Решение о запрете эксплуатации локомотивов



Дело № 2-219/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2011г. г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Ефремовой И.В.,

при секретаре Ковшовой О.В.,

с участием: Ачинского транспортного прокурора, Максимова М.А.;

представителя ответчика Быкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Шарыповское ПЖТ» о запрете эксплуатации локомотивов,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский транспортный прокурор Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Шарыповское ПЖТ» о запрете эксплуатации локомотивов, обосновывая исковые требования тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в ООО «Шарыповское ПЖТ» выявлено, что с неустановленного времени по настоящее время в ООО «Шарыповское ПЖТ» эксплуатируются тепловозы ТЭМ-2 № дата постройки ноябрь 1983 года и ТЭМ-2 № дата постройки июнь 1984 года, срок службы которых установлен 25 лет со дня постройки, согласно указанию МПС от ДД.ММ.ГГГГ ЦТЛ-32. Таким образом, срок службы тепловоза ТЭМ-2 № истек в ноябре 2008 года, ТЭМ-2 № истек в июне 2009 года. Эксплуатация локомотива, не отвечающего требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья локомотивных бригад, которым поручено управлять названным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

В судебном заседании Ачинский транспортный прокурор, Максимов М.А., поддержал исковые требования по изложенным выше основаниям, просил признать эксплуатацию тепловозов ТЭМ-2 незаконным и запретить эксплуатацию тепловозов, пояснил, что срок эксплуатации тепловозов, установленный нормативными актами, истек, сообщение ЗАО «Брянский машиностроительный завод» о более длительном сроке эксплуатации тепловозов ТЭМ-2, представленное ответчиком не является нормативным актом.

Представитель ответчика генеральный директор ООО «Шарыповское ПЖТ», Быков А.В., в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что получен ответ от завода изготовителя о том, что срок службы тепловозов ТЭМ-2 составляет 32 года, после чего срок службы может быть продлен еще на 15 лет, локомотивы находятся в технически исправном состоянии, что подтверждается актами, выданными структурным подразделением ОАО «РЖД», с которым ООО «ПЖТ» заключен договор по оказанию услуг.

Представитель третьего лица - Сибирского управления Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела.

Заслушав объяснения Ачинского транспортного прокурора, представителя ответчика, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующие требованиям охраны труда, условиям труда на рабочем месте.

В соответствии со ст.ст.1,2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее по тексту Закон) одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность. Железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью.

В соответствии со ст. 17 Закона предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно ст.20 Закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

В силу Указаний МПС «Об утверждении нормативных сроков службы тягового подвижного состава для тепловозов маневровых и промышленных с электрической передачей» от 21 января 1991 года № ЦТЛ-32, к которым относятся тепловозы ТЭМ-2, установлен двадцатипятилетний нормативный срок службы.

В соответствии с п.4.10. ГОСТ 27.002-89 в случае истечения назначенного срока службы эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

В соответствии с Инструкцией о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, утвержденной Указанием МПС Российской Федерации №ЦФ-бЗ1 от 31 декабря 1998 года, списанию с бухгалтерских балансов подлежит стоимость транспортных средств, пришедших в негодность вследствие морального и (или) физического износа, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, а также по другим причинам. Списание с балансов локомотивов и моторвагонного подвижного состава осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава.

В соответствии с п. 1.2, 1.5 Инструкции о порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава, утвержденной МПС СССР и №ЦТ-4418 от 16.10.1986 года исключение из инвентаря локомотивов, вагонов электро- и дизель-поездов, автомотрис и тендеров паровозов производится по истечении установленного срока службы; устаревших типов, не удовлетворяющих современным требованиям эксплуатации и не подлежащих модернизации или использованию в других отраслях хозяйства, или когда для них прекращено производство запасных частей и капитального ремонта

Судом установлено, что Ачинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в ООО «Шарыповское ПЖТ», в ходе которой установлено, что срок эксплуатации тепловозов ТЭМ-2 № и ТЭМ-2 № истек.

Из показаний в судебном заседании свидетеля ФИО4 следует, что он является старшим государственным инспектором Сибирского управления Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, лично проводил проверку ООО «ПЖТ», в ходе которой выявил, что два тепловоза эксплуатируются с истекшим сроком службы, который по ЦТЛ-32 для тепловозов ТЭМ-2 ограничен 25 годами (100% износ), изменения в ЦТЛ не вносились, что подтверждается Указанием МПС от ДД.ММ.ГГГГ, там же и говорится, что нужно сделать, чтобы продлить срок службы тепловозов еще на 15 лет, то есть должен быть проведен капитальный ремонт(диагностика, замена деталей), тогда добавляется запись- КРП, после чего срок службы локомотивов увеличивается на 15 лет, чего ООО «ПЖТ» сделано не было, предприятию было вынесено предписание, которое не было исполнено, вследствие чего документы были переданы Ачинскому транспортному прокурору для реагирования.

Согласно технических паспортов тепловоз ТЭМ-2 № построен ДД.ММ.ГГГГ, тепловоз ТЭМ-2 № построен в ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.7-11).

В судебном заседании представитель ответчика не отрицал, что тепловозы ТЭМ-2 эксплуатируется ООО «ПЖТ» по настоящее время, капитальный ремонт тепловозов не проводился.

При таких обстоятельствах, эксплуатация тепловозов ТЭМ-2 № и ТЭМ-2 №, срок службы которых истек, не отвечают требованиям безопасности, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. Эксплуатация тепловозов, не отвечающих требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья локомотивных бригад, которым поручено управлять названными тепловозами, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Ачинского транспортного прокурора о признании незаконной эксплуатации тепловозов и запрете эксплуатации тепловозов подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ответчика о том, что срок службы тепловозов ТЭМ-2 № и ТЭМ-2 № на основании сообщения ЗАО УК «Брянский машиностроительный завод» составляет 32 года, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат действующему указанию МПС от ДД.ММ.ГГГГ № ЦТЛ-32, кроме того, из этого же сообщения усматривается, что 32 года - это средний срок службы до списания.

Ссылка ответчика на законность эксплуатации тепловозов ТЭМ-2 в связи с тем, что тепловозы зарегистрированы Ространснадзором, имеются в базе данных, не состоятельна, поскольку регистрация тепловозов может свидетельствовать лишь о наличии таких тепловозов, и не относится к сроку их службы.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконной эксплуатацию тепловозов ТЭМ2 № и ТЭМ2 № ООО «Шарыповское ПЖТ».

Запретить ООО «Шарыповское ПЖТ» эксплуатацию тепловозов ТЭМ2 № и ТЭМ2 №.

Взыскать с ООО «Шарыповское ПЖТ» госпошлину <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения.

Председательствующий: И.В.Ефремова.