Дело 2-43/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово от 02 февраля 2011 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Литвиновой Н.Н.,
с участием ст.помощника Шарыповского межрайонного прокурора Васильева Д.Н., истицы Степушкиной З.В., представителя ответчика Лукиной Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Степушкиной Зои Васильевны к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
Установил:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Степушкиной З.В. с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что Степушкина З.В. проживала в квартире по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. По указанному адресу Степушкина З.В. зарегистрирована по месту жительства по настоящее время. Актом межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ в данном доме произошел пожар, в результате которого дом полностью уничтожен, в том числе <адрес>, в которой проживала Степушкина З.В. Решением Шарыповского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ согласован порядок сноса ветхого жилья в <адрес>, в соответствии с которым <адрес> <адрес> <адрес> подлежит сносу 12-м по счету в V квартале сноса жилых домов. <адрес> <адрес> <адрес> признан непригодным для проживания и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, с этого времени возникла обязанность по выселению жильцов данного дома с предоставлением других благоустроенных помещений, однако до настоящего времени жилое помещение Степушкиной З.В. не предоставлено. В связи с изложенным, Шарыповский межрайонный прокурор просит суд обязать Администрацию города Шарыпово Красноярского края предоставить Степушкиной З.В. в границах муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 52,1 кв.м., в виде квартиры с количеством жилых комнат не менее двух.
В судебном заседании ст.помощник Шарыповского межрайонного прокурора Васильев Д.Н. и истица Степушкина З.В. поддержали заявленные требования по тем же основаниям.
Представитель ответчика Лукина Н.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Администрацией города Шарыпово право истицы Степушкиной З.В. на предоставление жилого помещения не нарушено; к иску не приложены доказательства тому, что Администрация г. Шарыпово нарушила ее права, свободы или законные интересы своим отказом в предоставлении жилого помещения.
Выслушав доводы ст. помощника Шарыповского межрайонного прокурора Васильева Д.Н., истицы Степушкиной З.В., представителя ответчика Лукиной Н.В., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Степушкина З.В. подала заявление в Шарыповскую межрайонную прокуратуру с просьбой обратиться в суд в ее интересах с требованиями о предоставлении по договору социального найма квартиры общей площадью не менее 52,1 кв.м. с количеством жилых комнат не менее двух (л.д. 8, 28-29).
Таким образом, Шарыповским межрайонным прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомочно подан иск в защиту нарушенных прав на жилище в муниципальном жилищном фонде Степушкиной З.В.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.
Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Статья 1 ЖК РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В силу статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 10 ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно ст.1 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года.
В соответствии со ст. 5 данного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев предусмотренных настоящим Федеральным Законом.
В силу ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в том числе проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
По этому же основанию, предусмотренным п.3 ч.1 ст. 51 Жилищным кодексом Российской Федерации, граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 91 Жилищного кодекса РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В случаях сноса дома гражданам, выселенным из этого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (ст.92 Жилищного кодекса РСФСР)
В соответствии со ст. 96 Жилищного кодекса РСФСФ предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, предоставляться в пределах нормы жилой площади и с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств. Если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат.
В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Согласно ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как следует из ч. 1 и 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
При этом из статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что обязательным условием предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания, либо постановка на учет после возникновения данных обстоятельств.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из вышеприведенных положений норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Как установлено в судебном заседании и следует из ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения исполкома Шарыповского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, Степушкиной З.В. с семьей, состоящей из двух человек, была предоставлена двухкомнатная <адрес> <адрес> в <адрес>. Согласно данным паспорта и выписке из домовой книги, истица зарегистрирована по настоящему адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 9-11, 14).
Как следует из акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной решением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> КАТЭКа <адрес> является 16-ти квартирным, данный сборно-щитовой двухэтажный жилой дом является ветхим с общим процентом износа 69%, частичное повреждение обвязки из бруса гнилью и грибком, обрушение цокольных плит перекрытия, просадка и прогибы досок пола, перекос оконных и дверных проемов, частичное повреждение трубопровода, поражение труб ржавчиной. Мерами необходимыми для обеспечения безопасности и нормальных условий проживания жильцов межведомственная комиссия указала снос дома, и пришла к заключению, что жилой <адрес> <адрес> в целом является непригодным для постоянного проживания. (л.д. 18-19).
Названныйакт был утвержден решением № от ДД.ММ.ГГГГ Шарыповского городского Совета, решение подписано главой города Шарыпово. Указанным решением был утвержден перечень домов, не пригодных для проживания, в их число включен <адрес> <адрес> <адрес> за № (л.д. 39-42).
Исходя из вышеприведенных правовых норм управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности г. Шарыпово, а также организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, относится к компетенции администрации г. Шарыпово как органу муниципального образования.
Следовательно, с указанного периода времени у Степушкиной З.В. возникло право требования, а у администрации г. Шарыпово обязанность предоставления жилого помещения по договору социального найма на основании ст. 96 Жилищного кодекса РСФСР.
Поскольку правоотношения в рамках договоров найма жилых помещений имеют длящийся характер, то к длящимся жилищным правоотношениям по общему правилу применяется закон, который действует в настоящее время.
Учитывая, что Администрацией города Шарыпово до ДД.ММ.ГГГГ не была выполнена обязанность предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма, к данным правоотношениям должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Шарыповского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ согласован утвержденный главой г. Шарыпово порядок сноса ветхого жилья в <адрес>, в соответствии с которым <адрес> <адрес> <адрес> подлежит сносу 12-м по счету в V квартале сноса жилых домов; при этом срок сноса не указан (л.д. 33-35).
Из акта о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, перечня сборно-щитовых домов следует, что ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание <адрес> по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>; указанный дом ликвидирован вследствие пожара (л.д. 20, 27).
Из уведомления государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ, информации начальника Шарыповского отделения филиала по Красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> не зарегистрировано; жилой дом по указанному адресу снят с технического учета ДД.ММ.ГГГГ на основании перечня сборно-щитовых домов, ликвидированных вследствие пожара по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Общая площадь квартиры <данные изъяты> составляла 52,1 кв.м. (л.д. 24, 26, 27).
Согласно ответа главы г. Шарыпово № от ДД.ММ.ГГГГ, на представление прокурора, Степушкина З.В. в соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 04.05.2006г. № 113-п «О реализации Закона Красноярского края от 05.07.2005 г. № 15-3648 «О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, проживающих в п. Дубинино, г. Шарыпово Красноярского края» поставлена на учет Агентством по реализации жилищных программ Администрации Красноярского края, осуществляющего ведение очередности граждан по реализации жилищных программ Администрации Красноярского края в соответствии с планом сноса ветхого и аварийного жилищного фонда (приказ № 241 от 03.12.2008 года), и будет обеспечена капитальным жильем органами государственной власти Красноярского края по мере строительства и (или) приобретения соответствующего жилья (л.д. 31).
Письмом главы г. Шарыпово от ДД.ММ.ГГГГ № АК 02-34/311 в адрес истицы и депутата Государственной Думы РФ на обращение Степушкиной З.В. сообщено следующее: представление Степушкиной З.В. жилого помещения краевого государственного специализированного жилищного фонда взамен непригодного жилья планируется органами государственной власти Красноярского края по мере строительства и (или) приобретения жилых помещений в рамках краевой адресно-инвестиционной программе в 2011 году. Также истице разъяснен порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и получения в дальнейшем в порядке очередности жилого помещения; вопрос о предоставлении жилого помещения будет рассмотрен в порядке очередности, исходя из времени принятия гражданина на учет (л.д. 36).
Исходя из вышеизложенного, суд находит доводы представителя ответчика Лукиной Н.В. об отсутствии нарушения Администрацией города Шарыпово права истицы Степушкиной З.В. на предоставление жилого помещения, несостоятельными, поскольку они не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются материалами дела.
В силу ст.67 ГПК РФ).
На основании вышеизложенного, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Степушкиной Зои Васильевны удовлетворить:
Обязать Администрацию города Шарыпово Красноярского края предоставить Степушкиной Зое Васильевне в границах муниципального образования "город Шарыпово Красноярского края" по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 52,1 кв.метров, в виде квартиры с количеством комнат не менее двух.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение десяти дней со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: М.Ю. Бриткова