Решение о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-176/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

г. Шарыпово            от 16 июня 2011 года

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи: Бритковой М.Ю.,

с участием ст. помощника Шарыповского межрайонного прокурора Васильев Д.Н., представителя ответчика Теплякова В.А.(по доверенности № 9 от 11.01.2010 г.),

при секретаре судебного заседания Литвиновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Маркова Игоря Николаевича к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилое помещение,

с привлечением третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства образования и науки Красноярского края,

Установил:

Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Маркова И.Н. с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, ссылаясь в обоснование иска на то, что в ходе проведения проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено нарушение права Маркова И.Н., относящегося к числу детей-сирот, на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма. Мать и отец Маркова И.Н. - ФИО1 и ФИО2 решением Дубининской постоянной сессии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. В настоящее время Марков И.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес> В 2007 Марков И.Н. закончил обучение в профессиональном училище <адрес>, в связи с чем приобрел право на предоставление ему жилого помещения вне очереди в <адрес> по достижении им совершеннолетия. Вместе с тем, жилое помещение по договору социального найма Маркову И.Н. не предоставлено до настоящего времени. В соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Шарыповского Городского Совета № 40-284 от 22.03.2005г. норма предоставления установлена в размере 9 кв.м. на человека. Учитывая, что Марков И.Н. обратился в Шарыповскую межрайонную прокуратуру с заявлением о защите нарушенных прав на жилище в муниципальном жилищном фонде, имеются основания для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту ее прав, свобод и законных интересов. В связи с чем, просит обязать администрацию муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» предоставить Маркову И.Н. по договору социального найма вне очереди жилое помещение в населенном пункте «г.Шарыпово» общей площадью не менее нормы предоставления на человека, то есть не менее 9 кв.м, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта «г.Шарыпово».

В ходе рассмотрения дела Шарыповский межрайонный прокурор уточнил исковые требования и просил суд обязать Администрацию г. Шарыпово предоставить Маркову И.Н. по договору социального найма вне очереди в населенном пункте «г. Шарыпово» жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, в том числе обеспеченное инженерными системами электроосвещения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления и вентиляции, общей площадью не менее 9 кв.м.

В судебном заседании старший помощник Шарыповского межрайонного прокурора Васильев Д.Н. исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Истец Марков И.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не представил, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Тепляков В.А. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск, согласно которого: с требованиями изложенными в исковом заявлении не согласен так как, в соответствии с п. 5 порядка «приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения» утвержденного указом губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, при наличии одновременно двух условий, граждане относящиеся к вышеуказанным категориям: должны состоять на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения; не должны иметь других жилых помещений. На дату подачи искового заявления Марков И.Н. на учете в министерстве образования и науки Красноярского края не состоит, при этом в соответствии с п. 2 «порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» утвержденного указом губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» обязанность по предоставлению документов для постановки на учет возлагается на законных представителей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В соответствии со статьей 4 закона Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225, на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. В соответствии с вышеуказанным пунктом 2 порядка, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретаются жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Однако, денежные средства на приобретение жилого помещения Маркову И.Н. из бюджета Красноярского края бюджету муниципального образования г. Шарыпово не предоставлялись. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края Буянкина Ю.А. (по доверенности № 20/и от 12.01.2011г.), в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представила в суд письменный отзыв, в котором не возражает против предоставления Маркову И.Н. жилого помещения из муниципального жилищного фонда. Из представленных в суд письменных возражений следует, что Марков И.Н. с заявлением о постановке его на учет в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, с соответствующим заявлением не обращался. В мотивировочной части решения Дубининской п/с от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО1 и ФИО2, закреплено право детей, в том числе Маркова И.Н. на жилую площадь по адресу: <адрес>, в связи с чем отсутствие закрепленного за Марковым И.Н. жилого помещения на момент утраты родительского попечения и в настоящее время истцом считает недоказанным.

Выслушав доводы старшего помощника Шарыповского межрайонного прокурора Васильева Д.Н., представителя ответчика Теплякова В.А., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, Марков И.Н. обратился к Шарыповскому межрайонному прокурору с просьбой оформить в суд иск в его интересах с требованиями о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в населенном пункте «г. Шарыпово» (л.д. 8).

С учетом изложенного, суд полагает, что Шарыповским межрайонным прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту нарушенных прав на жилище Маркова И.Н.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина -обязанность государства.

В соответствии со ст.6 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для ССР 15.09.1990 г.) каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с преамбулой Конвенции «О правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для ССР 15.09.1990 г.) Государства - участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе ООН, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле, принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, в статье 18 Конвенции обязались обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, государство как основной гарант прав и свобод человека обязано предпринять все меры к обеспечению соблюдения прав несовершеннолетних граждан.

Часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации закрепила, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Кроме того, статья 38 Конституции Российской Федерации, размещенная в главе, посвященной правам и свободам человека и гражданина, провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.

Статья 1 ЖК РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

В силу статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) (п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ) в том случае, если эти лица фактически не имеют закрепленного жилого помещения. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

Решением Шарыповского Городского Совета № 40-284 от 22.03.2005г. норма предоставления установлена в размере 9 кв.м. на человека.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 1 данного закона, а также пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года №25-уг (в ред. от 05.03.2010 г.) утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5 которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.

Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в ред. Закона Красноярского края от 11.11.2010 N 11-5201, от 21.12.2010 N 11-5496) исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, в числе которых указан г. Шарыпово, наделены в 2010-2011 годах государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 02.11.2000 года №12-961 «О защите прав ребенка» (пункт 1 Закона). В соответствии со статьей 2 указанного Закона государственные полномочия включают в себя:

а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения"; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу требований статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как установлено в судебном заседании и следует из свидетельства о рождении, Марков Игорь Николаевич родился ДД.ММ.ГГГГ, отцом указан ФИО2, матерью - ФИО1 (л.д. 16).

Мать и отец Маркова И.Н. - ФИО1 и ФИО2 решением Дубининской постоянной сессии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав (л.д.15).

Как следует из паспорта, Марков И.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес>. при этом номер жилого помещения не указан. Фактически в настоящее время Марков И.Н. проживает по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, однако в жилом помещении не зарегистрирован.

Согласно сведений Шарыповского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», за Марковым И.Н. не зарегистрированы права на какое-либо жилое помещение.

В резолютивной части решения Дубининской п/с от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО1 и ФИО2, закреплено право детей, в том числе Маркова И.Н. на жилую площадь по адресу: <адрес>. Как установлено в судебном заседании и следует из представленных доказательств, вышеназванная квартира принадлежит на праве собственности ФИО3 (л.д. 61-65).

Из представленных справок из учетного дела, распоряжения Администрации города Шарыпово № 300 от 22.04.2004 года, Марков Игорь Николаевич состоит в списке граждан на внеочередное получение жилплощади как сирота, с ДД.ММ.ГГГГ за , т.е. Марков поставлен на данную очередь до момента достижения им 23-летнего возраста.

Как следует из справки отдела дополнительного образования, воспитания и охраны прав детства управления образованием администрации города Шарыпово от 01.03.2011 года, Марков И.Н. на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края, как нуждающийся в жилом помещении, не состоит.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Марков И.Н. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2007 году закончил обучение в профессиональном училище <адрес>, в связи с чем приобрел право на предоставление ему жилого помещения вне очереди в г.Шарыпово по достижении им совершеннолетия.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено до настоящего времени.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что нарушен гарантированное истцу законом право на получение мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, исходя из вышеприведенных правовых норм, суд считает, что заявленные Шарыповским межрайонным прокурором требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Маркова Игоря Николаевича удовлетворить частично:

Обязать Администрацию города Шарыпово Красноярского края предоставить Маркову Игорю Николаевичу вне очереди благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение по договору социального найма, жилой площадью не менее 9 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах муниципального образования " город Шарыпово Красноярского края". В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение десяти дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий: