РЕШЕНИЕ. Именем Российской Федерации. 15 июня 2011 года г.Шарыпово Шарыповский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Бритковой М.Ю., при секретаре Литвиновой Н.Н., с участием истца Смирнова Ю.И., представителей ответчиков Берестевич О.Н. (по доверенности № 7 от 24.05.2011г.), Теплякова В.А.(по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Юрия Игнатьевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации города Шарыпово, к Администрации города Шарыпово Красноярского края о возложении обязанности установить индивидуальные приборы потребления всех видов энергии для подготовки к приватизации квартиры, Установил: Смирнов Ю.И. обратился в суд с иском к КУМИиЗО Администрации города Шарыпово о возложении обязанности на ответчика установить индивидуальные приборы потребления всех видов энергии, для подготовки к приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с учетом федеральных законов «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991 г. (ред. от 11.06.2008 г.) (далее Закона о приватизации) и «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»»» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. (далее Закона об энергосбережении). Свои требования истец мотивировал тем, что они с женой с ДД.ММ.ГГГГ проживают в квартире по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, предоставленной на основании ордера №, выданного по решению городского Совета г. Шарыпово № 190-12 от 20.08.1982 года, и договора социального найма жилого помещения, заключенного с МУ «Служба заказчика ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время они решили приватизировать данную квартиру. По закону «О приватизации» жилое помещение передается новому хозяину в пригодном для жилья состоянии, с проведением необходимого ремонта и в соответствии с требованиями, действующими на момент приватизации. В данном случае - это капитальный ремонт инженерных коммуникаций (дом эксплуатируется около 29 лет, а капитальный ремонт коммуникаций из стальных труб проводится через 25 лет), установка приборов учета горячей, холодной воды и электроэнергии предусмотрена Законом «Об энергосбережении». По требованию данного закона индивидуальные счетчики обязаны установить собственники жилых помещений в срок до 01.01.2012 года. Собственником указанной квартиры является КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово. На его просьбу о подготовке квартиры к приватизации, управляющая компания данного жилого дома - ОАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Шарыповского межрайонного отдела сообщила, что ремонт инженерных сетей запланирован на 3 квартал 2011 года. КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово отказал удовлетворить его требование об установке индивидуальных приборов потребления энергии, ссылаясь на постановление Правительства РФ, изданного ранее Закона № 261-ФЗ об энергосбережении, следовательно утратившее силу после принятия Закона № 261-ФЗ. Кроме того, ответчик не учитывает требования пункта 3.2 договора социального найма, запрещающего нанимателю производить любые изменения в инженерных сетях без разрешения собственника, то есть КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово. В ходе рассмотрения дела, по инициативе суда с согласия истца Смирнова Ю.И. к участию в деле привлечена Администрация города Шарыпово Красноярского края в качестве соответчика. Истец Смирнов Ю.И. в судебном заседании поддержал свои исковые требования по тем же основаниям, также пояснил, что индивидуальных приборов учета холодного, горячего водоснабжения в квартире, где он проживает, ранее установлено не было; длительный период времени у него отсутствует индивидуальный прибор учета электрической энергии, который был похищен неизвестными лицами. Истец полагает, что собственник жилого помещения до приватизации жилья обязан привести квартиру в состояние, пригодное для проживания в соответствие с действующими на момент приватизации нормативными актами; ответчики должны были начать устанавливать счетчики с 23 ноября 2009 года, не дожидаясь 01 января 2012 года, когда за неисполнение Закона они будут нести ответственность. Представитель ответчика КУМИ и ЗО Администрации города Шарыпово Красноярского края Берестевич О.Н. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала свои возражения, изложенные в письменных отзывах: согласно ст.ст. 65-67 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; наниматель обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения. На основании ВСН №58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий» п.5.1 - капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий, при этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества предоставления услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования. Приложение №3 названных ВСН устанавливает минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов (общего имущества многоквартирного дома) до проведения текущего ремонта, а именно инженерного оборудования (водоснабжения, отопления) -30 лет, внутриквартирные сети электроснабжения -40 лет. Так как жилой <адрес>, <адрес>, <адрес> введен в эксплуатацию с 1982 г., следовательно инженерное оборудование данного дома не требует капитального ремонта как общего имущества дома так и внутри квартир. А также по данному многоквартирному дому отсутствует заключение уполномоченной комиссии о необходимости проведения капитального ремонта инженерных сетей данного дома в целом, либо его части. Согласно п.4.5. указанного ВСН текущий ремонт жилых квартир должен выполняться нанимателями этих помещений за свой счет. Перечень работ по ремонту квартир, выполняемых нанимателями свой счет указан в приложении № к данным ВСН, а именно: замена или установка дополнительных кранов, смесителей и другого оборудования. Так как инженерное оборудование указанного дома не требует полной замены, либо его части, то обязанность по установке индивидуальных приборов учета холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения лежит на нанимателе жилого помещения в составе работ по текущему ремонту. Согласно п.п. 5, 7 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г N 491 в состав общего имущества многоквартирного дома индивидуальные приборы учета водоснабжения, электроснабжения не входят. Согласно Приложению № 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда РФ, утвержденных Постановлением Госстроя России № 170 от 27.09.2003 г., установка поквартирных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, входит в состав работ по капитальному ремонту только при полной замене инженерных сетей. Законом об энергосбережении от 23.11.2009 г. предусмотрена обязанность собственника жилого помещения установить приборы учета холодного и горячего водоснабжения, электрической энергии как общедомовые, так и индивидуальные до 01.01.2012 года. В настоящее время данная обязанность не наступила, кроме того, требовать исполнение названного закона от собственника вправе только государство РФ, а не наниматель жилого помещения. Поэтому полагает, что правоотношения между наймодателем и нанимателем жилого помещения, вытекают из договора социального найма и регулируются нормами жилищного законодательства. Представитель ответчика Тепляков В.А. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что истец не обосновал правовыми нормами исковые требования об установке в настоящий период времени индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему. Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. По правилам ст.8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. В силу статьи 1 Закона РФ от 04.07.1991 года (ред. от 11.06.2008 г.) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Согласно статьи 2 указанного закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Статья 4 названного закона гласит о том, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения. Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма. Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма. Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (Р), введенного в действие с 1.07.1989 г. и действующего до настоящего времени, установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов (общего имущества многоквартирного жилого дома) до проведения текущего ремонта, а именно инженерного оборудования (водоснабжения, отопления) -30 лет, внутриквартирные сети электроснабжения -40 лет. В соответствии с ч. 4 ст.12 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ от 23.11.2009г. в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Согласно ч. 5 ст.13 вышеуказанного закона до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Согласно ст. 8 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. В соответствии с пунктом 71 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 года, в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения потребителем должен быть обеспечен учет электрической энергии. Пунктом 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 г. № 5176) при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ, на абонента возложена обязанность оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В соответствии с законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»» № 261-ФЗ от 23.11.2009г. издан Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» Настоящий Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (далее - прибор учета). Договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком (пункты 2 и 3). Как установлено в судебном заседании Смирнов Ю.И. проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, предоставленной ему по ордеру исполкома Шарыповского горсовета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из 4-х человек. Как установлено в судебном заседании и следует из письменных пояснений представителя КУМИ и ЗО Администрации <адрес>, многоквартирный жилой <адрес> <адрес> <адрес> введен в эксплуатацию с 1982 года. Указанная квартира является объектом муниципального жилищного фонда, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности города Шарыпово. Как следует из договора социального найма жилого помещения от <данные изъяты> года между муниципальным учреждением «Служба заказчика ЖКХ» г. Шарыпово и Смирновым Ю.И., наймодатель предоставил нанимателю, членам его семьи во владение и пользование изолированное жилое помещение в состоянии пригодном для проживания, относящееся к муниципальной собственности, состоящее из 3 комнат, общей площадью 61,8 кв.м. По указанному договору социального найма жилого помещения наймодатель обязан: предоставить нанимателю свободное жилое помещение в состоянии пригодном для проживания; обеспечить надлежащее содержание и ремонт жилого дома; своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений. Наниматель обязан без разрешения собственника жилищного фонда, согласованного с наймодателем в установленном порядке, не переоборудовать внутренние инженерные сети. Постановлением Администрации города Шарыпово № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов, в целях реализации основных положений Федерального закона РФ от 18.