2-488/10 О признании незаконными действий организации



Дело № 2-488/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Шарыпово от 23 июля 2010 года

Судья Шарыповского городского суда Красноярского края Байтерякова Р.В.,

при секретаре судебного заседания Королевой Е.В.,

представителя истицы Шарабурко В.А. (по доверенности от Дата обезличена),

помощника Шарыповского межрайонного прокурора Васильева В.Н.,

представителей ответчиков Малевой С.С. (по доверенности Номер обезличен), Громак Н.В. (по доверенности Номер обезличен),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Шарабурко Людмилы Ивановны к открытому акционерному обществу «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС» о признании их действий незаконными, -

УСТАНОВИЛ:

Шарыповский межрайонный прокурор в интересах Шарабурко Л.И. обратился в суд с иском открытому акционерному обществу «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее - ОАО «ОГК-4») в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС» с требованиями: признать незаконными действия, связанные с предъявлением к оплате Шарабурко Л.И. стоимости услуг отопления ее жилища, в том числе за период с 1 июня 2007 года по настоящее время, обязать ОАО «ОГК-4» прекратить действия по предъявлению к оплате Шарабурко Л.И. стоимости услуг отопления ее жилого помещения, в том числе задолженности за отопление, образовавшейся с 1 июня 2007 года по дату вынесения решения суда.

Требования обоснованы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что истица с 03.02.2003г. по настоящее время работает воспитателем в МДОУ № 8 «Теремок» п. Дубинино, является педагогическим работником, с 26.03.2002г. проживает в рабочем поселке - ... В соответствии со ст.55 Закона РФ «Об образовании» Шарабурко Л.И. освобождена от оплаты услуг по отоплению. Однако в нарушение указанной нормы закона ответчик начисляет и предъявляет ей к оплате стоимость услуг отопления и задолженность по ним.

Истица Шарабурко Л.И. на рассмотрение дела не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена, об уважительности неявки суду не сообщила, ходатайств и возражений не представила.

Помощник Шарыповского межрайонного прокурора Васильев Д.Н. при рассмотрении дела исковые требования в части периода незаконности действий ответчика уточнил, просил признать незаконными действия ответчика с 1 июня 2007 года по 1 июля 2010 года. Иск поддержал.

Представитель истца Шарабурко В.А. (по доверенности от Дата обезличена года) уточненные исковые требования поддержал и пояснил, что истица с 2003 г. до настоящего времени работает воспитателем в детском саду в поселке Дубинино, зарегистрирована и проживает в этом же поселке.

Представители ответчика Громак Н.В. и Малева С.С. (по доверенностям) при рассмотрении дела возражали против удовлетворения исковых требований, представили письменный отзыв, в котором приведены следующие правовые и фактические основания необоснованности заявленных требований.

Ни в Законе «Об образовании», ни в других нормативно-правовых актах, не сказано, что педагогические работники освобождены от внесения платы за отопление.

Отношения по реализации права истца на бесплатную жилую площадь с отоплением возникают непосредственно между истцом и органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, педагог обязан вносить плату за поставленную тепловую энергию для нужд отопления в общем порядке, а за возмещением расходов по оплате тепловой энергии, понесенных педагогом, обращаться в соответствии с действующим законодательством. А именно, требования педагогов по предоставлению льгот в полном объеме должны быть удовлетворены за счет казны РФ.

Законодатель разделяет понятие «исполнитель коммунальных услуг», который предоставляет коммунальные услуги, и понятие «ресурсоснабжающая организация», которая осуществляет продажу коммунальных ресурсов. ОАО «ОГК-4» является ресурсоснабжающей организацией и не занимается предоставлением коммунальных услуг. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации предоставлять льготы педагогическим работникам по оплате коммунальных услуг, в то время как действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность исполкомов сельских Советов депутатов (в настоящее время органы местного самоуправления) предоставлять указанные льготы.

Кроме того, социальная защита - публично-правовое обязательство Российской Федерации. Как следует из п. 5 ст. 55 Закона право на бесплатную площадь с отоплением - мера социальной поддержки педагогических работников.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 07.12.2006 г. № 524-О, социальная поддержка населения может осуществляться в разнообразных формах - в виде льгот, компенсаций, субсидий, услуг, дополнительных прав и пр.

В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 15.01.2009 г. № 189-О-О, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к компетенции законодателя.

В п. 2.3. Определения Конституционного суда РФ от 08.02.2007 г. № 322-О-П, указано, что Российская Федерация не устраняется от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона уровня мер социальной поддержки.

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом.

В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 24.0б.2008г. № 366-О-О, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством и возлагая на нее обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты граждан, Конституция РФ относит социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный законодатель, закрепляя конкретные меры, направленные на социальную защиту различных категорий граждан, и определяя степень и формы участия субъектов РФ в реализации этих мер, вправе установить, что обеспечение соответствующих лиц мерами социальной защиты осуществляется субъектами РФ, и отнести расходные обязательства по обеспечению такими мерами к расходным обязательствам субъектов РФ.

Таким образом, предоставление льгот, указанных в п. 5 ст. 55 Закона, относится к деятельности по социальной защите граждан РФ, является публично-правовым обязательством Российской Федерации и расходным обязательством, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Согласно ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К целям деятельности, предусмотренным уставом ОАО «ОГК-4», не относится социальная защита граждан РФ. Кроме того, ОАО «ОГК-4» не является субъектом публичного права.

Соответственно, ОАО «ОГК-4» не может нести обязанность по исполнению расходных обязательств публично-правового образования перед третьими лицами. ОАО «ОГК-4» в своей деятельности не подменяет деятельность Российской Федерации и субъектов РФ, т.к. это противоречит Конституции РФ и выходит за пределы правоспособности ОАО «ОГК-4».

Таким образом, ОАО «ОГК-4» не может предоставлять и не предоставляет какие-либо льготы гражданам РФ в рамках Закона.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Частью 1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность граждан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.ч.2,4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу ст.8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении № 322-О-П от 8 февраля 2007 года, по положениям ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники освобождены от оплаты отопления.

Законом Красноярского края № 4-1256 от 7 февраля 2008 года, действующим до 1 июля 2010 года, установлен размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края. Согласно ст.1 названного Закона Красноярского края возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) и электроснабжения, в части платы за электрическую энергию, потребленную на освещение жилых помещений.

Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края.

Законом Красноярского края № 10-4691 от 10 июня 2010 года, вступившим в силу 1 июля 2010 года, определен порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением. В силу подп. «б» ст.3 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в размере 100 процентов оплаты отопления.

Из изложенного следует, что порядок получения денежной компенсации педагогическими работниками введен 1 июля 2010 года.

Судом установлено, что Шарабурко Л.И. является педагогическим работником (воспитатель) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 8 «Теремок» п. Дубинино с 3 февраля 2003 года, что подтверждается справкой МДОУ № 8 «Теремок» № 67 от 19 августа 2009 года. В соответствии с подп.8 п.4 ст.12 Закона РФ «Об образовании» учреждения дополнительного образования детей относится к образовательному учреждению.

Истице принадлежит на праве собственности квартира ..., где она проживает с 26 марта 2002 года. Изложенное следует из договора на передачу квартиры в собственность граждан, технического паспорта на квартиру, домовой (поквартирной) книги.

По объяснениям прокурора и представителей истицы и ответчика при рассмотрении дела, ОАО «ОГК-4» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС», оказывает услуги истице по отоплению указанного жилого помещения.

Согласно п.2 ст.3 Устава города Шарыпово Красноярского края, зарегистрированного 20 ноября 2009 года в Управлении Минюста РФ по Красноярскому краю, п. Дубинино является рабочим поселком.

Из представленных прокурором квитанций, выставляемых Шарабурко Л.И. на оплату услуг филиала «Тепловые сети БГРЭС» ОАО «ОГК-4» за период с июня 2007 года по июль 2010 года видно, что в оплату включены услуги по отоплению, указана задолженность по отоплению. Представитель истицы при рассмотрении дела пояснил, что в спорный период оплату отопления истица не производила.

Решением мирового судьи судебного участка № 132 в г. Шарыпово Красноярского края от Дата обезличена года в удовлетворении иска ОАО «ОГК-4» к Шарабурко Л.И. о взыскании задолженности за тепловую энергию в размере 32 818 руб. 51 коп., образовавшейся с 1 июня 2007 года по 1 июня 2009 года, отказано. Отказывая в иске, мировой судья, сославшись на ст.55 Закона РФ «Об образовании», указал, что педагогические работники освобождены от оплаты отопления. Определением Шарыповского городского суда Красноярского края от 10 ноября 2009 года решение мирового судьи оставлено без изменения.

26 марта 2008 года Шарыповским межрайонным прокурором было вынесено представление филиалу «Тепловые сети Березовской ГРЭС» ОАО «ОГК-4» об устранении нарушений Закона РФ «Об образовании», поскольку в нарушение указанного Закона льгота педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, не предоставляется. Льготы при начислении и предъявлении к оплате педагогам за отопление не учитываются.

21 января 2009 года, 1 февраля 2010 года, 12 апреля 2010 года Шарыповской межрайонной прокуратурой были направлены письма с требованием устранить допущенные нарушения ст.55 Закона РФ «Об образовании», а также предоставления пояснений причин неисполнения Закона.

Из писем Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 18 августа 2009 года и от 10 июня 2010 года следует, что в связи с признанием Верховным Судом РФ в определении от 18.04.2007 г. № 53 противоречащими федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению положений Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предусматривающих предоставление субсидий педагогическим работникам в сельской местности на оплату жилья и коммунальных услуг, в Красноярском крае с июля 2007 года мера социальной поддержки, установленная п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», предоставляется в натуральном выражении в виде освобождения педагогических работников от оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (отопление и освещение).

Согласно письму Управления социальной защиты населения администрации г. Шарыпово от 26 августа 2009 года, Шарабурко Л.И. предоставлялись меры социальной поддержки с 01.01.2007г. по 01.05.2007г. в размере 100 процентов оплаты отопления. Согласно заявлению Шарабурко Л.И. суммы льгот по данным видам выплат перечислялись на расчетные счета соответствующих организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.

Исходя из изложенного, суд находит установленным, что основания получения льготы в виде освобождения истицы от оплаты стоимости услуг отопления имеются, компенсация расходов педагогическим работникам по оплате отопления на территории Красноярского края установлена лишь с 1 июля 2010 года, до указанного периода существовал механизм реализации мер социальной поддержки педагогических работников виде предоставления льгот в натуральном виде.

Учитывая, что выставляемые ответчиком квитанции представляют собой требование об оплате указанной в них суммы лицом, которому эти квитанции адресованы, то есть истицей, отсутствие оснований для такого требования в период с 1 июня 2007 года по 1 июля 2010 года, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований. Иск подлежит удовлетворению.

Доводы представителей ответчиков о том, что ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогическим работникам предоставлено право на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением, а не освобождение от оплаты коммунальной услуги в виде отопления жилья, суд не принимает во внимание, поскольку данный довод опровергается вышеизложенным.

Ссылку ответчика в отзыве о том, что ОАО «ОГК-4» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС» не может предоставлять такие льготы в натуральном виде, поскольку законодательством предусмотрено предоставление гражданам компенсации по оплате коммунальных услуг, суд также находит несостоятельной.

По положениям ст.8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Как установлено при рассмотрении дела, порядок компенсации на территории Красноярского края введен с 1 июля 2010 года.

При освобождении педагогических работников от оплаты за отопление ответчик не исполняет обязательства Российской Федерации. Законодатель, устанавливая механизм реализации льгот в натуральном виде, в конечном итоге не перекладывает бремя финансирования этих льгот на организации, осуществляющие оказание коммунальных услуг. Предоставление таких льгот в спорный период, как установлено при рассмотрении дела, подлежит возмещению за счет средств соответствующего бюджета. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ ответчик обязан соблюдать Конституцию РФ и законы, в том числе, связанные с реализацией льгот гражданам, как организация, непосредственно оказывающая услуги населению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать действия открытого акционерного общества «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС», связанные с предъявлением к оплате Шарабурко Людмилы Ивановны стоимости услуг отопления её жилья и задолженности за отопление за период с 1 июня 2007 года по 1 июля 2010 года, незаконными и обязать прекратить указанные действия.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...