О взыскании компенсации по целевому чеку на приобретение автомобиля



Дело № 2-479/11 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2011 года         г.Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Киюциной Н.А.,

при секретаре Романович М.Н.,

с участием представителя ответчиков: Гурняк Н.А. (по доверенностям № 166 от 27.01.2010 г. и № 19-02-05/34 от 12.01.2011 г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лущего Анатолия Анастасиевича к Министерству Финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю, Отделению по городу Шарыпово и Шарыповскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании компенсации по целевому чеку на приобретение автомобиля,

Установил:

Истец Лущий А.А. обратился в суд с иском к ответчикам - Министерству Финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю, Отделению по городу Шарыпово и Шарыповскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании компенсации по целевому расчетному чеку на приобретение автомобиля в сумме 178 000 рублей, ссылаясь в обоснование своих исковых требований на то, что 18 марта 1994 года Шарыповским ОСБ № 6917 ему был выдан целевой расчетный чек на приобретение автомобиля ВАЗ 2105 в срок до 19 июля 1994 года, на сумму 16 000 рублей, который были оплачен истцом в полном объеме. Однако автомобиль в указанный в чеке срок он не получил, поэтому просит взыскать в свою пользу денежную компенсация в размере стоимости автомобиля ВАЗ 2105 в сумме 178 000 рублей. Помимо денежной компенсации истец просит взыскать с ответчиков в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 4 760 рублей.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю Гурняк Н.А. (по доверенностям) иск не признала, ссылаясь на то, что компенсация по непогашенным целевым расчетным чекам на приобретение автомобиля может быть выплачена только по решению суда. Размер компенсации может быть определен в процентном соотношении с учетом суммы, выплаченной истцом по состоянию на 1 января 1992 года. При этом определяется, сколько процентов от стоимости автомобиля было выплачено по состоянию на 01 января 1992 года, после чего рассчитывается сумма компенсация путем произведения полученных процентов и стоимости автомобиля на день обращения в суд.

Представитель ответчика Отделения по городу Шарыпово и Шарыповскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю в суд не явился, ответчик был уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, возражений по иску не представил.

Заслушав представителя ответчиков Гурняк Н.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.06.95г. № 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах» (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 г. № 200-ФЗ) государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей признаны государственным внутренним долгом Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 01.06.95 г. № 86-ФЗ погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам, указанным в статьей 1 названного Закона, производится для владельцев целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1993 - 1995 годах и действующих целевых вкладов путем выплаты денежной компенсации в размере части стоимости указанного в чеке автомобиля, установленной исходя из процентного соотношения оплаченной владельцем обязательства части стоимости автомобиля на 1 января 1992 года (по действовавшим до 1 января 1992 года ценам) и стоимости автомобиля, указанного в чеке, определяемой по согласованию с заводами-изготовителями на момент исполнения обязательств. Срок погашения по целевым чекам с правом приобретения автомобиля в 1993 году - с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года; по целевым чекам с правом приобретения автомобилей в 1994 году - с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года; по целевым чекам с правом приобретения автомобилей в 1995 году и действующим целевым вкладам - с 1 января 2003 года по 31 декабря 2004 года.

Статьей 110 Закона РФ «О федеральном бюджете на 2004 год» №186-ФЗ установлено, что в 2004 году осуществляется погашение целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1991 - 1993 годах, оставшихся не погашенными на 1 января 2004 года, по истечении установленных Федеральным законом от 01.06.1995 года N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" сроков погашения в порядке и размере, определенных для каждого вида обязательства указанным Федеральным законом за счет средств федерального бюджета, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Статьей 87 Закона РФ «О федеральном бюджете на 2005 год» №173-ФЗ установлено, что в 2005 году погашение целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1991 - 1995 годах, действующих целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей, оставшихся не погашенными на 1 января 2005 года, по истечении установленных Федеральным законом от 1 июня 1995 года N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" сроков погашения в порядке и размерах, которые определены для каждого вида обязательства указанным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 110 Федерального закона от 26.12.2005 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», ч. 2 ст. 87 Закона РФ «О федеральном бюджете на 2005 год» №173-ФЗ Министерство финансов Российской Федерации через Сберегательный банк РФ продолжало в 2004 и 2005 годах погашение целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1991 - 1995 годах, оставшихся не погашенными на 1 января 2004 года и 1 января 2005 года.

Согласно ст. 118 Федерального закона от 26.12.2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» Министерство финансов Российской Федерации в I квартале 2006 года осуществляло погашение облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года, целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1991 - 1995 годах, действующих целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей, предъявленных их владельцами к оплате в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации до 1 января 2006 года, в порядке и размерах, которые определены для каждого вида обязательства Федеральным законом от 1 июня 1995 года N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах".

Согласно п. 9 Государственной программы погашения в 2001-2004 годах государственного внутреннего долга РФ по государственным долговым товарным обязательствам, утвержденной 27 декабря 2000 года № 1006, выплата денежной компенсации владельцам облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления и их выкуп производились филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по месту их предъявления. Владельцам целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей начисление и выплата денежной компенсации производились филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по месту выдачи чеков, а также филиалами Сберегательного банка Российской Федерации г. Москвы, привлеченными к этой работе. Вкладчикам действующих целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей начисление и выплата денежной компенсации производились филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по месту открытия счетов по действующим целевым вкладам.

Как установлено в судебном заседании, 18 марта 1994 года Шарыповским Отделением № 6917 Сберегательного Банка Российской Федерации истцу Лущему А.А. был выдан целевой расчетный чек на приобретение автомобиля ВАЗ 2105 в срок до 19 июля 1994 года, на сумму 16 000 рублей, указанный чек истец представил в суд (л.д. 38).

Компенсация по указанному чеку истцу не выплачивалась, что следует из справки Восточно-Сибирского банка Сберегательного банка России от 04 июля 2011 года (л.д.41).

Доказательств обратного ответчики не представили.

Согласно названной справке по состоянию на 01 января 1992 года остаток целевого вклада Лущего А.А. составил 1924 рубля 08 копеек.

Стоимость автомобиля ВАЗ 2105 по состоянию на 1 января 1992 года составляла 16 000 рублей (л.д. 51).

Согласно протоколу согласования свободных цен на легковые автомобили марки «ВАЗ», предназначенных для выкупа целевых чеков на приобретение легковых автомобилей и облигаций государственных беспроцентных займов 1990 года, оформленных на автомобили марки «ВАЗ», в соответствии с Федеральным законом № 80-ФЗ от 2 июня 2000 года стоимость автомобиля ВАЗ -2105 во втором квартале 2011 года составляет 172 415 рублей 25 копеек (л.д.49).

Сумма причитающейся истцу компенсации определяется судом в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 01.06.95г. № 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах» из расчета:

1924 рубля 08 копеек (уплачено истцом на 01.01.1992 г.) х 100 : 16 000 рублей (стоимость автомобиля ВАЗ-2105 на 01.01.1992 г.) = 12,025 %;

12,025% от 172 415,25 рублей (стоимость автомобиля ВАЗ- 2105) составляет 20 732 рубля 93 копейки.

Согласно п.1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из статьи 101 Бюджетного кодекса Российской Федерации, управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

В силу п. 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ею юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находится только в государственной или муниципальной собственности.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 16 декабря 2005 года № 336/307 утвержден Порядок организации работы по исполнению судебных постановлений о взыскании за счет казны Российской Федерации денежных средств по погашению государственного долга в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года, целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1991-1995 годах.

Согласно п.5 Порядка для получения компенсации по целевому расчетному чеку на приобретение автомобиля взыскатель должен обратиться в Управление Федерального казначейства субъекта Российской Федерации (за исключением управления Федерального казначейства по г. Москве).

Следовательно, денежная компенсация по целевому расчетному чеку должна быть взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. Для получения денежной компенсации истцу необходимо обратиться в Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю, которое принимает участие в исполнении решения суда о взыскании компенсации по целевому расчетному чеку, но надлежащим ответчиком по делу не является, как и Отделение по городу Шарыпово и Шарыповскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю.

Выдачей целевого расчетного чека 18 марта 1994 года договор о целевом банковском вкладе на приобретение автомобиля между Лущим А.А. и Сберегательным банком Российской Федерации был прекращен, а принятием Федерального закона от 01.06.95г. № 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах» государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей были признаны государственным внутренним долгом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации, исковые требования к этому ответчику подлежат частичному удовлетворению, в сумме 20 732 рубля 93 копейки. В удовлетворении исковых требований к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю и Отделению по городу Шарыпово и Шарыповскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю следует отказать, поскольку указанные лица не являются надлежащими ответчиками по делу.

Поскольку Министерство финансов Российской Федерации в силу статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации не является плательщиком государственной пошлины, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца в возмещение его расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4 760 рублей не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Лущего Анатолия Анастасиевича компенсацию по целевому расчетному чеку в сумме 20 732 (Двадцать тысяч семьсот тридцать два) рубля 93 копейки, в оставшейся части иска отказать.

В иске Лущего Анатолия Анастасиевича к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю и Отделению по городу Шарыпово и Шарыповскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании компенсации по целевому расчетному чеку отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья: (подпись)