Решение о признанни незаконными действий и возложении обязанности



Дело № 2-790/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2010 года г.Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,

при секретаре Литвиновой Н.Н.,

с участием истца Кокаревой Л.А., представителя ответчика Тимохиной И.В. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокаревой Людмилы Алексеевны к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платы за электроснабжение по показаниям общедомового прибора учета в отсутствие договора с потребителем, возложении обязанности устранить нарушения законодательства и произвести перерасчет,

с привлечением третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ТСЖ «Западный»,

УСТАНОВИЛ:

Кокарева Л.А. обратилась в суд с иском к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании действий ответчика по начислению платы за электроснабжение в квартиру по адресу: г. Шарыпово, <адрес> <адрес>, в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за период с января 2009 г. по июль 2010 г. по показаниям общедомового прибора учета в объеме 1465 кВт.ч в отсутствие договора с потребителем незаконным, возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства и произвести перерасчет размера платы на объем доначисления произведенного за период с января 2009 года по июль 2010 года в объеме 1465 кВт.ч. на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Свои требования истица мотивировала тем, что она проживает в многоквартирном <адрес> <адрес> <адрес>, является собственником <адрес>. Оплата электрической энергии производится им непосредственно Шарыповскому межрайонному отделению ОАО «Красноярскэнергосбыт». Квартира у нее оборудована индивидуальным прибором учета с марта 2009 года, начисление платежей производится исходя из показаний прибора учета, до этого времени индивидуального прибора учета не было. До 2008 года расчеты за электрическую энергию собственники помещений производили ответчику в соответствии со ст. 540 ГК РФ, по индивидуальным приборам учета. В декабре 2006 года собственниками помещений было принято решение не перезаключать ранее заключенные договоры энергоснабжения, новые условия по начислению платы за услуги электроснабжения собственниками на собрании не рассматривались. В период 2007 года расчеты за электроэнергию, потребляемые на общедомовые нужды, производила организация обслуживающая многоквартирный дом. Между обслуживающей многоквартирный дом организацией и энергоснабжающей организацией был заключен договор энергоснабжения, который в 2007 году по инициативе обслуживающей организации был расторгнут. В связи с расторжением договора энергоснабжения ОАО «Красноярскэнергосбыт» с 2008 года в одностороннем порядке изменил порядок начисления платы собственникам помещений. Вопрос об изменении условий расчетов с энергоснабжающей организацией, а также вопрос об установке прибора учета (общедомового) с собственниками помещений в многоквартирном доме не решался. Согласно выставленных квитанций ответчиком предъявлялись требования об оплате за период с января 2009 года по март 2009 года на общую сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в том числе: январь - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., февраль - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., март - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., из них сумма начисленная сверх норматива составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в том числе: январь - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., февраль - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., марта - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Сумма небаланса, начисленная в период, когда квартира не была оборудована прибором учета составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Из квитанций видно, что начисление платы в период отсутствия индивидуального прибора учета производилось в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг. С апреля 2009 года после установки индивидуального прибора учета электрической энергии, ответчик изменил порядок расчетов за электрическую энергию, договор на услуги электроснабжения не заключался. Сумма «небаланса», начисленная после установки прибора учета составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., всего сумма начислений «небаланса» за период с января 2009 г. по июль 2010 г. составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Поскольку решение вопросов об определении организации оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений, истица считает, что такие условия, как наличие общедомового прибора учета электрической энергии, порядок снятия показаний с данного прибора, определение организации осуществляющей эксплуатацию такого прибора относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Эксплуатацию прибора может осуществлять только организация, определенная собственниками, а показания прибора являются обязательными для проведения расчетов за электроснабжение, договор энергоснабжения заключаемый с каждым собственником помещений должен содержать в себе указанную информацию, а также информацию о количестве собственников проживающих в помещениях не оборудованных приборами учета. Ответчик, не являясь организацией управляющей многоквартирным домом, самостоятельно определил организацию, осуществляющую эксплуатацию общедомового прибора. Полагает, что при таких условиях заключение письменного договора между энергоснабжающей организацией и потребителем обязательно. 01 декабря 2008 г. решением собственников помещений <адрес> был изменен способ управления многоквартирным домом на управление товариществом собственников жилья, создано ТСЖ «Западный», вопросы по управлению товариществом поручены правлению товарищества. Согласно п. 3 Правил № 307, письму Минрегиона РФ от 03.05.2007 г. № 8326-РМ/07, при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом ТСЖ, последние должны заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов (договор ресурсоснабжения) (л.д. 3-7, 56-57).

Истица Кокарева Л.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по тем же основаниям.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ТСЖ «Западный» - Кирсанова Е.С. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представила письменные пояснения на исковое заявление, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений <адрес> <адрес> <адрес> по выбору способа управления - управления товариществом собственников жилья. Было принято решение о создании товарищества собственников жилья «Западный», что подтверждается протоколом собрания собственников жилья № 1 от 17.11.2008 г. Согласно ст. 137 ЖК РФ заключение договоров об оказании коммунальных услуг и прочих договоров в интересах членом товарищества является правом ТСЖ, а не обязанностью; на внеочередном общем собрании собственников помещений было принято решение о не перезаключении договоров на предоставление коммунальных услуг, заключенных ранее непосредственно с ресурсоснабжающими организациями и производить расчеты за коммунальные услуги по ранее заключенным договорам. ТСЖ «Западный» не оказывает коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных домов; коммунальные услуги в части электроснабжения поставляет ресурсоснабжающая организация - ОАО «Красноярскэнергосбыт», то есть собственники самостоятельно оплачивали и оплачивают коммунальные услуги во все ресурсоснабжающие организации, в том числе в ОАО «Красноярскэнергосбыт» за электрическую энергию (л.д. 59).

Представитель ОАО «Красноярскэнергосбыт» Тимохина И.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на следующее. ОАО «Красноярскэнергосбыт» осуществляет поставку электрической энергии в многоквартирный жилой <адрес> <адрес> <адрес>, в данном доме установлены общедомовые приборы учета. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации гражданам предоставляются коммунальные услуги и на граждане обязаны оплачивать коммунальные услуги, в состав которых входит электроснабжение. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. (далее -Правила №307) плата за электроснабжение для гр.Кокаревой Л.А.. включает в себя плату за электроэнергию потребленную в квартире и плату электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. 26.02.2008 года ПО «КАТЭКэлектросеть» филиала ОАО «МРСК-Сибири» - Красноярскэнерго на границе раздела между своими сетями и жилым домом (ВРУ-0,4 кВ ж/д. №652) были установлены общедомовые приборы учета, при их принятии на расчёты проведена проверка схемы подключения приборов учёта, проверены приборы учёта и расчётная мощность юридических лиц, расход электрической энергии которых минусуется с общедомового учёта. С марта 2008года расход электроэнергии на внутридомовые нужды предъявляется жильцам многоквартирного жилого <адрес> составе доначисления по общедомовомым приборам учета. Согласно п. 7 Правил № 307 собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имуществасобственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета размер платы за электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется исходя из норматива потребления и количества, зарегистрированных в помещении жильцов, по формуле 3,а в помещениях, оборудованных указанными приборами учета, определяется по формуле 9, и распределяется пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета. Пункт 22 Правил №307 определяет, что собственники помещений несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если в отдельных помещениях нет индивидуальных счетчиков, плата за коммунальные услуги для их собственников рассчитывается в соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг (по аналогии с ситуацией, когда в доме нет вообще никаких приборов учета). В свою очередь указанный п. 19 предусматривает регулярное (ежеквартальное или, если предусмотрено договором, ежегодное) проведение корректировки по формуле 4 (пп. 4 п. 1 Приложения 2). Применение этой формулы, а также формул 9 и 3 позволяет ОАО «Красноярскэнергосбыт» распределить объем потребленной многоквартирным домом электрической энергии, определенной по показаниям общедомового прибора учета, между собственниками жилых помещений данного дома при расчете платы за электроснабжение. До марта 2010 года ОАО «Красноярскэнергосбыт» осуществляло корректировку платы за потребленную эл.энергию следующим образом: за 2008год 1 раз в год; в течение 2009 года ежемесячно. По представлению Шарыповского межрайонного прокурора №38-ж-2010 от 05.03.2010 г. ОАО «Красноярскэнергосбыт» устранило указанные в представлении нарушения действующего законодательства в сфере электроснабжения в отношении всех граждан-потребителей. В настоящее время размер ежемесячной платы за электроснабжение в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, рассчитывается по формуле 3, включающий такой показатель, как норматив потребления коммунальной услуги, в котором учитываются и количество эл.энергии, предназначенное для содержания общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, указанная плата подлежит корректировке по формуле 4 в целях равномерного распределения всей электрической энергии с учетом показаний общедомового прибора. Корректировка проводится ежеквартально, как этого требует законодательство. Снятие показаний общедомовых приборов учета осуществляется
представителями ПО «КАТЭКэлектросеть» филиала ОАО «МРСК-Сибири» -
Красноярскэнерго, так как она осуществляет обслуживание электрических сетей до ввода в многоквартирный <адрес> и вправе снимать контрольные показания с общедомового прибора учета установленного на вводе в дом.

Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения,
электроснабжения заключенные с энергоснабжающей организацией являются
договорами энергоснабжения и регулируются нормами § 6 "Энергоснабжение" гл. 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации. Выставление счет-квитанций на оплату электрической энергии и произведенная истцом оплата фактически является заключенным договором энергоснабжения.В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения признается публичным, ОАО «Красноярскэнергосбыт» не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключенного публичного договора, кроме случаев, предусмотренным законом и иными правовыми актами. Цена и условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий граждан. Между истцом и ОАО «Красноярскэнергосбыт» существуют самостоятельные публичные договорные отношения по снабжению и оплате электрической энергии, на истце лежит обязанность, по оплате электрической энергии исходя из показаний прибора учета, установленного на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Доводы, изложенные в исковом заявлению о том, что заключение письменного договора между энергоснабжающей организацией и потребителем обязательно ни чем не обоснованы. ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось 22.12.2009года в адрес ТСЖ «Западный» с предложением о заключении соответствующего договора. До настоящего времени договор не заключен, более того в ответ на письмо ТСЖ «Западный» сообщило, что на основании ст. 137 Жилищного кодекса РФ заключить договор об оказании коммунальных услуг является их правом, а не обязанностью. Правилами №307 предусмотрены случаи проведения перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, поэтому у ОАО «Красноярскэнергосбыт» отсутствует основание для проведения перерасчета платы за потребленную эл.энергию Кокаревой Л.А.. Более того требования истца о проведении перерасчета по основаниям изложенным в исковом заявлении законодательством не предусмотрены.

Договор на оказание коммунальных услуг должен быть заключен между исполнителем и потребителем (т.е. непосредственно между ТСЖ «Западный» и гр. Кокаревой Л.А.) (л.д. 48-51, 73-76).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

По правилам ст.8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Согласно п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома. несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В силу требований п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Из преамбулы Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, которым утверждены Правила, видно, что оно принято в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Абзацем вторым пункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объем электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме системами коммунальной инфраструктуры.

Правилами № 307 установлен порядок оплаты электроэнергии при различных условиях оборудования жилых домов или помещений многоквартирного дома (коллективными общедомовыми), общими (квартирными), индивидуальными приборами учета и при отсутствии приборов учета.Расходы электрической энергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме учитываются при расчете платы за коммунальные услуги (для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, по формуле 9, а для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, - по формулам 3 и 4), что соответствует пункту 1 статьи 39 и пункту 1 статьи 153 Жилищного кодекса.

В соответствии с п. 37 Правил № 307 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Требований к оформлению платежного документа перечислены в п. 38 Правил № 307.

В соответствии с Правилами № 307 перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг производится в случаях:

Пункт 54 - при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.

Пункт 55 -перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в пункте 54 настоящих Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг.

Пункт 71 - акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.

В соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007г. № 11356-ЮТ/07 количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальные услуги. Пункт 22 Правил №307 определяет, что собственники помещений несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если в отдельных помещениях нет индивидуальных счетчиков, плата за коммунальные услуги для их собственников рассчитывается в соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг (по аналогии с ситуацией, когда в доме нет вообще никаких приборов учета). В свою очередь указанный п. 19 предусматривает регулярное (ежеквартальное или, если предусмотрено договором, ежегодное) проведение корректировки по формуле 4 (пп. 4 п. 1 Приложения 2).

В соответствии с п. 61 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему потребителем (далее - заявитель). Согласно п.64 Постановления №530действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя.

Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения,
электроснабжения заключенные с энергоснабжающей организацией являются
договорами энергоснабжения и регулируются нормами § 6 "Энергоснабжение" гл. 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.1. ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно п. 159 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и обслуживающим их гарантирующим поставщикам.

Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны к заключению договора, понуждение к заключению договора не допускается.

В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения признается публичным договором.

Как следует из п. 2 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе.

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно письма Минрегиона РФ от 03.05.2007 г. № 8326-РМ/07 при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления ТСЖ, последние должны заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов по общедомовому прибору учета.

Согласно п.1 ч.1 ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.

Как установлено в судебном заседании трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежит Кокаревой Л.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> (л.д.17).

Как следует из устава ОАО «Красноярскэнергосбыт», положения о Шарыповском межрайонном отделении ОАО «Красноярскэнергосбыт», Шарыповское межрайонное отделение является функциональным структурным подразделением ОАО «Красноярскэнергосбыт» и осуществляет реализацию электрической энергии потребителям, в том числе гражданам г. Шарыпово (л.д. 77-92).

В судебном заседании установлено, что между обслуживающей многоквартирный дом организацией и энергоснабжающей организацией был заключен договор энергоснабжения, который в 2007 году по инициативе обслуживающей организации был расторгнут. Собственниками многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> 17 ноября 2008года на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома принято решение о выборе способа управления управлением товариществом собственников жилья, утвержден устав ТСЖ «Западный». На данном собрании собственники помещений приняли решение о не перезаключении договоров на предоставление коммунальных услуг, заключенных ранее непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, производить расчеты за коммунальные услуги по ранее заключенным договорам, что подтверждается протоколом №1 от 17.11.2008г. Как следует из объяснений истца, представителя ТСЖ «Западный», материалов дела, истец Кокарева Л.А. - собственник <адрес> <адрес> <адрес>, с ноября 2008 года является членом Товарищества собственников жилья «Западный» (л.д. 60-70).

ДД.ММ.ГГГГ ПО «КАТЭКэлектросеть» филиала ОАО «МРСК-Сибири» - Красноярскэнерго на границе раздела между своими сетями и жилым домом (ВРУ-0,4 кВ ж/<адрес>) были установлены общедомовые приборы учета (Акт производства работ №КрФ/Ц-7-143, №КрФ/Ц-7-144). При принятии на расчёты данных приборов учета проведена проверка схемы подключения приборов учёта, проверены приборы учёта и расчётная мощность юридических лиц, расход электрической энергии которых минусуется с общедомового учёта (л.д. 24-25).

Истцом представлены квитанции на оплату электрической энергии, выставляемые Шарыповским межрайонным отделением ОАО «Красноярскэнергосбыт» для оплаты абоненту Кокаревой Л.А. с января 2009 года по июль 2010 года. Из указанных квитанций видно, что в расчет оплаты за потребленную абонентом электроэнергию включены, помимо показаний счетчика, расходы по общедомовому прибору учета электроэнергии (л.д. 10-17).

Судом установлено, что в соответствии с названными нормами закона, размер платы за потребленную истицей электроэнергию за период с апреля 2009 года по июль 2010 года определен по формуле 9 Правил № 307 и распределен пропорционально показаниям индивидуального прибора учета; за период с января по март 2009 года размер платы за электроэнергию определен, исходя из норматива потребления и количества зарегистрированных в квартире жильцов (двух) - по формуле 3 Правил № 307; также применяется формула 4 для проведения корректировки.

Представитель ответчика ОАО «Красноярскэнергосбыт» при рассмотрении дела подтвердил, что в состав платы за электроэнергию входит внутридомовой учет электроэнергии. Данный учет отражает помимо электроэнергии, используемой непосредственно потребителем для бытовых нужд, также электроэнергию, отпущенную для освещения мест общего пользования и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. С общедомового прибора учета ежемесячно снимаются показания, проводятся комиссионные проверки общедомового прибора учета, проверяется схема подключения прибора учёта, проверяются приборы учёта (л.д. 26-33) и расчётная мощность юридических лиц, расход электрической энергии которых отнимается с общедомового учёта (л.д. 34-45). Ответчиком в материалы дела представлен пример расчета начисления по общедомовому прибору учета по дому № 652, а также расчет начислений с учетом общедомового прибора учета абоненту Кокаревой Л.А. за июль 2010 года; в расчете расход по индивидуальному прибору учета и по общедомовому прибору учета соответствует данным в квитанции истицы. Данный расчет произведен на основании Правил № 307 (л.д. 46, 47, 10).

Снятие показаний общедомовых приборов учета осуществляется
представителями производственного отдела «КАТЭКэлектросеть» филиала ОАО «МРСК-Сибири»-Красноярскэнерго (обслуживание электрических сетей до ввода в многоквартирный <адрес> <адрес>. <адрес> осуществляет вышеуказанная сетевая организация) в соответствии с регламентом взаимодействия Шарыповского МРО ОАО «Красноярскэнергосбыт» и жилищно-эксплуатационных организаций при работе по жилым и нежилым помещениям многоквартирных домов утвержденного первым заместителем главы города Шарыпово 20 июня 2009 года (л.д. 105-107).

Согласно указанному регламенту взаимодействия Шарыповский межрайонный отдел ежемесячно до 30-го числа направляет в МУ «Служба городского хозяйства», график снятия показаний общедомовых приборов учета; ежемесячно, по мере обращения, корректирует списки жителей, желающих принимать участие в снятии показаний общедомовых приборов учета, заранее уведомляет представителей от жителей многоквартирных домов о дате и времени снятия показаний; при обращении граждан, совместно с представителями жилищно-эксплуатационных организаций и МОВД «Шарыповский» проводит проверки по выявлению фактов проживания незарегистрированных граждан, с привлечением их к административной ответственности.

Из пояснений представителя ответчика Тимохиной И.В. следует, что обращений граждан жилого <адрес> <адрес> <адрес>, в том числе и истицы, желающих принимать участие в снятии показаний общедомовых приборов учета, в Шарыповский межрайонное отделение не поступало.

Как установлено в судебном заседании и следует из договоров о предоставлении информационных услуг до 01.11.2009 г.собственники многоквартирного <адрес> самостоятельно предоставляли сведения о количестве зарегистрированных гражданах по месту проживания в жилых помещениях. Расчет платы за потребленную электроэнергию производился по имеющейся информации. С 01.11.2009г между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «ЖРЭУ-3-1», а впоследствии между ТСЖ «Западный» заключен договор о предоставлении информации о гражданах, зарегистрированных по месту жительства на возмездной основе (л.д. 93-97).

Как следует из письма от 22.12.2009 года, ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в адрес ТСЖ «Западный» с предложением о заключении договора на электроснабжение по общедомовым приборам учета многоквартирных жилых домов, которые входят в состав ТСЖ «Западный» (л.д. 110).

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени указанный договор не заключен. В ответ на указанное письмо ТСЖ «Западный» 21.01.2010 года сообщило, что на основании ст. 137 Жилищного кодекса РФ заключить договор об оказании коммунальных услуг является их правом, а не обязанностью, в связи с чем договоры на энергоснабжение заключить не представляется возможным (л.д. 111).

В силу ст.67 ГПК РФ).

Поскольку между истицей Кокаревой Л.А. и ОАО «Красноярскэнергосбыт» существуют самостоятельные публичные договорные отношения по снабжению и оплате электрической энергии, на истице лежит обязанность по оплате электрической энергии исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем довод истицы о неправомерности действий ответчика по начислению платы по показаниям общедомового прибора учета в отсутствие договора с потребителем является ошибочным. Также судом не установлено оснований для произведения истице перерасчета размера платы на объем доначисления произведенного за период с января 2009 года по июль 2010 года в объеме <данные изъяты> кВт.ч на сумму <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что ТСЖ «Западный» отказывается выполнить требование закона о заключении с ОАО «Красноярскэнергосбыт» договора на энергоснабжение, суд считает, что данное обстоятельство само по себе не может освободить истицу как собственника квартиры от обязанности нести расходы по содержанию общедомового имущества до урегулирования отношений между двумя указанными юридическими лицами.

Исходя из изложенного, суд находит исковые требования Кокаревой Л.А. не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске Кокаревой Людмилы Алексеевны к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платы за электроснабжение по показаниям общедомового прибора учета в отсутствие договора с потребителем и возложении обязанности устранить нарушения законодательства, произвести перерасчет за период с января 2009 года по июль 2010 года в объеме <данные изъяты> кВт.ч на сумму <данные изъяты> рублей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: