблицами к протоколу осмотра места происшествия (л.д. 22-24); осмотра трупа, согласно которому в приемном покое Шарыповской “ЦРБ” осмотрен труп мужского пола, на трупе одета футболка на левой стороне которой имеется косо-вертикальный дефект и пятна бурого цвета, обнаружены повреждения: в пятом межреберье слева по середине ключичной линии косо-вертикальная рана проникающая в плевральную полость, на задней поверхности левой кисти у основания пальцев рана со сгустками крови (л.д. 25-28); выемки кожного лоскута и образцов крови трупа Пострадавший (л.д. 37-41); протоколом получения образцов для сравнительного исследования, а именно образцов крови и слюны Курапова В.Ю. (л.д. 43-45); осмотра изъятых вещей и предметов (л.д. 46-49, 51-52); постановлениями о приобщении их в качестве вещественных доказательств (л.д. 50, 53); заключениями 1) судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ Пострадавший были причинены телесные повреждения в виде одиночного проникающего колото-резаного ранения грудной клетки с ранением сердца, верхней полой вены, с ходом раневого канала спереди назад, слева направо, снизу вверх, которое, по признаку опасности для жизни в момент причинения причинило тяжкий вред его здоровью, и от которого он скончался спустя несколько десятков минут. Между данным телесным повреждением и смертью Пострадавший имеется прямая причинная связь. Резаная рана левой кисти причинила легкий вред здоровью Пострадавший, и к его смерти соответственно отношения не имеет, а указывает на возможную борьбу либо самооборону. Полученные раны были причинены предметами, обладающими режущими или колюще-режущими свойствами и сопровождались наружным кровотечением без фонтанирования крови (л.д. 57-61); 2) медико-криминалистической судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на представленном для исследования препарате кожи с грудной клетки колото-резаная рана с признаками воздействия плоского колюще-режущего орудия, имеющего острие, лезвие и обух, каковым в частности мог быть клинок ножа с толщиной обуха около 1 мм, шириной следообразующей части клинка на уровне погружения около 1,2 см, могла быть причинена орудиями из числа которых не исключается, изъятый с места происшествия нож №, на стенках раны обнаружены текстилеподобные волокна, свидетельствующие о прохождении орудия через преграду, каковой могла быть одежда (л.д. 85-88), фототаблицами к заключению эксперта (л.д. 89-90); протоколом предъявления предмета для опознания, согласно которому Курапов В.Ю. среди прочих опознал изъятый с места происшествия нож №, которым он причинил ножевое ранение Пострадавший (л.д. 303-306), 3) заключением судебно-биологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на представленных на исследование куртке подозреваемого Курапова В.Ю., изъятой при его задержании в качестве подозреваемого, наволочке и пододеяльнике, изъятых с места происшествия, обнаружена кровь человека, которая могла произойти от потерпевшего Пострадавший, происхождение этой крови от подозреваемого Курапова В.Ю. исключается (л.д. 71-78), показаниями на предварительном следствии судмедэксперта Эксперт, согласно которым после получения колото-резанного ранения, Пострадавший мало вероятно всего мог совершать какие-либо целенаправленные действия, а если да, то в течение нескольких секунд после получения ранения (л.д.64-65).

Согласно, заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ Курапов В.Ю. по своему психическому состоянию, как в момент совершения преступления, так и после его совершения, мог и может осознавать фактический характер своих действий их общественную значимость и руководить ими. В принудительных мерах медицинского характера он не нуждается (л.д. 104-106).

Суд, принимая во внимание указанное заключение экспертов, личность подсудимого, характер содеянного, обстоятельства дела, признает подсудимого Курапова В.Ю. в отношении инкриминируемого ему деяния вменяемым.

Оценивая доказательства в совокупности, суд считает, что вина подсудимого Курапова В.Ю. доказана полностью и квалифицирует его действия по ст. 105 ч. 1 УК РФ по признакам убийства, т.е. умышленного причинения смерти другому человеку.

Доводы же подсудимого Курапова В.Ю. о том, что у него не было умысла на убийство Пострадавший, а он хотел лишь причинить ему телесное повреждение, суд находит не состоятельными и расценивает их как способ защиты и стремление смягчить ответственность за содеянное, поскольку они опровергаются как показаниями самого подсудимого, так и всей совокупностью вышеприведенных доказательств. Так исходя из материалов дела, и показаний подсудимого Курапова В.Ю. он, находясь в состоянии алкогольного опьянения в ходе ссоры с Пострадавший нанес удар лезвием ножа потерпевшему в область жизненно важного органа (сердца), а значит, предвидел неизбежность наступления тяжких последствий в виде смерти и хотя не желал их наступления, но относился к наступлению смерти безразлично. Об умысле подсудимого на умышленное причинение Пострадавший смерти кроме характера и способа нанесения телесного повреждения, свидетельствует и его поведение непосредственно после нанесения ножевого ранения (Курапов В.Ю. бросил нож, обошел потерпевшего и не оказав ему помощи ушел спать).

Определяя вид и меру наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности подсудимого и потерпевшего, конкретные обстоятельства дела.

Отягчающих вину обстоятельств суд не усматривает, как смягчающими признает противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, явку подсудимого с повинной.

На основании изложенного, с учетом конкретных обстоятельств дела, характеристик подсудимого, тяжести совершенного преступления, его общественной значимости, суд считает необходимым назначить подсудимому наказание, связанное с лишением свободы, усматривая возможным его исправление только в условиях изоляции от общества.

Дополнительную меру наказания в виде ограничения свободы суд считает возможным не назначать, исходя из личности подсудимого Курапова В.Ю.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Курапова Виталия Юрьевича виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 7 (семи) лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания Курапову В.Ю. исчислять с 19 апреля 2010 года.

Меру пресечения Курапову В.Ю. не изменять, оставив заключение под стражу.

Вещественные доказательства, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств СО по Шарыповскому району СУ СК при прокуратуре РФ по Красноярскому краю: 1) наволочку, пододеяльник, 4 ножа, стамеску - передать по принадлежности Свидетель 2, 2) образцы крови на марлевом тампонах и контрольном тампоне, кожный лоскут с трупа Пострадавший, образцы крови и слюны Курапова В.Ю. на марлевых тампонах и контрольном марлевом тампоне - уничтожить, 3) куртку - возвратить осужденному Курапову В.Ю.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Красноярского краевого суда через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Кураповым В.Ю. в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный Курапов В.Ю.вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем должно быть указано в кассационной жалобе.

Председательствующий: В.Н. Вершинин

По кассационному представлению и.о. Шарыповского межрайонного прокурора определением судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2010 года приговор Шарыповского городского суда Красноярского края от 27 августа 2010 года в отношении Курапова Виталия Юрьевича изменен:

- Учтено в качестве смягчающих обстоятельств наличие у Курапова двоих малолетних детей, нахождение гражданской супруги Свидетель 5 в состоянии беременности;

- Смягчено назначенное наказание по ч. 1 ст. 105 УК РФ до 6 (шести) лет 10 (десяти) месяцев лишения свободы.

В остальной части приговор оставлен без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения.