Решение об оспаривании бездействия и возложении обязанности



Дело № 2-1034/2010.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2010 годаг. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Ефремовой И.В.,

с участием: представителя истца Гнеденко Е.Ю.(по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ);

представителя ответчика администрации г. Шарыпово Лукиной Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ);

представителя ответчика МОУ СОШ №8- Ботвинкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания Ковшовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №8, администрации города Шарыпово об оспаривании бездействия и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Истец Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам- муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №8, (далее по тексту– МОУ СОШ №8), администрации города Шарыпово, об оспаривании бездействия и возложении обязанностей исполнить предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчиков совместно исполнить требования: п.5.1 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; п.2.5. СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» оборудовать в составе помещений пищеблока холодный цех в срок до ДД.ММ.ГГГГ; п.14.12, п. 14.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» организовать проведение производственного контроля, включающего лабораторно- инструментальные исследования, определение в пищевых продуктах пищевой ценности и подтверждение безопасности приготовляемых блюд, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Требования истец обосновывает тем, что с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом Аккерт М.Р. выдано предписание № об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушений. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на МОУ СОШ №. С ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка, в ходе проведения которой обнаружено не выполнение п.1 и п.11 предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: не устранены нарушения требований п. 5.1. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; п. 2.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части отсутствия в составе пищеблока холодного цеха; не устранены нарушения требований п. 14.12, п. 14.2. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» части отсутствия организации проведения производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования, определения в пищевых продуктах пищевой ценности и подтверждения безопасности приготовляемых блюд, отсутствие контроля за приготовляемой продукцией может стать причиной возникновения массовых инфекционных заболеваний (отравлений) среди учащихся и сотрудников учреждения. На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные пункты предписания не исполнены, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Представитель истца- Гнеденко Е.Ю., в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика МОУ СОШ №8- Ботвинкина Т.Ю., в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что в настоящее время разработан и утвержден дополнительный перспективный план по устранению нарушений санитарного законодательства, согласно которого деньги необходимые для устранения нарушений требований СанПиН будут выделены в 3 квартале 2011 года и нарушения будут устранены к сентябрю 2011 года.

Представитель ответчика администрации г. Шарыпово- Лукина Н.В., в судебном заседании иск не признала, ссылаясь в обоснование возражений на то, что администрация г.Шарыпово является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку функции учредителя в отношении муниципальных образовательных учреждений г.Шарыпово переданы Управлению образованием Администрации г.Шарыпов, у МОУ СОШ №8 есть своя проектно-сметная документация, разработан и согласован дополнительный перспективный план по устранению выявленных нарушений, поэтому доводы главного санитарного врача о бездействии необоснованны. Кроме того, по мнению ответчика дело возникло из публичных правоотношений и не подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Заслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков, исследовав все материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (далее ФЗ №52 от 30.03.199г) главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.8 ФЗ №52 о т 30.03.1999г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 11 указанного выше закона предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 39 ФЗ №52 о т 30.03.1999г. соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Как установлено в судебном заседании и следует из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц МОУ СОШ №8 зарегистрировано как юридическое лицо, ОГРН № (л.д.24).

Согласно свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 24 № МОУ СОШ №8 поставлена на учет в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).

В силу ст. 17 ФЗ № о т ДД.ММ.ГГГГ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

П. 2.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организаций общественного питания образовательных учреждений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающим встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

Согласно п. 5.1. СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится.

П.14.12. СанПиН 2.4.5.2409-08. «Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» для определения в пищевых продуктах пищевой ценности (белков, жиров, углеводов, калорийности, минеральных веществ и витаминов) и подтверждения безопасности приготовляемых блюд на соответствие их гигиеническим требованиям, предъявляемым к пищевым продуктам, а также для подтверждения безопасности контактирующих с пищевыми продуктами предметами производственного окружения должны проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Порядок и объем проводимых лабораторных и инструментальных исследований устанавливаются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим и (или) организующим питание, независимо от форм собственности, профиля производства, в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований (приложение 12 настоящих санитарных правил).

14.2. СанПиН 2.4.5.2409-08. «Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» юридические лица, независимо от организационных правовых форм, и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания, с целью реализации профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, обеспечивают в том числе организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования.

Как видно из предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ при обследовании МОУ СОШ №8 выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений) людей, предписано устранить выявленные нарушения: п. 5.1. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; п. 2.5. СанПиН 2.4.5.2409- 08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части оборудования в составе помещений пищеблока холодного, мясо-рыбного, кондитерского цехов, загрузочной – тарной, моечной для тары, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ (п.1); п. 14.12, п. 14.2. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части организации проведения производственного контроля, включающие лабараторно-инструментальные исследования, определения в пищевых продуктах пищевой ценности и подтверждения безопасности приготовляемых блюд, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ (п.11) (л.д.11-12).

По факту неисполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях(л.д.19-20).

Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ МОУ СОШ №8 привлечено к административной ответственности по ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей(л.д.14-17).

На день рассмотрения дела судом выявленные нарушения санитарного законодательства ответчиками не устранены, согласование же ответчиком МОУ СОШ №8 с администрацией города Шарыпово и с Управлением образованием администрации города Шарыпово дополнительного перспективного плана по устранению нарушений свидетельствует лишь о том, что указанные нарушения действительно могут быть устранены в указанный истцом срок- до ДД.ММ.ГГГГ, а не об устранении самих нарушений, в связи с чем суд признает необоснованными доводы представителя ответчика Лукиной Н.В. о несостоятельности доводов главного санитарного врача о бездействии ответчиков.

Как видно из Устава МОУ СОШ №8 создана решением администрации г.Шарыпово от ДД.ММ.ГГГГ (п.1.1). Учредителем Школы является администрация г.Шарыпово (п.1.2). Финансирование деятельности Школы осуществляется из муниципального бюджета на основании бюджетной сметы (п.7.7). Контроль за расходованием финансовых средств Школы осуществляется Финансовым управлением Администрации г.Шарыпово (п. 7.10) (л.д. 26-45).

Как следует из представленного ответчиком дополнительного перспективного плана МОУ СОШ № на выполнение требований п.4.5 СанПиН2.3.6. 1079-01 в части не оборудования вентиляции под источниками повышенного выделения влаги и тепла необходимо <данные изъяты>., на выполнение требований п.14.12, п. 14.2 СанПиН к организации питании, в части организации проведения производственного контроля необходимо <данные изъяты> руб.

При таких обстоятельствах, с учетом требований, установленных п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку МОУ СОШ №8 не имеет достаточных денежных средств на устранение нарушений санитарного законодательства, администрация города Шарыпово должна нести субсидиарную гражанско-правовую ответственность как учредитель МОУ СОШ №8, передача Управлению образованием администрации города Шарыпово частично функций учредителя не освобождает администрацию города Шарыпово от такой ответственности.

Кроме того, согласно представленного представителем администрации города Шарыпово Положения об Управлении образованием администрации города Шарыпово, Управление образованием является структурным подразделением администрации города Шарыпово, имеет на праве оперативного управления находящееся в муниципальной собственности обособленное имущество, в связи с чем суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика Лукиной Н.В. о том, что надлежащим ответчиком является Управлением образованием администрации города Шарыпово.

Доводы представителя ответчика Лукиной Н.В. о том, что настоящее дело возникло из публичных правоотношений и не подлежит рассмотрению в порядке искового производства, суд находит противоречащими требованиям закона. Ответчик МОУ СОШ №8 к органам государственной власти, а также к органам местного самоуправления не относится, наличествует спор о праве.

При таких обстоятельствах суд считает, что ответчики обязаны совместно устранить указанные нарушения санитарного законодательства, но свои обязанности не исполняют, бездействие ответчиков является незаконным, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Нарушенное право подлежит восстановлению.

Исковые требования суд признает законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Признать незаконным бездействие муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №8, и администрации города Шарыпово по принятию совместных мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства, выраженное в неисполнении в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8, и администрацию города Шарыпово совместно исполнить требования:

п.5.1 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; п.2.5. СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» оборудовать в составе помещений пищеблока холодный цех в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

п.14.12, п. 14.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» организовать проведение производственного контроля, включающего лабораторно- инструментальные исследования, определение в пищевых продуктах пищевой ценности и подтверждение безопасности приготовляемых блюд, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение десяти дней.

Председательствующий:И.В.Ефремова.