Дело № 2-503/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово от 23 июля 2010 года
Судья Шарыповского городского суда Красноярского края Байтерякова Р.В.,
при секретаре судебного заседания Королевой Е.В.,
с участием истицы Агафоновой Л.В.,
помощника Шарыповского межрайонного прокурора Васильева В.Н.,
представителей ответчиков Малевой С.С. (по доверенности Номер обезличен от 1 июня 2010 года), Громак Н.В. (по доверенности Номер обезличен от 1 февраля 2010 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Агафоновой Ларисы Валентиновны к открытому акционерному обществу «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС» о признании их действий незаконными, -
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор в интересах Агафоновой Л.В. обратился в суд с иском открытому акционерному обществу «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее - ОАО «ОГК-4») в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС» с требованиями: признать незаконными действия, связанные с предъявлением к оплате Агафоновой Л.В. стоимости услуг отопления ее жилища в период с 1 июня 2007 года по 14 сентября 2009 года, обязать ОАО «ОГК-4» прекратить действия по предъявлению к оплате Агафоновой Л.В. стоимости услуг отопления ее жилого помещения и задолженности за отопление, образовавшейся с 1 июня 2007 года по 14 сентября 2009 года в размере 57 513 руб. 82 коп.
Требования обоснованы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что истица с 5 января 2005 года по 14 сентября 2009 года работала старшим тренером-преподавателем и педагогом-психологом в МОУ ДОД ДЮСШ № 32, являлась педагогическим работником, с 29 марта 1993 года проживает в ... В соответствии со ст.55 Закона РФ «Об образовании» Агафонова Л.В. была освобождена от оплаты услуг по отоплению. Однако в нарушение указанной нормы Закона ответчик начисляет и предъявляет ей к оплате стоимость услуг отопления и задолженность по ним за указанный период.
При рассмотрении дела помощник прокурора Васильев Д.Н. и истица Агафонова Л.В. исковые требования уточнили в части периода незаконности действий ответчика, просили суд признать незаконными действия ответчика с 7 июня 2007 года по 14 сентября 2009 года, указанные требования поддержали.
Истица пояснила, что до 14.09.2009 г. она осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении с.Холмогорское Шарыповского района, проживает в с.Холмогорское с 1993 года до настоящего времени.
Представители ответчика Громак Н.В. и Малева С.С. (по доверенностям) при рассмотрении дела возражали против удовлетворения исковых требований, представили письменный отзыв, в котором приведены следующие правовые и фактические основания необоснованности заявленных требований.
Ни в Законе «Об образовании», ни в других нормативно-правовых актах, не сказано, что педагогические работники освобождены от внесения платы за отопление.
Отношения по реализации права истца на бесплатную жилую площадь с отоплением возникают непосредственно между истцом и органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, педагог обязан вносить плату за поставленную тепловую энергию для нужд отопления в общем порядке, а за возмещением расходов по оплате тепловой энергии, понесенных педагогом, обращаться в соответствии с действующим законодательством. А именно, требования педагогов по предоставлению льгот в полном объеме должны быть удовлетворены за счет казны РФ.
Законодатель разделяет понятие «исполнитель коммунальных услуг», который предоставляет коммунальные услуги, и понятие «ресурсоснабжающая организация», которая осуществляет продажу коммунальных ресурсов. ОАО «ОГК-4» является ресурсоснабжающей организацией и не занимается предоставлением коммунальных услуг. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации предоставлять льготы педагогическим работникам по оплате коммунальных услуг, в то время как действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность исполкомов сельских Советов депутатов (в настоящее время органы местного самоуправления) предоставлять указанные льготы.
Кроме того, социальная защита - публично-правовое обязательство Российской Федерации. Как следует из п. 5 ст. 55 Закона право на бесплатную площадь с отоплением - мера социальной поддержки педагогических работников.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 07.12.2006 г. № 524-О, социальная поддержка населения может осуществляться в разнообразных формах - в виде льгот, компенсаций, субсидий, услуг, дополнительных прав и пр.
В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 15.01.2009 г. № 189-О-О, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к компетенции законодателя.
В п. 2.3. Определения Конституционного суда РФ от 08.02.2007 г. № 322-О-П, указано, что Российская Федерация не устраняется от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона уровня мер социальной поддержки.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом.
В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 24.0б.2008г. № 366-О-О, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством и возлагая на нее обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты граждан, Конституция РФ относит социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный законодатель, закрепляя конкретные меры, направленные на социальную защиту различных категорий граждан, и определяя степень и формы участия субъектов РФ в реализации этих мер, вправе установить, что обеспечение соответствующих лиц мерами социальной защиты осуществляется субъектами РФ, и отнести расходные обязательства по обеспечению такими мерами к расходным обязательствам субъектов РФ.
Таким образом, предоставление льгот, указанных в п. 5 ст. 55 Закона, относится к деятельности по социальной защите граждан РФ, является публично-правовым обязательством Российской Федерации и расходным обязательством, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
Согласно ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К целям деятельности, предусмотренным уставом ОАО «ОГК-4», не относится социальная защита граждан РФ. Кроме того, ОАО «ОГК-4» не является субъектом публичного права.
Соответственно, ОАО «ОГК-4» не может нести обязанность по исполнению расходных обязательств публично-правового образования перед третьими лицами. ОАО «ОГК-4» в своей деятельности не подменяет деятельность Российской Федерации и субъектов РФ, т.к. это противоречит Конституции РФ и выходит за пределы правоспособности ОАО «ОГК-4».
Таким образом, ОАО «ОГК-4» не может предоставлять и не предоставляет какие-либо льготы гражданам РФ в рамках Закона.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
Частью 1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность граждан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.ч.2,4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу ст.8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении № 322-О-П от 8 февраля 2007 года, по положениям ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники освобождены от оплаты отопления.
Законом Красноярского края № 4-1256 от 7 февраля 2008 года, действовавшим до 1 июля 2010 года, установлен размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края. Согласно ст.1 названного Закона Красноярского края возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) и электроснабжения, в части платы за электрическую энергию, потребленную на освещение жилых помещений.
Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края.
Законом Красноярского края № 10-4691 от 10 июня 2010 года, вступившим в силу 1 июля 2010 года, определен порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением. В силу подп. «б» ст.3 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в размере 100 процентов оплаты отопления.
Из изложенного следует, что порядок получения денежной компенсации педагогическими работниками введен с 1 июля 2010 года.
Судом установлено, что Агафонова Л.В. с 5 января 2005 года по 14 сентября 2009 года работала старшим тренером-преподавателем и педагогом-психологом в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы № 32 Шарыповского района, что подтверждается справкой Номер обезличен от Дата обезличена года, записями в трудовой книжке Агафоновой Л.В. В соответствии с подп.8 п.4 ст.12 Закона РФ «Об образовании» дошкольные учреждения относятся к образовательным.
Истице принадлежит на праве собственности квартира ..., где она проживает с 29 марта 1993 года. Изложенное следует из договора купли-продажи, технического паспорта на квартиру.
По объяснениям истицы, прокурора и представителей ответчика при рассмотрении дела ОАО «ОГК-4» оказывает услуги истице по отоплению указанного жилого помещения.
Согласно п.3 ст.2 Устава Шарыповского района Красноярского края, зарегистрированного 31.03.1997 года в Управлении юстиции администрации Красноярскому краю, муниципальное образование Холмогорский сельсовет входит в состав Шарыповского района.
Из объяснений истицы при рассмотрении дела следует, что в течение спорного периода с 7.06.2007 года по 14.09.2009 года она получала квитанции филиала «Тепловые сети БГРЭС» ОАО «ОГК-4» на оплату коммунальных услуг, в том числе и за отопление. Услуги по отоплению она не оплачивала, в связи с чем образовалась задолженность по указанной услуге. В настоящее время ответчик в выставляемых квитанциях указывает задолженность, образовавшуюся за отопление в спорный период. В подтверждение представила квитанции за 4 месяца 2010 года, 9 месяцев 2009 года, 5 месяцев 2007 года, справку о задолженности.
Представители ответчика при рассмотрении дела изложенные обстоятельства не оспорили.
26 марта 2008 года Шарыповским межрайонным прокурором было вынесено представление филиалу «Тепловые сети Березовской ГРЭС» ОАО «ОГК-4» об устранении нарушений Закона РФ «Об образовании», поскольку в нарушение указанного Закона льгота педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, не предоставляется. Льготы при начислении и предъявлении к оплате педагогам за отопление не учитываются.
21 января 2009 года, 1 февраля 2010 года, 12 апреля 2010 года Шарыповской межрайонной прокуратурой в адрес ответчика были направлены письма с требованием устранить допущенные нарушения ст.55 Закона РФ «Об образовании», а также предоставления пояснений причин неисполнения Закона.
Из писем Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 18.08.2009 года и от 10 июня 2010 года следует, что в связи с признанием Верховным Судом РФ в определении от 18.04.2007 г. № 53 противоречащими федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению положений Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предусматривающих предоставление субсидий педагогическим работникам в сельской местности на оплату жилья и коммунальных услуг, в Красноярском крае с июля 2007 года мера социальной поддержки, установленная п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», предоставляется в натуральном выражении в виде освобождения педагогических работников от оплаты за жилое помещение и коммунальный услуги (отопление и освещение).
Исходя из изложенного, суд находит установленным, что основания получения льготы в виде освобождения истицы от оплаты стоимости услуг отопления имеются, компенсация расходов педагогическим работникам по оплате отопления на территории Красноярского края установлена лишь с 1 июля 2010 года, до указанного периода существовал механизм реализации мер социальной поддержки педагогических работников виде предоставления льгот в натуральном виде.
Учитывая, что выставляемые ответчиком квитанции представляют собой требование об оплате указанной в них суммы лицом, которому эти квитанции адресованы, то есть истицей, отсутствие оснований для такого требования в период с 7.06.2007 года по 14.09.2009 года, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований. Иск подлежит удовлетворению.
Доводы представителей ответчиков о том, что ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогическим работникам предоставлено право на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением, а не освобождение от оплаты коммунальной услуги в виде отопления жилья, суд не принимает во внимание, поскольку данный довод опровергается вышеизложенным.
Ссылку в отзыве о том, что ОАО «ОГК-4» не может предоставлять такие льготы в натуральном виде, поскольку законодательством предусмотрено предоставление гражданам компенсации по оплате коммунальных услуг, суд также находит несостоятельной.
По положениям ст.8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Как установлено при рассмотрении дела, порядок компенсации на территории Красноярского края введен с 1 июля 2010 года.
При освобождении педагогических работников от оплаты за отопление ответчик не исполняет обязательства Российской Федерации. Законодатель, устанавливая механизм реализации льгот в натуральном виде, в конечном итоге не перекладывает бремя финансирования этих льгот на организации, осуществляющие оказание коммунальных услуг. Предоставление таких льгот в спорный период, как установлено при рассмотрении дела, подлежит возмещению за счет средств соответствующего бюджета. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ ответчик обязан соблюдать Конституцию РФ и законы, в том числе, связанные с реализацией льгот гражданам, как организация, непосредственно оказывающая услуги населению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать действия открытого акционерного общества «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС», связанные с предъявлением к оплате Агафоновой Ларисе Валентиновне стоимости услуг отопления её жилья и задолженности за отопление за период с 7 июня 2007 года по 14 сентября 2009 года, незаконными и обязать прекратить указанные действия.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...й