РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово от 10 февраля 2010 года
Судья Шарыповского городского суда Красноярского края Байтерякова Р.В.,
с участием истца Бычкова В.Ф.,
представителей ответчика ОАО «Красноярскэнергосбыт»: Ткаченко С.А. (по доверенности Номер от Дата г., Номер от Дата г.), Тимохиной И.В. (по доверенности Номер от Дата г.),
представителей третьих лиц: МУ «Служба городского хозяйства» - Терещенко Е.В. (по доверенности от Дата г.),
ТСЖ «Западный» - Квашневой Н.А. (по доверенности от Дата );
при секретаре судебного заседания Королевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бычкова Виктора Федоровича к ОАО «Красноярскэнергосбыт», с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне истца МУ «Служба городского хозяйства» и ТСЖ «Западный», о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию по общедомовому прибору учета, -
УСТАНОВИЛ:
Бычков В.Ф. обратился в суд с иском к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании действий ответчика по начислению платы за электроснабжение в квартиру по адресу: ..., ..., ..., в части проведения расчетов по формуле, не установленной законодательно, незаконными, возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства и произвести перерасчет размера платы с учетом правил, установленных Правительством РФ на объем доначисления произведенного за период с января 2008 года по апрель 2009 года в объеме 1269кВт.ч. на сумму 1716 руб.10 коп.
Свои требования истец мотивировал тем, что он проживает в многоквартирном доме по указанному адресу, квартира оборудована индивидуальным прибором учета, начисление платежей производится исходя из показаний прибора учета. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 3 (далее - Правила), предусмотрена формула, по которой производится расчет платы за электроснабжение в помещении № 15, оборудованных приборами учета. Однако ответчик ОАО «Красноярскэнергосбыт» при расчете платы за электроэнергию применяет формулы, разработанные непосредственно обществом, при этом, не разделяя объем ресурса потребленного в помещении на объем, потребленный по прибору (индивидуальному), и объем по общедомовому прибору учета, что, по мнению истца, нарушает действующее законодательство и его права как потребителя. Кроме того, Шарыповской межрайонной прокуратурой по фактам выявленных нарушений директору Шарыповского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, с требованием о проведении расчетов за электроэнергию в соответствии с законом и о проведении перерасчета, которое до настоящего времени не исполнено. Данные о ежемесячных показаниях общедомового прибора учета Шарыповским отделением ОАО «Красноярскэнергосбыт» не предоставляются, как и разъяснения о том, каким образом, сформирована сумма к оплате по общедомовому учету в каждой квартире. Всего, согласно квитанциям, за период с января 2008 года по апрель 2009 года Шарыповским отделением ОАО «Красноярскэнергосбыт» по адресу: ...., ..., ..., было доначислено сверх показаний индивидуального прибора учета 1269кВтч по показаниям общедомового прибора учета на сумму 1716 рублей 10 коп. Установка общедомового прибора учета и принятие к расчетам показаний общедомового прибора учета не согласовывалась с общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Показания общедомового прибора учета снимаются в отсутствие представителей абонентов (потребителей).
При рассмотрении дела истец Бычков В.Ф. от требований в части возложении обязанности произвести перерасчет размера платы с учетом правил, установленных Правительством РФ на объем доначисления произведенного за период с января 2008 года по апрель 2009 года в объеме 1269кВт.ч. на сумму 1716 руб.10 коп., отказался. Просил привлечь в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне истца, муниципальное управление (далее МУ) «Служба городского хозяйства» и товарищество собственников жилья (далее ТСЖ) «Западный».
Исковые требования уточнил, просил признать незаконными действия ответчика ОАО «Красноярскэнергосбыт» по выставлению ему квитанций, начислению оплаты электрической энергии, отпускаемой за освещение мест общего пользования, за компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях по общедомовому прибору учета с учетом того, что он является членом товарищества собственников жилья «Западный».
Дополнил исковые требования, указав, что согласно п.2 ст.539, п.1 ст.540 ГК РФ, п.3 Правил с абонентом с момента первого фактического подключения может быть заключен договор энергоснабжения на жилое помещение в многоквартирном доме, в связи с наличием индивидуального прибора учета потребленной энергии. Заключение договора на предоставление электрической энергии, в том числе на освещение мест общего пользования и работу внутридомового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, требует установленной законом письменной формы, в связи с отсутствием доступа граждан к коллективному (общедомовому) прибору учета энергии, а также необходимостью распределения обязанности по обслуживанию внутридомовых инженерных систем. Истец полагает, что в отсутствие договора с потребителями на расчеты по общедомовому прибору учета ОАО «Красноярскэнергосбыт» не имело правовых оснований производить начисление платы за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета.
Представитель третьего лица - МУ «Служба городского хозяйства» Терещенко Е.В. (по доверенности) исковые требования Бычкова В.Ф. поддержала и пояснила, что считает действия ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платы за электрическую энергию по общедомовому прибору учета противоречащими действующему законодательству РФ, по следующим основаниям.
При расчетах за потребленную электроэнергию с Бычковым В.Ф. применяются данные ОАО «Красноярскэнергосбыт» об объеме потребленной энергии по всем приборам учета, в том числе срок поверки по которым истек. Данные расчеты не отражают действительный объем энергии, потребленный по показаниям поквартирных приборов учета, то есть являются не достоверными.
Кроме того, в силу ст.539 ГК РФ установлено, что «к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное». Указанной нормой установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения. Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006 г. № 307.
В соответствии с п.1 названных Правил они регулируют, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно ст.3 названных Правил, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (п.3 и п.п. «а-г» пункта 49 Правил).
Поскольку ОАО «Красноярскэнергосбыт» не оказывает услуги по обслуживанию внутридомовых сетей, оно не может являться исполнителем коммунальных услуг, как следствие не вправе предъявлять требования к гражданам об оплате коммунальных услуг, поставленных на дом.
В соответствии с п.7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, и прочего электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Соответственно общедомовой прибор учета, установленный ОАО «Красноярскэнергосбыт», относится к общедомовому имуществу.
Право распоряжения общим имуществом, в том числе эксплуатация общедомового прибора учета и снятие с него показаний, принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. ОАО «Красноярскэнергосбыт» не вправе самостоятельно определять организацию, которая снимает показания прибора учета и осуществляет его эксплуатацию. Собственники помещений в многоквартирном доме не наделяли ОАО «Красноярскэнергосбыт» полномочиями по определению эксплуатирующей организации.
В соответствии с п. 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения с абонентом заключается при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу п.1 статьи 540 ГК РФ договор энергоснабжения в случае, когда абонентом по нему выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, считается заключенным с момента первого фактического подключения его в установленном порядке к присоединенной сети. С абонентом с момента первого фактического подключения может быть заключён договор энергоснабжения на жилое помещение в многоквартирном доме в связи с наличием индивидуального прибора учёта потреблённой энергии. Заключение же договора на предоставление электрической энергии, в том числе на освещение мест общего пользования и работу внутридомового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, требует установленной законом письменной формы (подпункт 1 пункт 1 статьи 161 ГК РФ) в связи с отсутствием доступа граждан к коллективному (общедомовому) прибору учета энергии, а также необходимостью распределения обязанности по обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Выставление квитанций через исполнителя коммунальных услуг на оплату электрической энергии, отпускаемой гражданам за освещение мест общего пользования, и проживающим в многоквартирных жилых домах, при условии договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключённого исполнителем коммунальных услуг с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией), служит для граждан-потребителей гарантом должного контроля за механизмом начисления оплаты за оказываемую услугу.
В соответствии с ЖК РФ гражданам предоставляются коммунальные услуги и на гражданах, в свою очередь, лежит обязанность по оплате коммунальных услуг, в состав которых входит и электроснабжение.
По договору энергоснабжения, который является публичным в соответствии с положениями ГК РФ, гражданину поставляется только ресурс и он может поставляться только на собственные нужды. Данный договор (энергоснабжения) не является договором оказания услуг.
Правилами предоставления коммунальных услуг предусматривается оказание коммунальной услуги гражданам, то есть не только поставки ресурса, но и осуществление контроля за сетями, по которым этот ресурс поставляется, за надлежащим качеством электроснабжения здания в целом. Договор на оказание коммунальных услуг должен включать в себя условия предоставления услуги электроснабжения как помещения собственника (потребителя), так и услуги по электроснабжению мест общего пользования.
ОАО «Красноярскэнергосбыт» производит начисление платы и ее взимание за электроснабжение на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют предоставление именно коммунальных услуг, а не продажу ресурса.
Таким образом, положения Постановления правительства РФ от 31.08.2006г. № 530 не могут применяться к рассматриваемым спорным отношениям.
Представитель третьего лица - ТСЖ «Западный» - Квашнева Н.А. (по доверенности) с исковыми требованиями согласилась и пояснила, что Дата г. протоколом собрания собственников жилья, в том числе и дома Номер , в котором проживает истец, был утвержден Устав ТСЖ «Западный». Товариществом с ООО «ЖРЭУ-3» был заключен договор по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе и дома Номер . В перечень услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в состав которого входит и система электрических сетей и общедомовые приборы учета, входит заключение договоров на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества. Однако ТСЖ «Западный» с ОАО «Красноярскэнергосбыт» договор на обслуживания внутридомовых электрических сетей в настоящее время не заключался.
Представители ОАО «Красноярскэнергосбыт» Ткаченко С.А. и Тимохина И.В. (по доверенностям) в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на следующее.
Согласно п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно п.140 Постановления Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии, на основании договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с другим лицом.
Между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ОАО «МРСК-Сибири» заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии № 016/3-47 от 31 января 2008г.
26 февраля 2008г. ПО «КАТЭКэлектросеть» филиала ОАО «МРСК-Сибири» - Красноярскэнерго на границе раздела между своими сетями и жилым домом были установлены приборы учета.
При принятии на расчёты данных приборов учета проведена проверка схемы подключения приборов учета, проверены приборы учета и расчётная мощность юридических лиц, расход электрической энергии которых минусуется с общедомового учета.
10 декабря 2006г. на общем собрании собственников многоквартирного жилого №49 избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. С декабря 2007г. ООО «ЖРЭУ-3», производящее обслуживание многоквартирного дома, расторгло договор на энергоснабжение мест общего пользования.
Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме должно оплачиваться в составе платы за коммунальные услуги.
С февраля 2008г. расход электроэнергии на внутридомовые нужды предъявляется жильцам многоквартирного жилого дома Номер в составе доначисления по общедомовым приборам учета. Согласно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, размер платы за электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется исходя из норматива потребления и количества зарегистрированных в помещении жильцов по установленной формуле 3, а в помещениях, оборудованных указанными приборами учета, определяется по формуле 9, и распределяется пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета.
Платежный документ ОАО «Красноярскэнергосбыт» на оплату электроэнергии гражданам-потребителям соответствует требованиям п.38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Правилами не предусмотрено предоставление данных о ежемесячных показаниях общедомового прибора учета в каждой квартире.
Снятие показаний общедомовых приборов учета осуществляется представителями ПО «КАТЭКэлектросеть» филиала ОАО «МРСК-Сибири» - Красноярскэнерго. Снятые показания оформляются отдельной ведомостью. Присутствие при снятии показаний общедомовых приборов учета и подтверждение своей подписью правильность снятия показаний представитель собственника допускается на основании решения общего собрания жильцов. Представителю необходимо для фиксации снятых показаний общедомовых приборов учета завести журнал учета показаний, по дому Номер снятие показаний осуществляется в 15-й рабочий день месяца. Для присутствия при снятии показаний необходимо обратиться в ООО «Энергобаланс-Сибирь».