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», ст. 157 Жилищного кодекса РФ в части осуществления мер по улучшению системы учета тепловой энергии, водопотребления и водоотведения на территории муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края, руководствуясь Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», ст. 37 Устава города Шарыпово. В приложении № 1 вышеуказанного постановления указано, что установка общедомовых и индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов обязательна при выполнении следующих работ: при строительстве новых жилых домов, при капитальном ремонте внутридомовых систем водоснабжения и отопления, при модернизации внутридомовых систем водоснабжения и отопления. Установка индивидуальных (квартирных) приборов учета осуществляется по инициативе собственника жилого помещения многоквартирного дома, собственника жилого дома за счет средств указанных лиц, нанимателя жилого помещения за счет средств нанимателя, изъявившего желание установить прибор учета (п.п. 2.3, 4.1). Как следует из письма Шарыповского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт», акта от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ в управлении ОАО «Красноярскэнергосбыт» находится жилой <адрес>, <адрес>, <адрес>, в связи с чем, ОАО «Красноярскэнергосбыт» за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений. При этом оказание услуг и выполнение работ производится согласно установленному на общем собрании собственников помещений перечню работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, осуществляемых в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения, то есть определенные виды работ в пределах тарифа. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> представителями ОАО «Красноярскэнергосбыт» был составлен акт, согласно которому требуется замена радиаторных пробок, канализационного стояка, трубы отопления. В связи с тем, что указанное имущество относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, работы по замене радиаторных пробок, канализационного стояка, трубы отопления запланированы в 3 квартале 2011 года. Доводы истца в обоснование исковых требований о том, что установка индивидуальных приборов учета относится к капитальному ремонту жилищного фонда являются необоснованными, поскольку требования Смирнова Ю.И. не связаны с капитальным ремонтом жилищного фонда; установленные нормативными актами сроки капитального ремонта не прошли; дом, в котором проживает истец, не признан аварийным и в незамедлительном ремонте не нуждается; отсутствует заключение уполномоченной комиссии о необходимости проведения капитального ремонта инженерных сетей данного дома в целом, либо его части. Кроме того, исковые требования обоснованы истцом Смирновым Ю.И. необходимостью подготовить квартиру для ее дальнейшей приватизации и во исполнение ответчиками Закона об энергосбережении. Суд находит несостоятельной ссылку истца как на невозможность нанимателя установить индивидуальные приборы учета, на требования пункта 3.2 договора социального найма, запрещающего нанимателю производить любые изменения в инженерных сетях без разрешения собственника, поскольку доказательств обращения Смирновым Ю.И. в Администрацию города Шарыпово за таким разрешением и отказа собственника выдать разрешение не представлено. Обязанность собственников жилых помещений по установке приборов учета холодного, горячего водоснабжения, электрической энергии как общедомовых, так и индивидуальных установлена вышеназванным Законом об энергосбережении, которым определен срок до 01.01.2012 года, то есть в настоящее время данная обязанность у собственника жилого помещения - Администрации города Шарыпово Красноярского края не наступила. Вместе с тем данным Законом обязанность собственника жилого помещения по установке индивидуальных приборов учета возникнет перед государством РФ, а не перед нанимателем жилого помещения. Законом РФ от 04.07.1991 года (ред. рт 11.06.2008 г.) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предусмотрено оснований для отказа в приватизации жилого помещения по причине отсутствия в нем индивидуальных приборов учета холодного, горячего водоснабжения, электрической энергии. Также истец не представил доказательств тому, что с его стороны имело место обращение к собственнику жилого помещения о замене похищенного индивидуального прибора учета электрической энергии в связи с его хищением неизвестными лицами. В силу ст.67 ГПК РФ). В судебном заседании не установлено нарушение прав и законных интересов истца действиями (бездействием) ответчиков, в связи с чем, исковые требования Смирнова Ю.И. к ответчикам не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В иске Смирнову Юрию Игнатьевичу к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации города Шарыпово, к Администрации города Шарыпово Красноярского края о возложении обязанности установить индивидуальные приборы потребления всех видов энергии для подготовки к приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с учетом требований Закона РФ от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2008 г.) и федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»» № 261-ФЗ от 23.11.2009 года, - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись. Копия верна. Судья Шарыповского городского суда Красноярского края М.Ю.Бриткова