Дело № 2-75/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2011 года г.Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре Литвиновой Н.Н.,
с участием представителем истца Лященко О.Г. (по доверенности от 07.12.2010г.), представителя Администрации города Шарыпово Красноярского края Лукиной Н.В. (по доверенности от 01.05.2010 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Володина Анатолия Семеновича к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением к ответчику обосновывая свои требования тем, что в соответствии с ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Исполнительным комитетом Дубининского поселкового Совета народных депутатов, ему было предоставлена однокомнатная квартира, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. В данной квартире он был зарегистрирован и проживал на условиях социального найма, вплоть до конца 2007 года, своевременно и в полном объеме оплачивал квартплату и коммунальные платежи до ноября 2010 года. С ДД.ММ.ГГГГ, он был откомандирован в <адрес>, где проживал в <адрес>. При выезде на работу, он обратился в ЖКХ <адрес> с заявлением об отключении коммунальных услуг и опечатывание квартиры, с целью сохранности находящегося там имущества. В ЖКХ <адрес> он сообщил свое местонахождение и оставил номера телефонов для контактной связи. По возвращению из командировки ДД.ММ.ГГГГ, через непродолжительное время он вновь был откомандирован на строительство Саяно-Шушенской НЭС, где находился до конца 2007 года. По окончанию командировки он вернулся в <адрес> и обнаружил, что дом, в котором он проживал, снесен, имущество и документы, находящиеся в квартире отсутствуют. В ЖКХ ему пояснили, что дом был снесен по программе сноса ветхого и аварийного жилья, где находятся его вещи, они не знают, и по этому вопросу ему необходимо обратиться к организации, проводившей снос его дома. Ему было предложено вселиться в малопригодное для проживания общежитие, на неопределенный срок. Отказавшись от данного предложения, он с конца 2007 года и по настоящее время вынужденно проживает на съемных квартирах, неся значительные материальные убытки. Неоднократно, до августа 2010 года он обращался в Администрацию <адрес> и Администрацию <адрес> о предоставлении ему жилья взамен утраченного, собирал и предоставлял документы необходимые, но дальше приема от него документов, дело не доходило. В августе 2010 года ему стало известно, что в список лиц, которым предоставляется жилье, в связи с реализацией программы по сносу ветхого и аварийного жилья в <адрес>, он не включен в связи с чем он обратился к главе <адрес>. Согласно ответа Главы <адрес>, его жилой дом ликвидирован в процессе саморазрушения. Решение о сносе дома органом местного самоуправления не принималось, в связи с чем, указанный дом не включен в региональную адресную программу переселения граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда на 2010 год, так как по условиям данной программы в нее включены только фактически стоящие жилые дома и ему безосновательно было предложено вновь встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В связи с чем, просит обязать администрацию <адрес> края предоставить ему во внеочередном порядке однокомнатное жилое помещение на условиях социального найма, жилой площадью 17,5 кв.м., равнозначное по площади, ранее занимаемому в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Лященко О.Г. (по доверенности) поддержал заявленные требования в полном объеме по тем же основаниям.
Истец Володин А.С., в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил суду заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации города Шарыпово Красноярского края Лукина Н.В. (по доверенности) в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что решение о сносе спорного дома Администрацией г. Шарыпово не принимала и дом, где проживал истец, не сносили. У Администрации отсутствуют обязательства по предоставлению жилого помещения на основании ст.89 ЖК РФ.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Исходя из Конституции РФ каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Согласно ст.1 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса РФ" Жилищный кодекс РФ введен в действие с 1 марта 2005 года.
В соответствии со ст. 5 данного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев предусмотренных настоящим ФЗ.
Статья 1 ЖК РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В силу статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 10 ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в том числе проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
По этому же основанию, предусмотренным п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии со ст. 96 ЖК РСФСФ предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-89 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
При этом из статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что обязательным условием предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания, либо постановка на учет после возникновения данных обстоятельств.
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане принимаются на учет по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, на основании заявления.
В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
Как установлено в судебном заседании и следует из ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения исполкома народных депутатом № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 и членам его семьи: состоящей из 2-х человек, была предоставлена однокомнатная <адрес> в <адрес>, жилой площадью 17,5 кв.м. (л.д. 9).
Согласно выписки из домовой книги, истец зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.12, 48).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Шарыповского городского Совета были утверждены акты обследования сборно-щитовых жилых домов с заключением о непригодности для проживания в них, в том числе акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании непригодным для проживания и подлежащим сносу жилого <адрес>, в том числе и <адрес> указанном доме. Названным решением утвержден перечень домов, не пригодных для проживания, из которого следует, что <адрес> в <адрес> включен в указанный перечень за № (л.д. 35- 36).
Следовательно, с указанного периода времени у Володина А.С. возникло право требования, а у администрации г. Шарыпово обязанность предоставления жилого помещения по договору социального найма на основании ст. 96 ЖК РСФСР.
Поскольку правоотношения в рамках договоров найма жилых помещений имеют длящийся характер, то к длящимся жилищным правоотношениям по общему правилу применяется закон, который действует в настоящее время.
Учитывая, что Администрацией города Шарыпово до 1 марта 2005 года не была выполнена обязанность предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма, к данным правоотношениям должны применяться нормы Жилищного кодекса РФ.
Решением Шарыповского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ согласован порядок сноса ветхого жилья в <адрес>, в соответствии с которым <адрес> подлежит сносу 3-м по счету в 5 квартале сноса жилых домов; на основании ст. 23 Устава <адрес> указанное решение подписано Главой города Шарыпово ФИО4 (л.д. 38-40).
Согласно перечня сборно-щитовых домов, ликвидированных вследствии аварийности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> расположен в списке под номером <данные изъяты> и ликвидирован в ноябре 2006 года (л.д. 43-44).
Из смысла требований статей 87, 89 ЖК РФ следует, что жилое помещение предоставляется гражданам в связи с выселением; требования о выселении Володина А.С. в судебном порядке органом местного самоуправления не предъявлялись, официально Володин А.С. не было отказано в предоставлении жилья.
Как следует из информации Шарыповского филиала КГЦТИ и ОЗСС и Шарыповского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> за Володиным А.С. объектов недвижимого имущества на праве собственности на территории г. Шарыпово и Шарыповского района не зарегистрировано (л.д. 22, 23).
В силу ст.67 ГПК РФ).
На основании вышеизложенного суд считает, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Володина Анатолия Семеновича удовлетворить:
Обязать Администрацию города Шарыпово Красноярского края предоставить Володину Анатолию Семеновичу в границах муниципального образования "город Шарыпово Красноярского края" по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 17,5 квадратных метров, в виде однокомнатной квартиры.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение десяти дней со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья Шарыповского городского суда
Красноярского края М.Ю. Бриткова