Дело № 2-249/10
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации.
08 июня 2010 года г.Шарыпово
Судья Шарыповского городского суда Красноярского края Бриткова М.Ю.,
при секретаре Литвиновой Н.Н.,
с участием истца Алтабасова Б.В., представителя истца - адвоката Карпенко А.В. (по удостоверению Номер , ордеру Номер от Дата г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтабасова Бориса Валериановича к Администрации города Шарыпово Красноярского края о взыскании денежной компенсации,
Установил:
Истец Алтабасов Б.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Шарыпово Красноярского края о взыскании денежной компенсации в размере 73 106 рублей, ссылаясь в обоснование своих исковых требований на то, что в соответствии с договором передачи квартиры в собственность от Дата года, он является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., .... В июне 2000 года указанный жилой дом был признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу; в ноябре 2007 года администрацией г. Шарыпово жильцы данного дома были выселены с предоставлением других жилых помещений, после чего дом снесли. На обращение 26.03.2008 года в администрацию г. Шарыпово с заявлением о выплате денежной компенсации ему было отказано. Согласно отчету ООО «РосЗемБизнесКонсалтинг» № 807-К от 30.11.2009 г. рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., ... по состоянию на 26.11.2009 года составляет 73 106 рублей. В связи с чем, Алтабасов Б.В. просит взыскать с администрации г. Шарыпово денежную компенсацию в размере 73 106 рублей, возврат судебных расходов по уплате госпошлины в сумме 2036 рублей, по оплате оценочных услуг в размере 3000 рублей, расходы за оказание юридической помощи 1500 рублей.
При рассмотрении дела истец Алтабасов Б.В. уменьшил сумму иска до 14 621 рублей 20 коп., обосновывая тем, что квартира по адресу: ..., ... ... была передана в собственность истцу и членам его семьи: жене Жена и детям Дочь 1, Дочь 2, Сын 1, соответственно истец вправе требовать 1/5 части денежной компенсации (73 106 руб. : 5 = 14 621,2 руб.). Просит взыскать с Администрации г. Шарыпово денежную компенсацию в размере 14 621,2 руб., возврат судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб., по оплате судебных расходов по оплате оценочных услуг в сумме 3000 руб., расходы за оказание юридической помощи 1500 руб.
В судебном заседании истец Алтабасов Б.В. исковые требования поддержал по тем же основаниям.
Представитель Карпенко А.В. в судебном заседании требования истца поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации г. Шарыпово Красноярского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, уважительных причин неявки не представил, отложить рассмотрение дела не просил.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика - Администрации г. Шарыпово Лукина Н.В. (на основании доверенности от 01.05.2010 г.) исковые требования не признала, обоснование своих возражений изложила в письменных отзывах, согласно которым решение о сносе дома № 15 по ул. Пионеров КАТЭКа п. Дубинино Администрацией г. Шарыпово не принималось, кроме того, жилое помещение Номер ... по ..., ..., принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается договором на передачу квартиры в собственность от Дата года. В связи с чем, в соответствии со ст.30 ЖК РФ, ст. 210, 211 ГК РФ, собственник несет бремя содержания и риск случайной гибели или случайного подтверждения принадлежащего ему имущества; также не принималось решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, поэтому право на выплату компенсации у истца не возникло. Полагает, что трехлетний срок исковой давности истцом пропущен, поскольку решением Шарыповского городского Совета депутатов от 11.01.2001 года № 32-158 утверждены акты обследования сборно-щитовых жилых домов, в том числе акт о признании ветхим и подлежащим сносу жилого дома ... по ... ... в ..., в котором проживал истец. Данное решение было обнародовано через газету «Огни Сибири» № 24-25 от 21.02.2001 года. Таким образом, указанный жилой дом был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу в установленном законом порядке. С указанного периода у истца возникло право требования, а у ответчика обязанность предоставления жилого помещения на праве собственности либо иной компенсации на основании ст.49.3 ЖК РСФСР. В жилищном законодательстве отсутствует указание на срок, в течение которого жилье или компенсация должны быть представлены гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания. Следовательно, жилье либо компенсация указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права. Исходя из требований ч.1 ст.7 ЖК РФ при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным ЖК РФ, следует руководствоваться положениями ст.32 ЖК РФ.
Третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Жена, Дочь 1, Дочь 2, Сын 1, в судебное заседание не явились, заявили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддерживали заявленные требования истца.
Заслушав доводы истца Алтабасова Б.В., представителя истца Карпенко А.В., исследовав материалы гражданского дела, суд находит, что исковые требования Алтабасова Б.В. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина -обязанность государства.
Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.
Согласно ст.1 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса РФ" Жилищный кодекс РФ введен в действие с 1 марта 2005 года.
В соответствии со ст. 5 данного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев предусмотренных настоящим Федеральным Законом.
Статья 1 ЖК РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В силу статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 10 ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с п.3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Жилищный кодекс РФ не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяются нормы жилищного законодательства, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
Исходя из этого при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ, следует руководствоваться положениями ст.32 ЖК РФ.
Статья 32 ЖК РФ предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд:
1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Следовательно, если квартира в подлежащем сносу доме принадлежит гражданину на праве собственности, то указанное жилое помещение может быть изъято у собственника либо путём выкупа, либо соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену. При этом выплата предусмотренной статьёй 32 ЖК РФ суммы выкупа собственнику жилого помещения в доме, подлежащем сносу, не может быть поставлена в зависимость от бездействия органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, изымался ли земельный участок, на котором находился дом, для государственных или муниципальных нужд; в этом случае вышеназванная норма применяется по аналогии.
Статьями 195, 196 ГК РФ предусмотрено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с ч.1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как установлено в судебном заседании и следует из объяснений истца, договора от Дата годя на передачу квартиры в собственность Алтобасова Б.В., Жена, Дочь 1 (Дочь 1) М.Б., Дочь 2 (Дочь 2) И.Б., Сын 1, выписки из домовой книги, технического паспорта на указанную квартиру, копии паспорта на имя Алтобасова Б.В., истец до Дата года был зарегистрирован в принадлежащей ему на праве собственности трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., ... ..., ..., ... ... л.д. 16, 17-20, 121-122).
Из свидетельств о государственной регистрации права от Дата года следует, что истцу Алтабасову Б.В. и его жене Жена на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... л.д. 3-4).
Как следует из акта межведомственной комиссии от 05.06.2000 года, назначенной решением администрации г. Шарыпово № 330 от 11.05.2000 года, жилой дом Номер по ... ..., ... признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, в том числе и квартира Номер в указанном доме л.д. 112-113).
Данный акт был утвержден решением № 32-158 от 11.01.2001 года Шарыповского городского Совета, решение подписано и.о. главы города Шарыпово -Хохловым В.Г., которое было опубликовано в печатном издании " Огни Сибири" № 24-25 от 21.02.2001 года. Указанным решением был утвержден перечень домов, не пригодных для проживания, из которого следует, что дом Номер по ... в ... включен в указанный перечень за № 69 л.д. 98).
Решением Шарыповского городского Совета депутатов № 40-285 от 22.03.2005 года согласован порядок сноса ветхого жилья в п. Дубинино г. Шарыпово, в соответствии с которым дом Номер по ... ..., ... подлежит сносу 9-м по счету в 3-м квартале сноса жилых домов; на основании ст. 23 Устава города Шарыпово указанное решение подписано Главой города Шарыпово Хохловым В.Г. л.д. 107-108).
Согласно ответа главы города Шарыпово № 02-34/96 от 21.04.2008 года на обращение Алтабасова Б.В. о материальном возмещении за спорную квартиру в снесенном деревянном доме, Законом Красноярского края от 05.07.2005 г. № 15-3648 «О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, проживающих в п. Дубинино г. Шарыпово Красноярского края, не предусмотрена выплата компенсации собственникам жилых помещений л.д. 76-77).
Как следует из справки КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово № 1766 от 28.05.2010 г., не имеется возможности представить сведения по государственному учету жилищного фонда, в т.ч. по жилому дому Номер по ... ..., ведение которого производилось в соответствии с жилищным законодательством в период до 01.05.2005 г., поскольку Книга учета жилого фонда была утрачена в июле 2009 г. в результате подтопления служебного помещения КУМИ и ЗО в период ливневых дождей, восстановлению Книга учета жилого фонда не подлежит. Также не имеется возможность предоставить сведения по жилому помещению Номер указанного дома из Реестра муниципального жилищного фонда, так как ведение Реестра началось в апреле 2009 г. после смены руководства КУМИ и ЗО, ранее учет муниципальных жилых помещений не производился л.д. ).
Согласно представленной ответчиком информации по расселению жильцов дома Номер по ... ..., почти все жильцы дома были расселены в капитальные жилые помещения по различным целевым программам, за исключением жильцов четырех квартир, в том числе и жильцов квартиры Номер ; по данной квартире указано, что жильцы квартиры по месту жительства не проживали, на учете в Агентстве по реализации жилищных программ не состоят, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят, место жительства неизвестно л.д. 114-116).
В судебном заседании свидетели Свидетель 1 и Свидетель 2 подтвердили, что в ноябре 2007 года жильцов спорного дома выселили, отключили в доме воду и освещение, и после этого за неделю дом разобрали л.д. 124-125).
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что Администрацией г. Шарыпово было фактически принято и исполнено осенью 2007 года решение о сносе дома Номер по ..., ..., в котором находилась квартира Номер , принадлежавшая истцу и членам его семьи на праве собственности.
При таких обстоятельствах отсутствие письменного решения Администрации города Шарыпово Красноярского края о сносе жилого дома, не освобождает от возложенной на нее Жилищным кодексом РФ обязанности по выплате истцу компенсации; также суд находит, что срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права истцом не пропущен.
Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 ЖК РФ. В нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как следует из отчета ООО «РосЗемБизнесКонсалтинг» об оценке рыночной стоимости однокомнатной квартиры общей площадью 76,3 кв.м., по адресу: ..., ..., ..., ... ..., ... ...: рыночная стоимость оцениваемого помещения по состоянию на 26.11.2009 года составляет 73 106 рублей; с учетом уменьшения истцом заявленных требований, истец вправе требовать 1/5 части денежной компенсации согласно следующего расчета: 73 106 руб. : 5 = 14 621 рублей 20 коп.
В соответствии со статьей 124, 125 ГК РФ муниципальное образование является участником отношений, регулируемых гражданским законодательством и органы местного самоуправления своими действиями приобретают и осуществляют права и обязанности от имени соответствующего муниципального образования. Соответственно обязательства возникают у муниципального образования.
Таким образом, суд считает, что при установленных в судебном заседании обстоятельствах исковые требования о взыскании компенсации с ответчика - муниципального образования «Город Шарыпово» в лице администрации г. Шарыпово за счет казны муниципального образования подлежат удовлетворению в размере 14 621 рублей 20 копеек.
Кроме того, в силу требований ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с указанного ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины, пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 584,85 рублей, согласно расчету: 14 621 руб. 20 коп. х 4 %.
Судебные расходы в виде расходов за оказание юридической помощи в размере 1500 рублей, и расходов по оплате оценочных услуг в сумме 3000 рублей, подтверждаются квитанциями об оплате л.д. 119-120).
С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования законны, обоснованны, а поэтому подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Муниципального образования «Город Шарыпово Красноярского края» в лице Администрации города Шарыпово за счет казны муниципального образования «Город Шарыпово Красноярского края» в пользу Алтабасова Бориса Валериановича денежную компенсацию в размере 14 621 (четырнадцать тысяч шестьсот двадцать один) рубль 20 копеек, возврат судебных расходов по оплате государственной пошлины - 584 (пятьсот восемьдесят четыре) рубля 85 копеек, по оплате оценочных услуг в сумме 3000 (три тысячи) рублей, по оказанию юридической помощи - 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Администрация города Шарыпово Красноярского края вправе подать в Шарыповский городской суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение десяти суток по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: М.Ю.Бриткова