Дело № 2-274/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово от 24 марта 2011 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующей: судьи Байтеряковой Р.В.,
с участием ст. помощника Шарыповского межрайпрокурора Васильева Д.Н.,
представителей ответчика ОАО «ОГК-4» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС»: Иноземцева Е.А., Малевой С.С., Громак Н.В. (по доверенностям)
при секретаре судебного заседания Боровинской Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Четвертая генерирующая компания оптового рынка» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС» о признании их действий незаконными, -
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайпрокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с указанным иском к ОАО «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС» (далее - ОАО «ОГК-4»). Требования мотивированы тем, что в Шарыповскую межрайонную прокуратуру поступило обращение депутатов Холмогорского Совета Шарыповского района о нарушении филиалом «Тепловые сети Березовской ГРЭС» ОАО «ОГК-4» прав жителей индивидуальных жилых домов с. Холмогорское на установку индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения в связи с включением в технические условия требований об установке автоматического, пропорционального регулятора температуры.
В ходе проведения проверки установлено, что филиал «Тепловые сети Березовской ГРЭС» ОАО «ОГК-4» является ресурсоснабжающей организацией - единственным поставщиком тепловой энергии, в том числе коммунального ресурса - горячей воды, для населения с. Холмогорское Шарыповского района.
Решением Шарыповского городского суда от 22.03.2010 года по иску жителей с. Холмогорское Деминой Т.К. и Анашкина Ю.И. действия ОАО «ОГК-4» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС» в части требования об установке автоматического, пропорционального регулятора температуры прямого действия, включенного по схеме перед прибором учета, при установке индивидуального прибора учета горячего водоснабжения в жилых домах Деминой и Анашкина признаны незаконными. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21.07.2010 года решение Шарыповского городского суда от 22.03.2010 года оставлено без изменения. В настоящее время, несмотря на вступившее в законную силу решение суда, ОАО «ОГК-4» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС» продолжает включать в технические условия на установку индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения требования об установке автоматического, пропорционального регулятора температуры прямого действия, включенного по схеме перед прибором учета.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация, которой является ОАО «ОГК-4» по отношению к гражданам-потребителям тепловой энергии в индивидуальных жилых домах с. Холмогорское, несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды и тепловой энергии на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Требования об установке автоматического, пропорционального регулятора температуры прямого действия, включенного по схеме перед прибором учета, силами и на сетях собственников жилых домов филиалом «Тепловые сети Березовской ГРЭС» ОАО «ОГК-4» гражданам предъявляется неправомерно.
Просит признать действия ОАО «ОГК-4», связанные с предъявлением гражданам требований об установке автоматического, пропорционального регулятора температуры прямого действия, включенного по схеме перед прибором учета, при установке индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения в индивидуальных жилых домах с. Холмогорское Шарыповского района, незаконными. Обязать ОАО «ОГК-4» прекратить указанные действия, опубликовать резолютивную часть решения суда в газете «Твой Шанс».
При рассмотрении дела ст. помощник прокурора Васильев Д.Н. исковые требования поддержал.
Представители ответчика Иноземцев Е.А., Громак Н.В., Малева С.С. (по доверенностям) исковые требования не признали. В обоснование своих возражений пояснили следующее:
Согласно п. 1 Постановления правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23.05.2006г. № 307 (далее - Правила) «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
По п. 3 Правил «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а так же индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В силу п. 7 Правил, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а так же о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п. 3 Правил «ресурсоснабжающая» организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а так же индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
По п. 3 Правил «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг. Соответственно законодатель разделяет понятия «исполнитель коммунальных услуг», который предоставляет коммунальные услуги, и понятие «ресурсоснабжающая организация», осуществляющая продажу коммунальных услуг.
Кроме того, в письме Минрегиона РФ от 20.03.2007 года № 4967-СК/07 указано следующее: в соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов в случае отсутствия у них договоров с лицом, одновременно отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем и за подачу коммунальных ресурсов, вправе заключить договоры ресурсоснабжения о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а так же о водоотведении непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю продаются коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а так же водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно - технического обеспечения.
Коммунальные услуги горячего водоснабжения, отопления и водоотведения неразрывно связаны с жилыми помещениями, то есть с использованием внутридомовых инженерных систем, предназначенных для представления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме. Понятие внутридомовых инженерных систем ограничивается границами многоквартирного или жилого дома как здания, объекта недвижимости. Ресурсоснабжающая организация - не исполнитель коммунальных услуг, так как это противоречит п. 3 подп. «а-д» п. 49 Правил. о том, что предоставлять коммунальные услуги может только лицо, которое одновременно отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем.
Таким образом, обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Следовательно, ОАО «ОГК-4» не является исполнителем коммунальных услуг.
Как следует из п. 7 Правил, в случае заключения договора ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, последняя несет ответственность за режим и качество подачи коммунального ресурса на границе сетей, входящих в состав общедомового имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляются лицами, привлекаемыми по договору собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. Таким образом устанавливать, что-либо на внутридомовых инженерных сетях ресурсоснабжающая организация не имеет право.
«Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Согласно п. 1 состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Согласно подп. «д» п. 2 Правил, в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования расположенного на этих сетях (п. 5 Правил).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам (подп. «б, д» п. 10 Правил).
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 Правил). Поскольку собственниками жилых домов с. Холмогорское и п. Дубинино выбрано непосредственное управление, надлежащее содержание общего имущества домом обеспечивается собственниками помещений.
Требования об обязательной установке автоматического терморегулятора воды в системе горячего водоснабжения определены в «Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 года «115.
В правилах дается определение теплопотребляющей энергоустановки. Теплопотребляющая энергоустановка - тепловая установка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды. Следовательно, указанные правила распространяются и на системы горячего водоснабжения.
Согласно п. 9.5.8. Правил при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо обеспечить качество горячей воды в соответствии с установленными требованиями Госстандарта.
В соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливаются гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, в соответствии с которыми горячая вода в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Согласно п. 9.5.1. Правил температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
Кроме того, обязательность установки автоматического регулятора предусмотрена Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170.
Обязанность установки автоматического регулятора предусмотрена и «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 (зарегистрированного в Минюсте РФ 15.10.2003г. № 5176) п. 5.3.1 правил.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с п. 1.2 правил, жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Истец в исковом заявлении ссылается на то, что в соответствии с предисловием к правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда они определяют правила по эксплуатации жилищного фонда они определяют правила эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного управления. Однако, указание в п. 1 утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» на то, что они являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, не свидетельствует о том, что эти правила не обязательны для исполнения собственниками помещений. Данный вывод также следует из Постановления ФАС Поволжского округа от 24.11.2009 г. по делу № А72-5874/2009г.
На территории г. Шарыпово и Шарыповского района водяная система теплоснабжения открытая. В приказе Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115 «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2003 г. № 4358) дается определение открытой водяной системе водоснабжения. Открытая водяная система водоснабжения - водяная система теплоснабжения, в которой вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде.
При эксплуатации систем тепловых сетей подача теплоносителя (воды) должна происходить в соответствии с утвержденным температурным графиком (пункт 6.2.1 правил № 115). Данный температурный график согласовывается и утверждается с органами местного самоуправления. Согласно графика, температура теплоносителя составляет от 70 град. С до 130 град. С (в зависимости от температуры наружного воздуха).
Выдавая технические условия ОАО «ОГК-4» несет ответственность на полноту и качественные требования, указанные в технических условиях. И, заведомо зная, что без выполнения каких либо условий, а в данном случае - это обязательная установка регулятора температуры прямого действия, у заявителя не будет обеспечиваться качественное и безопасное тепло- и горячее водоснабжение, ОАО «ОГК-4» обязано включить данные требования в технические условия. Таким образом, во избежании несчастных случаев и обеспечение качественного теплоснабжения необходима установка автоматического, пропорционального регулятора температуры прямого действия.
Таким образом, во избежание несчастных случаев и обеспечение качественного теплоснабжения необходима установка автоматического, пропорционального регулятора температуры прямого действия. Кроме того, в письме Министерства ЖКХ Красноярского края от 15.02.2010 г. № РА-0586 указано, что в целях безопасного использования коммунального ресурса на нужды горячего водоснабжения рекомендуется установка автоматического терморегулятора.
Выслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п.2 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Положениями статей 541, 544, 548 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета, о её фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Данные правила применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 4 и подпункта «в» пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами и настоящими Правилами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ; потребитель обязан в целях учета потребляемых коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений.
В соответствии с п.3 названных Правил коммунальные услуги определяются как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электро- и газоснабжению, отоплению, обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; индивидуальным прибором учета является средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.
Из приведенных норм федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что потребитель имеет право на установку в жилом помещении индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения через присоединенную сеть в целях учета количества потребляемой горячей воды и определения размера соответствующих коммунальных платежей.
Пунктом 1.8. «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго РФ от 12 сентября 1995 г. № Вк-4936и зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.1995 г. № 954, при возникновении разногласий по техническим вопросам организации и ведения учета тепловой энергии и теплоносителя их урегулирование передается в Госэнергонадзор или решается в судебном порядке.
Согласно ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав указано перечисление действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и присуждении к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как установлено судом, жители с.Холмогорское Шарыповского района, имеющие в собственности индивидуальные жилые дома, обращаются к ответчику с заявлениями о выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения. Представителями ответчика не оспорено то обстоятельство, что между указанными жителями поселка и ответчиком заключены договоры энергоснабжения, предметом которых является предоставление и оплата тепловой энергии в горячей воде и отоплении. По условиям договоров горячее водоснабжение осуществляется подачей химически очищенной воды, плата за которую производится абонентами по тарифу, согласованному с администрацией г.Шарыпово.
Таким образом, жители п.Холмогорское являются потребителями коммунальных услуг, предоставляемых им ответчиком. При этом ответчик выдает технические условия на установку приборов учета горячей воды с требованием об установке автоматического терморегулятора.
Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика о том, что обязанность потребителей по установке автоматического терморегулятора предусмотрена Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003г. № 115) которые устанавливают обязательные правила при эксплуатации тепловых энергоустановок, поскольку из предисловия к указанным Правилам следует, что их действие распространяется на проектные, строительные, монтажные, ремонтно-наладочные работы и эксплуатацию тепловых установок.
Согласно Правилам значение термина «Тепловая энергоустановка» обозначена как энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя, устройство, осуществляющее перенос теплоты с низкого уровня температуры (от воздуха, грунта, воды) на более высокий температурный уровень для целей нагрева. Под термином «Тепловой пункт» понимается комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя. Тепловая энергоустановка предназначена для выработки тепловой энергии (теплоты).
Как установлено судом при рассмотрении гражданского дела по иску Деминой и Анашкина к ответчику (дело 2-36/2010), в домах с. Холмогорское и п. Дубинино отсутствуют как тепловые энергоустановки, так и тепловые пункты. Присоединение квартирных систем отопления к центральной теплосети производится без подмешивающих устройств в виде элеваторов. Для того, чтобы не допустить вскипания теплоносителя, то есть не превысить температуры воды 90 градусов, перед с.Холмогорское смонтирована и действует насосная станция - «смесительная», в которой установлено оборудование, приборы контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется преобразование параметров теплоносителя, контроль и регулирование, водоподготовка для систем горячего водоснабжения.
При рассмотрении указанного выше гражданского дела, суд пришел к выводу (решение Шарыповского городского суда от 22 марта 2010 г.) о том, что действия ответчика с предъявлением гражданам требований об установке автоматического терморегулятора при устройстве индивидуальных приборов учеты потребляемой горячей воды, являются неправомерными, нарушающими права граждан-потребителей коммунальных услуг, на оплату фактически потребленной горячей воды.
В силу ч.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах, суд находит требования Шарыповского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарыповского межрайпрокурора удовлетворить.
Признать действия открытого акционерного общества «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС», связанные с предъявлением гражданам - потребителям коммунальных услуг требований об установке автоматического пропорционального регулятора температуры прямого действия, включенного по схеме перед прибором учета, при установке индивидуального прибора учета горячего водоснабжения в индивидуальных жилых домах с. Холмогорское, Шарыповского района, незаконными.
Обязать открытое акционерное общество «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС» прекратить указанные действия.
Обязать открытое акционерное общество «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС» опубликовать абзацы 1,2,3 резолютивной части решения суда в газете «Твой Шанс» в течение 15 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с открытого акционерного общества «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» в лице филиала «Тепловые сети Березовской ГРЭС», государственную пошлину в бюджет муниципального образования «г. Шарыпово Красноярского края» в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий