Решение по иску Управления Роспотребнадзора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия и возложении обязанности



Дело № 2-387/11

Решение

Именем Российской Федерации

14 июня 2011 года            г.Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Киюциной Н.А.,

при секретаре судебного заседания Романович М.Н.,

с участием представителя истца - Управления Роспотребнадзора по Красноярскому Юшина А.В. (на основании доверенности от 28.02. 2011 года),

представителя ответчика - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Шарыповская городская больница» Горшковой Е.В. (на основании доверенности № 1299 от 08.04.2011 г.),

представителя ответчика - Администрации города Шарыпово Лукиной Н.В. (на основании доверенности от 01.05.2011 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Шарыповская городская больница» и Администрации города Шарыпово об оспаривании бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Шарыповская городская больница» (МБУЗ «Шарыповская городская больница», ранее - Муниципальное учреждение здравоохранения «Шарыповская центральная районная больница - МУЗ «Шарыповская ЦРБ») и Администрации города Шарыпово об оспаривании бездействия в виде непринятия мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований в помещениях больницы и возложении обязанности по устранению этих нарушений в срок до 01 марта 2012 года. В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 15 марта 2010 года им были выявлены нарушения ответчиком МУЗ «Шарыповская ЦРБ» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившиеся в том, что в помещениях терапевтического отделения, палаты интенсивной терапии детского соматического отделения, фельдшерско-акушерского пункта п.Горячегорск, инфекционного отделения, клинико-диагностической лаборатории, физиотерапевтического отделения, операционных и послеоперационных хирургического отделения, гинекологического отделения, травматологического отделения, реанимационного отделения, рентгенкабинетов, паталогоанатомического отделения, наркологического кабинета, психиатрического диспансера, станции скорой помощи, детской поликлиники, прачечной, лаборатории диагностики СПИД и СПИД-маркерных инфекций, кабинета зубопротезирования п. Дубинино не проводится производственный контроль за параметрами микроклимата, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний у пациентов больницы и ее персонала. 12 апреля 2010 года МУЗ «Шарыповская ЦРБ» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответчику выдано предписание № 530 об устранении нарушений в срок до 01 февраля 2011 года. В ходе проведения 02 марта 2011 года внеплановой выездной проверки ответчика было установлено, что предписание не выполнено, нарушения не устранены. В результате нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку существует опасность для здоровья человека. Финансирование Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Шарыповская городская больница» производится из бюджета муниципального образования город Шарыпово, поэтому истец считает, что обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на обоих ответчиков.

В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Юшин А.В. (на основании доверенности) исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Шарыповская городская больница» Горшкова Е.В. (на основании доверенности) иск признала частично, в части возложения обязанности по устранению нарушений и пояснила, что производственный контроль в помещениях больницы не проводится в связи с отсутствием достаточного финансирования из местного бюджета, в срок до 01 марта 2012 года нарушения будут устранены.

Представителя ответчика Администрации города Шарыпово Лукина Н.В. (на основании доверенности) также признала иск в части возложения обязанности по устранению нарушений, против иска в оставшейся части возражала, ссылаясь на то, что доводы о бездействии Администрации г.Шарыпово являются необоснованными, поскольку в течение 2010-2011 годов имел место дефицит бюджета, в то же время, ответчик не бездействовал, добился выделения денежных средств из краевого бюджета, работа в этом направлении продолжается, денежные средства, необходимые для проведения производственного контроля в помещениях больницы, будут перечислены.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд, в случае нарушения санитарного законодательства.

Следовательно, истец имеет право на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 приведенного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

На основании п. 1,3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Статья 46 Федерального закона № 52-ФЗ определяет, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор кроме прочих осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 49 Федерального закона № 52-ФЗ должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 (ред. от 21.04.2010) утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

В соответствии с п. 9 Положения должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации» от 18 мая 2010 № 58 утверждены санитарно-эпидемиологичесские правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Главой 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрены требования, которым должны соответствовать отопление, вентиляция, микроклимат и воздушная среда помещений.

В силу ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, основанием которой является истечение срока выданного предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Согласно свидетельству серии 24 № 000667646, Уставу МУЗ «Шарыповская ЦРБ» было зарегистрировано 6 апреля 2001 года, является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств местного бюджета и средств фонда обязательного медицинского страхования (л.д. 65, 51-63).

21 февраля 2011 года утвержден новый Устав, согласно которому МУЗ «Шарыповская ЦРБ» переименована в МБУЗ «Шарыповская городская больница» (л.д. 74-82).

В силу п. 1.3 Устава учредителем и собственником имущества МБУЗ «Шарыповская городская больница» является муниципальное образование город Шарыпово. Полномочия учредителя от имени муниципального образования город Шарыпово осуществляет Администрация города Шарыпово.

Согласно п.1.9 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.

Как следует из п. 5.2 Устава, одним из источников формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «Шарыповская городская больница» являются средства, выделяемые целевым назначением из городского бюджета в виде субсидий на выполнение муниципального задания, средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами.

Как установлено в судебном заседании и следует из распоряжения № 49 от 11.02.2010 года, акта проверки № 76 от 31 марта 2010 года, в период с 15 февраля 2010 года по 31 марта 2010 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово проводилась плановая выездная проверка МУЗ «Шарыповская ЦРБ», в результате которой были выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившиеся в том, что в помещениях МУЗ «Шарыповская ЦРБ» не проводится производственный контроль за параметрами микроклимата (л.д. 160-169, 150-159 ).

Постановлением по делу об административном правонарушении № 201 от 12 апреля 2010 года МУЗ «Шарыповская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (л.д.22-25).

Из определения о передаче материалов административного правонарушения на рассмотрение по подведомственности № 236 от 03 марта 2011 года, акта внеплановой проверки № 129 от 02 марта 2011 года следует, что предписание № 530 от 31 марта 2010 года об устранении выявленных нарушений исполнено не было, что ответчиками по делу не оспаривается (л.д. 12-13, 173-175).

Таким образом, доводы истца о нарушении ответчиком МБУЗ «Шарыповская городская больница» главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10, а также ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ нашли свое подтверждение в судебном заседании.

На день рассмотрения дела судом указанные нарушения не устранены, производственный контроль за параметрами микроклимата, что подтвердили в судебном заседании представители ответчиков.

Принятые МБУЗ «Шарыповская городская больница» меры по устранению нарушений, в том числе обращения за выделением денежных средств к министру здравоохранения Красноярского края, главе города Шарыпово, к министру финансов Красноярского края (л.д.85-88) являются недостаточными, нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений инфекционного отделения МБУЗ «Шарыповская городская больница» в полном объеме не устранены, поэтому доводы истца о незаконном бездействии ответчика являются обоснованными.

Как установлено в судебном заседании, ответчик МБУЗ «Шарыповская городская больница» не в полной мере исполняет свои обязанности по обеспечению соблюдения требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В результате нарушения санитарно-эпидемиологических требований нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

При таких обстоятельствах исковые требования к МБУЗ «Шарыповская городская больница» являются законными и обоснованными.

Судом установлено, что ответчик Администрация города Шарыпово осуществляет полномочия учредителя от имени муниципального образования город Шарыпово, что следует из Устава, и осуществляет финансирование МБУЗ «Шарыповская городская больница», что подтвердили представители сторон в судебном заседании.

Следовательно, обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований должна быть возложена и на ответчика Администрацию города Шарыпово, признание иска в этой части принимается судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Установленный истцом срок для устранения нарушений до 31 декабря 2012 года ответчики не оспаривают.

Оснований для удовлетворения исковых требований к Администрации города Шарыпово в части оспаривания бездействия в виде неисполнения пп.3,4 предписания № 207 от 04 марта 2010 года суд не усматривает по следующим основаниям.

Приведенное предписание было адресовано истцом только ответчику МБУЗ «Шарыповская городская больница».

Предмет иска определяется истцом самостоятельно, выход за рамки исковых требований законом не предусмотрен.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Шарыповская городская больница», выразившееся в неисполнении предписания специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № 207 от 03 марта 2010 года об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Шарыповская городская больница» и Администрацию города Шарыпово устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований в помещении детского соматического отделения Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Шарыповская городская больница», а именно: обеспечить в палатах наличие стульев по числу коек, провести косметический ремонт в помещении - устранить нарушение целостности покрытия стен, потолка и пола в палатах, на постах медицинских сестер №№1-2, палате интенсивной терапии, процедурном кабинете, кабинете заведующей, в палате для новорожденных, ординаторской, медсестринской комнате, комнате хранения уборочного инвентаря, гардеробной для персонала, гардеробной для пациентов, приемном отделении, помещении изолятора, комнате матери и ребенка, комнате сестры-хозяйки, комнате хранения отходов, санузлах в срок до 31 декабря 2012 года включительно.

В удовлетворении исковых требований к Администрации города Шарыпово об оспаривании бездействия отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись)