Дело № 2-384/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июня 2011 года г.Шарыпово Шарыповский городской суд Красноярского края в составе: Председательствующего судьи Киюциной Н.А., при секретаре судебного заседания Романович М.Н., с участием представителя истца - Управления Роспотребнадзора по Красноярскому Юшина А.В. (на основании доверенности от 28.02. 2011 года), представителя ответчика - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Шарыповская городская больница» Горшковой Е.В. (на основании доверенности № 1299 от 08.04.2011 г.), представителя ответчика - Администрации города Шарыпово Лукиной Н.В. (на основании доверенности от 01.05.2011 года), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Шарыповская городская больница» и Администрации города Шарыпово об оспаривании бездействия и возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Шарыповская городская больница» (МБУЗ «Шарыповская городская больница», ранее - Муниципальное учреждение здравоохранения «Шарыповская центральная районная больница - МУЗ «Шарыповская ЦРБ») и Администрации города Шарыпово об оспаривании бездействия в виде непринятия мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований в помещениях детского соматического отделения больницы и возложении обязанности по устранению этих нарушений в срок до 01 марта 2012 года. В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 15 марта 2010 года им были выявлены нарушения ответчиком МУЗ «Шарыповская ЦРБ» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившиеся в несоответствии помещений детского соматического отделения санитарным правилам и гигиеническим нормативам, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. 29 марта 2010 года МУЗ «Шарыповская ЦРБ» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответчику выдано предписание № 207 об устранении нарушений в срок до 01 февраля 2011 года. В ходе проведения в период с 10 февраля 2011 года по 02 марта 2011 года внеплановой выездной проверки ответчика было установлено, что предписание не выполнено, нарушения не устранены. Так в палатах детского соматического отделения отсутствуют стулья по числу коек, в результате посетители вынуждены сидеть на постели больного, что недопустимо, поскольку одежда посетителя может содержать болезнетворные микроорганизмы, которые надолго остаются в постельном белье и могут явиться причиной инфицирования больного и затянуть его выздоровление. Принесенные посетителями чужеродные микроорганизмы могут переноситься больными по палате и отделению, способствовать возникновению и распространению внутрибольничной инфекции. Кроме того, в помещениях детского соматического отделения (палатах, на постах медицинских сестер №№ 1-2, палате интенсивной терапии, процедурном кабинете, кабинете заведующей, в палате для новорожденных, ординаторской, медсестринской комнате, комнате хранения уборочного инвентаря, гардеробной для персонала, гардеробной для пациентов, приемном отделении, помещении изолятора, комнате матери и ребенка, комнате сестры-хозяйки, комнате хранения отходов, санузлах требуется проведение косметического ремонта, что препятствует проведению качественной уборки и дезинфекции указанных помещений, что ведет к накоплению в щелях, трещинах, выбоинах стен, потолка и пола болезнетворных микробов, устойчивых к воздействию дезинфицирующих средств и лекарственных препаратов, способных вызвать инфекционные заболевания среди персонала и пациентов больницы. Все это нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку создает опасность для здоровья человека. Финансирование Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Шарыповская городская больница» производится из бюджета муниципального образования город Шарыпово, поэтому истец считает, что обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на обоих ответчиков. В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Юшин А.В. (на основании доверенности) исковые требования поддержал по тем же основаниям, при этом изменил их в части срока исполнения обязанности, продлив срок исполнения до 31 декабря 2012 года. Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Шарыповская городская больница» Горшкова Е.В. (на основании доверенности) иск признала частично, в части возложения обязанности по устранению нарушений и пояснила, что косметический ремонт детского соматического отделения не выполнен в связи с отсутствием достаточного финансирования из местного бюджета, в срок до 31 декабря 2012 года ремонт будет выполнен, все нарушения будут устранены. Представителя ответчика Администрации города Шарыпово Лукина Н.В. (на основании доверенности) также признала иск в части возложения обязанности по устранению нарушений, против иска в оставшейся части возражала, ссылаясь на то, что доводы о бездействии Администрации г.Шарыпово являются необоснованными, поскольку в течение 2010-2011 годов имел место дефицит бюджета, в то же время, ответчик не бездействовал, добился выделения денежных средств из краевого бюджета, работа в этом направлении продолжается, в срок до 2014 года денежные средства, необходимые для проведения косметического ремонта детского соматического отделения, будут перечислены. Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд, в случае нарушения санитарного законодательства. Следовательно, истец имеет право на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства. Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ). В соответствии со статьей 8 приведенного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. На основании п. 1,3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Статья 46 Федерального закона № 52-ФЗ определяет, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор кроме прочих осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 49 Федерального закона № 52-ФЗ должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 (ред. от 21.04.2010) утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте. В соответствии с п. 9 Положения должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, обязательные для исполнения ими в установленные сроки. В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 № 58 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В соответствии с п. 8.1 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в палатах должны быть установлены стулья по числу коек. Согласно пп. 4.2,4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны. В соответствии с п. 11.14. СанПиН 2.1.3.2630-10 устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно. Согласно пп. 19.1,.19.3 раздела XIX «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению условий пребывания населения в лечебно-профилактических организациях» санитарно-эпидемиологических правил «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1./3.2.1379-03», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 июня 2003 г., планировка, комплексное благоустройство лечебно-профилактических организаций должны предусматривать предупреждение возникновения и распространения внутрибольничных инфекций и соответствовать санитарным правилам. В лечебно-профилактических организациях должны обеспечиваться условия труда медицинских работников, соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим, осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения внутрибольничных инфекционных заболеваний в соответствии с санитарными правилами. В силу ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, основанием которой является истечение срока выданного предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Согласно свидетельству серии 24 № 000667646, Уставу МУЗ «Шарыповская ЦРБ» было зарегистрировано 6 апреля 2001 года, является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств местного бюджета и средств фонда обязательного медицинского страхования (л.д. 67, 54-66). 21 февраля 2011 года утвержден новый Устав, согласно которому МУЗ «Шарыповская ЦРБ» переименована в МБУЗ «Шарыповская городская больница» (л.д. 77-85). В силу п. 1.3 Устава учредителем и собственником имущества МБУЗ «Шарыповская городская больница» является муниципальное образование город Шарыпово. Полномочия учредителя от имени муниципального образования город Шарыпово осуществляет Администрация города Шарыпово. Согласно п.1.9 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Как следует из п. 5.2 Устава, одним из источников формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «Шарыповская городская больница» являются средства, выделяемые целевым назначением из городского бюджета в виде субсидий на выполнение муниципального задания, средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами. Как установлено в судебном заседании и следует из распоряжения № 49 от 11.02.2010 года, акта проверки № 76 от 31 марта 2010 года, в период с 15 февраля 2010 года по 31 марта 2010 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово проводилась плановая выездная проверка МУЗ «Шарыповская ЦРБ», в результате которой были выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившиеся в несоответствии помещений детского соматического отделения санитарным правилам и гигиеническим нормативам, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Так в палатах детского соматического отделения отсутствуют стулья по числу коек, нарушена целостность покрытий стен, полов и потолков, в связи с чем требуется косметический ремонт в палатах, на постах медицинских сестер №№1-2, палате интенсивной терапии, процедурном кабинете, кабинете заведующей, в палате для новорожденных, ординаторской, медсестринской комнате, комнате хранения уборочного инвентаря, гардеробной для персонала, гардеробной для пациентов, приемном отделении, помещении изолятора, комнате матери и ребенка, комнате сестры-хозяйки, комнате хранения отходов, санузлах.(л.д. 165-174, 149-164 ). Постановлением по делу об административном правонарушении № 137 от 15 марта 2010 года МУЗ «Шарыповская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений (л.д.22-27). Из определения о передаче материалов административного правонарушения на рассмотрение по подведомственности № 232 от 03 марта 2011 года, акта внеплановой проверки № 130 от 02 марта 2011 года следует, что предписание № 207 от 04 марта 2010 года об устранении выявленных нарушений, в том числе, приведенных ранее, исполнено не было, что ответчиками по делу не оспаривается (л.д. 12-13, 178-180). Таким образом, доводы истца о нарушении ответчиком МБУЗ «Шарыповская городская больница» п..8.1 главы 1, пунктов 4.2,4.3, 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10, а также пп. 19.1,.19.3 раздела XIX «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению условий пребывания населения в лечебно-профилактических организациях» санитарно-эпидемиологических правил «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1./3.2.1379-03» нашли свое подтверждение в судебном заседании. На день рассмотрения дела судом указанные нарушения не устранены, что подтвердили в судебном заседании представители ответчиков. Принятые МБУЗ «Шарыповская городская больница» меры по устранению этих нарушений, в том числе обращения за выделением денежных средств к министру здравоохранения Красноярского края, главе города Шарыпово, к министру финансов Красноярского края (л.д. 94-98) являются недостаточными, нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений инфекционного отделения МБУЗ «Шарыповская городская больница» в полном объеме не устранены, поэтому доводы истца о незаконном бездействии ответчика являются обоснованными. Как установлено в судебном заседании, ответчик МБУЗ «Шарыповская городская больница» не в полной мере исполняет свои обязанности по обеспечению соблюдения требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В результате нарушения санитарно-эпидемиологических требований нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. При таких обстоятельствах исковые требования к МБУЗ «Шарыповская городская больница» являются законными и обоснованными. Судом установлено, что ответчик Администрация города Шарыпово осуществляет полномочия учредителя от имени муниципального образования город Шарыпово, что следует из Устава, и осуществляет финансирование МБУЗ «Шарыповская городская больница», что подтвердили представители сторон в судебном заседании. Следовательно, обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований должна быть возложена и на ответчика Администрацию города Шарыпово, признание иска в этой части принимается судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Установленный истцом срок для устранения нарушений до 31 декабря 2012 года ответчики не оспаривают. Оснований для удовлетворения исковых требований к Администрации города Шарыпово в части оспаривания бездействия в виде неисполнения пп.3,4 предписания № 207 от 04 марта 2010 года суд не усматривает по следующим основаниям. Приведенное предписание было адресовано истцом только ответчику МБУЗ «Шарыповская городская больница». Предмет иска определяется истцом самостоятельно, выход за рамки исковых требований законом не предусмотрен. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Шарыповская городская больница», выразившееся в неисполнении предписания специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № 207 от 03 марта 2010 года об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Шарыповская городская больница» и Администрацию города Шарыпово устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований в помещении детского соматического отделения Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Шарыповская городская больница», а именно: обеспечить в палатах наличие стульев по числу коек, провести косметический ремонт в помещении - устранить нарушение целостности покрытия стен, потолка и пола в палатах, на постах медицинских сестер №№1-2, палате интенсивной терапии, процедурном кабинете, кабинете заведующей, в палате для новорожденных, ординаторской, медсестринской комнате, комнате хранения уборочного инвентаря, гардеробной для персонала, гардеробной для пациентов, приемном отделении, помещении изолятора, комнате матери и ребенка, комнате сестры-хозяйки, комнате хранения отходов, санузлах в срок до 31 декабря 2012 года включительно. В удовлетворении исковых требований к Администрации города Шарыпово об оспаривании бездействия отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: (подпись)