2-324/10 О предоставлении вне очереди жилого помещения



Дело № 2-324/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2010 года г.Шарыпово

Судья Шарыповского городского суда Красноярского края Бриткова М.Ю.,

при секретаре Литвиновой Н.Н.,

с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора Ахтямовой О.Е.,

истицы Сухановой О.А.,

представителя ответчика Администрации города Шарыпово Красноярского края Теплякова В.А. (по доверенности № 9 от 11.01.2010 г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Сухановой Ольги Александровны к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шарыповский межрайонной прокуратуры в интересах Сухановой О.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, обосновывая тем, что в ходе проведенной проверки по заявлению Сухановой О.А., относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, о нарушении ее прав на жилье, установлено, что главой г. Шарыпово принято Распоряжение № 1157 от 02.07.2009г. «Об утверждении решения жилищной комиссии от 10.06.2009г.» Согласно п. 5 указанного распоряжения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принята Суханова О.А.. В качестве основания принятия на учет Сухановой О.А. в Приложении № 5 указан п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, который предусматривает в качестве основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отсутствие жилого помещения у гражданина, предоставленного ему или члену его семьи по договору социального найма или находящегося в собственности. В соответствии со ст.148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения и обеспечивают его сохранность. За Сухановой О.А. при учреждении над ней попечительства распоряжением главы ... Номер обезличен от Дата обезличенаг. закреплено жилье по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., которое принадлежало ей и ее матери ФИО 1 на основании договора купли-продажи от Дата обезличенаг. Согласно акта межведомственной комиссии от 06.02.2009г., здание по указанному адресу ветхое и непригодно для проживания, в связи с нецелесообразностью вложения средств в его капитальный ремонт (затраты на капитальный ремонт здания и приведение его в работоспособное состояние, соответствующее действующим нормам и правилам сопоставимы со стоимостью строительства нового аналогичного здания). Таким образом, Суханова О.А. имеет закрепленное жилое помещение и сохранила на него право. Вместе с тем, жилье признано ветхим и непригодным для проживания, что является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предусмотренным п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. В соответствии с ч.2 ст.52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Суханова в своем заявлении о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении указала в качестве оснований: 1. Проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям; 2. отнесение ее к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3. отсутствие жилого помещения по договору социального найма и (или) на праве собственности. Как установлено, Суханова не имеет право на предоставление ей жилого помещения в связи с отнесением ее к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку имеет закрепленное жилое помещение. Пункт 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ предусматривает право на предоставление жилого помещения вне очереди гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Таким образом, Суханова О.А. имеет право на предоставление ей жилого помещения вне очереди, так как жилое помещение, в котором она проживает, признано непригодным для проживания. Приказом руководителя управления социальной защиты населения администрации г. Шарыпово № 35 от 03.06.2009г. Суханова О.А. и члены ее семьи - сын ФИО 4, Дата обезличенаг.р., признаны малоимущими. Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан. В связи с чем, просит обязать администрацию г. Шарыпово предоставить Сухановой О.А. по договору социального найма вне очереди жилое помещение в г. Шарыпово общей площадью не менее нормы предоставления на человека.

В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Ахтямова О.Е. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила суд обязать администрацию г. Шарыпово предоставить истице вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м., с учетом несовершеннолетнего сына истицы.

Истица Суханова О.А. действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетнего ФИО 4, в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Тепляков В.А. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что истица является собственницей жилого дома, признанного непригодным для проживания, в связи с чем может требовать только выкупную цену за данный дом в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.

Выслушав доводы помощника Шарыповского межрайонного прокурора Ахтямовой О.Е., истицы Сухановой О.А., представителя ответчика Теплякова В.А., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно заявлению от 05.04.2010 г., Суханова О.А. просит Шарыповского межрайонного прокурора обратиться в суд в ее интересах с требованиями о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

С учетом изложенного, суд полагает, что Шарыповским межрайонным прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту нарушенных прав на жилище Сухановой О.А.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина -обязанность государства.

Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.

Статья 1 ЖК РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

В силу статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Статья 10 ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

В соответствии частью 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

В соответствии со ст.148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения и обеспечивают его сохранность.

Как установлено в судебном заседании, за Сухановой О.А. при учреждении над ней попечительства распоряжением главы г. Шарыпово № 495 от 05.07.2005г. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., которое принадлежало ей и ее матери ФИО 1 на основании договора купли-продажи от Дата обезличена г.

Согласно выписке из домовой книги, по адресу: ... ..., ..., ..., кроме ФИО 1, Сухановой О.А., ФИО 3 в квартире проживают ФИО 4, ФИО 2

Согласно акту межведомственной комиссии от 06.02.2009г., здание по указанному адресу ветхое и непригодно для проживания, в связи с нецелесообразностью вложения средств в его капитальный ремонт (затраты на капитальный ремонт здания и приведение его в работоспособное состояние, соответствующее действующим нормам и правилам сопоставимы со стоимостью строительства нового аналогичного здания).

Согласно заявлению Сухановой О.А. поданному Дата обезличена г. в администрацию г. Шарыпово, она просит принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, указав в качестве оснований: проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям; отнесение ее к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие жилого помещения по договору социального найма и (или) на праве собственности; с учетом несовершеннолетнего сына ФИО 4

Приказом руководителя управления социальной защиты населения администрации г. Шарыпово № 35 от 03.06.2009г. Суханова О.А. и члены ее семьи - сын ФИО 4, Дата обезличенаг.р., признаны малоимущими.

Согласно сообщению Федеральной Регистрационной службы от 25.05.2009г., от 02.06.2009 г., в едином государственном реестре прав права на имя Сухановой О.А. не зарегистрированы.

Из сообщения начальника Шарыповского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризации - Федерального БТИ» по Красноярскому краю следует, по состоянию на 26.06.1999 года на объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., ... снят с технического учета 08.04.2009 года в связи со сносом.

В соответствии с распоряжением № 1157 от 02.07.09г. и приложением № 5, согласно п. 4, Суханова О.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ и п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

В соответствии с распоряжением № 242 от 10.02.2010г. о внесении изменений в распоряжение от 02.07.2009 г. № 1157, внесено изменение: строку № 4 приложения 5 к распоряжению, Суханова О.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ и п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

По смыслу вышеприведенных законоположений законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения, а также члены семьи нанимателя либо собственника жилого помещения.

В связи с этим суд находит несостоятельными доводы представителя Администрации города Шарыпово Теплякова В.А. о том, что истица, имея жилое помещение, не пригодное для проживания на праве собственности, не имеет права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в порядке п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Суд находит доводы представителя администрации г. Шарыпово о том, что в отношении собственника жилого помещения действуют только положения ст. 32 ЖК РФ, при рассмотрении данного искового заявления необоснованными, поскольку названная правовая норма регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не исключает действия статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, поскольку закрепленное за истицей жилое помещение признано ветхим и непригодным для проживания, Суханова О.А. признана малоимущей в установленном законом порядке, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, она обоснованно и законно была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 3 части 1 ст. 51 ЖК РФ, вследствие этого у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ей и члену ее семьи (несовершеннолетнему сыну) жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что заявленные Шарыповским межрайонным прокурором требования законны, обоснованны и поэтому подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Сухановой Ольги Александровны удовлетворить:

Обязать Администрацию города Шарыпово Красноярского края предоставить Сухановой Ольге Александровне вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 18 кв.м., в границах муниципального образования " город Шарыпово Красноярского края".

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение десяти дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий: М.Ю. Бриткова