В январе 2009г. нарушения, выявленные Шарыповской межрайонной прокуратурой, были устранены, гражданам-потребителям выполнен перерасчет начислений по общедомовым приборам учета за период с 1 января 2008г. по 1 января 2009г.
Возражая против позиции третьего лица МУ «Служба городского хозяйства», представители ответчика ссылались на следующее:
ОАО «Красноярскэнергосбыт» как гарантирующий поставщик электрической энергии на оптовом и розничном рынке в соответствии с п. 61 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему потребителем (далее - заявитель). Согласно п.64 Постановления №530 действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя.
В соответствии с п.1. ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Письмом Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007г. № 11356-ЮТ/07 дано разъяснение о том, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальные услуги (в соответствии с требованиями ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с ФЗ от 03.04.1996г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении» весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету.
Согласно п. 159 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и обслуживающим их гарантирующим поставщикам.
Снятие показаний общедомовых приборов учета осуществляется представителями Шарыповских районных электрических сетей филиала ОАО «МРСК-Сибири» - Красноярскэнерго в соответствии с регламентом взаимодействия ШМРО ОАО «Красиоярскэнергосбыт» и жилищно-эксплуатационных организаций при работе по жилым и нежилым помещениям многоквартирных домов, утвержденного первым заместителем города Шарыпово Н.Н. Щербининым.
Выслушав истца, представителей третьих лиц и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
Согласно п.8,10,11 ч.1 ст.4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 5 ЖК РФ определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
По правилам ст.8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Таким образом, положения главы 30 ГК РФ (энергоснабжение) должны применяться с учетом требований соответствующих правил, закрепленных в ЖК РФ.
Согласно п.1 ч.1 ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Порядок платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен разделом 7 ЖК РФ.
В силу ч.2, ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
В соответствии с ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Исходя из смысла п.2,3 ч.2, ч.3 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в число которых входит, в том числе, управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать помимо прочего предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч.2-4 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу ст. 539 ГК РФ установлено, что «к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное». Указанной нормой ГК РФ установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актом при регулировании отношений ресурсоснабжения. Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 30.
В соответствии с п.1 названных Правил, они регулируют в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
По положениям пункта 3 названных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу названного положения, ресурсоснабжающая организация, к числу которых относится ОАО Красноярскэнергосбыт», не может являться исполнителем коммунальных услуг.
Пунктом 7 Правил установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Согласно п.49 Правил исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Кроме того, Письмом Министерства регионального развития РФ от 20 марта 2007 г. № 4989-СК/07 «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» разъяснено, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном ст. 161 ЖК РФ способа управления многоквартирным домом, исполнителем могут быть, в том числе и иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе, ресурсоснабжающая организация) только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Таким образом, из системного толкования пунктов 3 и 49 Правил следует, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (пункты 3 и подпункты «а»-«г» пункта 49 Правил).
Положения подпункта «а» п.50 и подпункта з) п. 52 названных Правил, позволяют утверждать, что лишь исполнитель коммунальных услуг вправе требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
Судом установлено, что трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: ..., ..., ..., ..., принадлежит в равных долях Бычкову В.Ф. и ФИО10 на праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от Дата года серии Номер Номер и серии Номер Номер . л.д. )
По объяснениям сторон в судебном заседании указанный ... ... является многоквартирным. Истец Бычков В.Ф. также пояснил, что в указанной квартире 15 установлен индивидуальный прибор учета, а в доме - коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии, что не оспаривается ответчиками.
Истцом представлены квитанции на оплату электрической энергии, выставляемые Шарыповским межрайонным отделением ОАО «Красноярскэнергосбыт» для оплаты абоненту Бычкову В.Ф. с декабря 2007 года по март 2009 года. Из указанных квитанций видно, что в расчет оплаты за потребленную абонентом электроэнергию включены, помимо показаний счетчика, расходы по общедомовому учету. л.д. )
Как следует из объяснений истца, представителя ТСЖ «Западный», материалов дела, истец Бычков В.Ф. - собственник ... ... шестого мкр г.Шарыпово, с ноября 2008 года является членом Товарищества собственников жилья «Западный». л.д. )
Согласно Уставу ТСЖ «Западный» основным видом деятельности товарищества является обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; организация финансирования содержания, эксплуатация, развития комплекса жилого дома, в том числе платежей, оплата услуг подрядных организаций, представление интересов собственников в отношениях с третьими лицами и другое. В соответствии с п.7.1.1 Устава товарищество имеет право заключать в соответствии с законодательством договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества. л.д. )
Между ТСЖ «Западный» и обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-ремонтный эксплуатационный участок-3» заключен договор по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, из которого видно, что в состав общего имущества многоквартирного дома Номер входит система электрических сетей и общедомовые приборы учета электрической энергии. л.д. )
Представители ответчика ОАО «Красноярскэнергосбыт» при рассмотрении дела подтвердили, что в состав платы за электроэнергию входит так называемый внутридомовой учет электроэнергии. Данный учет отражает помимо электроэнергии, используемой непосредственно потребителем для бытовых нужд, также электроэнергию, отпущенную для освещения мест общего пользования и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. С общедомового прибора учета ежемесячно снимаются показания, при этом показания общедомового прибора учета и прибора учета, установленного в имеющейся в ... ... ювелирной мастерской, фиксируются раздельно. В подтверждение представил сведения о показаниях приборов учета с марта 2008г. по апрель 2009г., расчет начисления по общедомовому прибору учета за 2008-2009г.г. по многоквартирному жилому дому Номер , ..., график ежемесячного снятия показаний приборов учета.л.д. )
Неправомерность действий ответчика по предъявлению тарифа (выставлению квитанций) по оплате электрической энергии является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с вышеперечисленными положениями законодательства, с абонентом с момента первого фактического подключения может быть заключен договор энергоснабжения на жилое помещение в многоквартирном доме в связи с наличием индивидуального прибора учета потребленной энергии, однако заключение договора на предоставление электрической энергии, в том числе на освещение мест общего пользования и работу внутридомового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, требует установленной законом письменной формы (подпункт 1 пункт 1 статьи 161 ГК РФ) в связи с отсутствием доступа граждан к коллективному (общедомовому) прибору учета энергии, а также необходимостью распределения обязанности по обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Более того, обязанность исполнителя заключать в ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, прямо предусмотрена п.п. в) пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Выставление квитанций через исполнителя коммунальных услуг на оплату электрической энергии, отпускаемой гражданам на освещение мест общего пользования, и проживающим в многоквартирном жилом доме, при условии договора энергоснабжения, заключенного исполнителем коммунальных услуг с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей) организацией), позволит потребителям поставить под контроль механизм начисления оплаты за оказываемую выше услугу.
Таким образом, анализ вышеприведенных положений законодательства и установленные фактические обстоятельства настоящего гражданского дела, позволяют суду сделать вывод о том, что предъявление ОАО «Красноярскэнергосбыт» тарифа по оплате электрической энергии, отпускаемой гражданам за освещение мест общего пользования, и проживающим в многоквартирных жилых домах, в которых отсутствует такой способ управления многоквартирным жилым домом, как непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, а соответственно присутствует такой способ, как управление товариществом собственников жилья, противоречит нормам ЖК РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
При таких обстоятельствах, исковые требования Бычкова В.Ф. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Бычкова Виктора Федоровича.
Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» по выставлению квитанций (предъявлению тарифа) на оплату электрической энергии, отпускаемой на освещение мест общего пользования Бычкову В.Ф., проживающему в многоквартирном жилом доме Номер ..., в котором выбран такой способ управления многоквартирным жилым домом, как управление товариществом собственников жилья «Западный» в отсутствие договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии, заключенного исполнителем коммунальных услуг с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией), для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Взыскать с ОАО «Красноярскэнергосбыт» в бюджет муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» государственную пошлину 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Р.В. Байтерякова.