Решение об отказе в признании незаконными действий по начислению платы за электроснабжение по показаниям общедомового прибора учета в отсутствие договора с потребителем



Дело № 2-175/2011        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2011 года                    г.Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,

при секретаре Литвиновой Н.Н.,

с участием истца Зайцевой Е.Т., представителя истца Гонежук А.Н. (по письменному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в силу ч. 6 ст. 53 ГПК РФ), представителя ответчика Ткаченко С.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), представителя третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ «Восточный», - Малого Е.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой Екатерины Трофимовны к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платы в сумме <данные изъяты> рублей 63 коп. за период с 01.01.2009 года по 01.12.2010 года за электроснабжение по показаниям общедомового прибора учета в отсутствие договора с потребителем, возложении обязанности устранить нарушения законодательства и произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда,

с привлечением третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ТСЖ «Восточный»,

УСТАНОВИЛ:

Зайцева Е.Т. обратилась в суд с иском к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании действий ответчика по начислению платы за электроснабжение в квартиру по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в сумме <данные изъяты> руб. 63 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по показаниям общедомового прибора учета в отсутствие договора с потребителем незаконным, возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства и произвести перерасчет размера платы с учетом правил, установленных Правительством РФ. Свои требования истица мотивировала тем, что она проживает в многоквартирном <адрес> <адрес> <адрес>, является собственником <адрес>; оплата электрической энергии производится ею непосредственно Шарыповскому межрайонному отделению ОАО «Красноярскэнергосбыт». Квартира у нее не оборудована индивидуальным прибором учета, начисление платежей производится исходя из установленных нормативов потребления. Считает, что действия ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платы за электрическую энергию по показаниям общедомового прибора учета незаконны, так как согласно решения Шарыповского городского совета депутатов от 21.02.2006 года № 7-60 норматив потребления электрической энергии по домам с электрическими плитами составил <данные изъяты> квт.час. В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4283 норматив потребления электрической энергии в двухкомнатной квартире оборудованной электроплитой в многоквартирном доме без лифта с одним проживающим составляет <данные изъяты> квт.час. Согласно выставленных квитанций ответчиком предъявлялись требования об оплате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма предъявляемая к оплате <данные изъяты> рублей 49 коп., сумма доначислений предъявляемая к оплате - <данные изъяты> руб. 63 коп. В нарушении норм установленных правил, ответчик ежемесячно производит корректировку размера платы. Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домом (ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано ТСЖ «Восточный») и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, товариществу. Именно ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату за энергоснабжение многоквартирного дома. Отсутствие договорных отношений между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ТСЖ «Восточный» по снабжению электрической энергией не освобождает ТСЖ «Восточный» от обязанности производить оплату за фактически отпущенную в жилые дома и полученную электрическую энергию. Прием ресурсоснабжающей организацией платы от населения в отсутствие иного способа обеспечить возмездность реализуемых коммунальных услуг не свидетельствует о том, что отношения по снабжению коммунальными услугами складываются непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами.

Истица Зайцева Е.Т. в ходе рассмотрения дела дополнила свои исковые требования тем, что в соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4283 норматив потребления электрической энергии в двухкомнатной квартире оборудованной электроплитой в многоквартирном доме без лифта с одним проживающим составляет <данные изъяты> квт.час., при этом установленный законом норматив уже содержит в себе объем энергии необходимый на освещение мест общего пользования, и ежемесячное доначисление дополнительного объема противоречит установленным правилам. В соответствии с п. 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1-го потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи. Установленная абз. 2 п. 25 Правил величина - 7 квт.ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. Истица полагает, что в установленный законом норматив включен объем, необходимый для содержания мест общего пользования и ежемесячное доначисление дополнительного объема противоречит данным Правилам.

В ходе рассмотрения дела истица Зайцева Е.Т. дополнила иск требованием о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, ссылаясь на то, что в 2003 году у нее украли эл.счетчик, с данным вопросом она обратилась в Энергосбыт, где ей пообещали при замене всех эл.счетчиков в доме, ей заменить тоже, а пока необходимо было оплачивать по среднему тарифу. Так как она постоянно проживала в г. Норильске, ей было удобно платить по среднему тарифу. В конце ноября 2007 года она переехала в г. Шарыпово, где встал вопрос об установке эл.счетчика, но ей объяснили, что ставить прибор она должна за свой счет. Так как она проживает одна, она платила по тарифу <данные изъяты> квт.час. В январе2008 года ей принесли счет за 2008 год - <данные изъяты> рублей, с чем она не согласна. Она обратилась в Энергосбыт, чтобы собрали комиссию, предоставила справки, что она больна и целый год находилась то на операции, то на лечении. Но ей было отказано, ссылаясь на Постановление № 307. На протяжении 2-х лет присылали угрозы на отключение энергии, на подачу иска в суд, присылали заказные письма, чем наносили вред ее здоровью, несмотря на ее серьезное заболевание. Она вынуждена была переносить унижения. В итоге ей установили электросчетчик в квартире, и предоставили счет квитанцию на выполненные работы, где работы не соответствуют действительности, а суммы за эти услуги взяты.

Истица Зайцева Е.Т. в судебном заседании поддержала исковые требования по тем же основаниям, в обоснование требования о компенсации морального вреда дополнительно пояснила следующее: разногласия с ответчиком по начислению платы по общедомовому прибору учета, длительная переписка с ответчиком, вынуждена была обратиться в суд с иском и являться в судебные заседания, - все это приносит ей страдания и приходится обращаться за медицинской помощью.

В судебном заседании представитель истицы Гонежук А.Н. (по письменному заявлению) исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ «Восточный», - Малый Е.В. (по доверенности) в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск: решение о создании ТСЖ «Восточный» было принято на внеочередном общем собрании собственников жилых помещений от 22.11.2008 г. Общим собранием было принято решение о не перезаключении действующих договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, в число которых входит ОАО «Красноярсэнергосбыт», выставляющее до настоящего времени собственникам и нанимателям жилых помещений квитанции об оплате коммунальных услуг по электроснабжению. Решение собственников жилых помещений свидетельствует о том, что собственники поручили ТСЖ вопросы контроля за эксплуатацией общего имущества жилого дома. Ст. 137 ЖК РФ заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных услуг по общедомовым приборам учета отнесено к праву ТСЖ, а не к обязанности. С 01.12.2009 года ТСЖ «Восточный» самостоятельно оказывает услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов обслуживаемого жилого фонда, в состав которых входят внутридомовые системы электроснабжения. С момента образования ТСЖ указанное обслуживание осуществлялось ООО «ЖРЭУ-3-2» по договору, заключенному с данной организацией Товариществом собственников жилья. Доводы истца о необходимости письменного изменения ранее заключенных публичных договоров электроснабжения, при установке общедомового прибора учета подтверждены решением Шарыповского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ В заявленный в исковом заявлении период времени истец не имела в своей квартире индивидуального прибора учета электроэнергии и оплачивала коммунальные услуги по электроснабжению по установленному нормативу потребления электроэнергии, в связи с чем, ее доводы о содержании в нормативе объема электроэнергии, необходимого для содержания мест общего пользования, с ссылками на закрепляющее указанные нормативы в Законе Красноярского края № 9-4283 от 24.12.2009 года и «Правилами установления и определения нормативов коммунальных услуг», установленные Постановлением Правительства № 306 от 23.05.2006 года, обоснованы, а требования истца о проведении перерасчета за указанный период правомерны. По требованиям истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, нашло свое подтверждение в представленных истцом документам. Однако запрашиваемый истцом размер компенсации не соответствует степени вины ответчика, поскольку имеющееся у истца заболевание не могло стать причиной его нравственных страданий. Также в судебном заседании представитель ТСЖ «Восточный» пояснил, что поскольку общим собранием было принято решение о не перезаключении действующих договоров на предоставление коммунальных услуг с ОАО «Красноярсэнергосбыт», поэтому требование истицы о признании незаконным действий ответчика по начислению платы за электроснабжение по показаниям общедомового прибора учета в отсутствие договора с потребителем, является необоснованным. Произведенная ответчиком корректирвка платы в январе 2009 года за предыдущий год незаконна, так как Постановлением предусмотрена ежеквартальная корректировка платы, а раз в год возможна корректировка при наличии такого условия в договоре.

Представитель ОАО «Красноярскэнергосбыт» Ткаченко С.А. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, поддержал доводы, изложенные в письменных отзывах на иск: ОАО «Красноярскэнергосбыт» осуществляет поставку электрической энергии в многоквартирный жилой <адрес> <адрес> <адрес>, в данном доме установлен общедомовой прибор учета. В соответствии с ЖК РФ гражданам предоставляются коммунальные услуги, а граждане обязаны оплачивать коммунальные услуги, в состав которых входит электроснабжение. ДД.ММ.ГГГГ ПО «КАТЭКэлектросеть» филиала ОАО «МРСК-Сибири» - Красноярскэнерго на границе раздела между своими сетями и жилым домом (ВРУ-0,4 кВ ж/<адрес>) был установлен общедомовой прибор учета. При его принятии на расчёты проведена проверка схемы подключения приборов учёта, проверены приборы учёта и расчётная мощность юридических лиц, расход электрической энергии которых минусуется с общедомового учёта. С марта 2008года расход электроэнергии на внутридомовые нужды предъявляется жильцам многоквартирного жилого <адрес> составе доначисления по общедомовомым приборам учета. Согласно п. 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имуществасобственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета размер платы за электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется исходя из норматива потребления и количества, зарегистрированных в помещении жильцов, по формуле 3,а в помещениях, оборудованных указанными приборами учета, определяется по формуле 9, и распределяется пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета. Снятие показаний общедомовых приборов учета осуществляется представителями ПО «КАТЭКэлектросеть» филиала ОАО «МРСК-Сибири» - Красноярскэнерго, в соответствии с регламентом взаимодействия Шарыповского МРО ОАО «Красноярскэнергосбыт» и жилищно-экспуатационных организаций при работе по жилым и нежилым помещениям многоквартирных домов, утвержденного первым заместителем главы города Шарыпово. Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения заключенные с энергоснабжающей организацией являются договорами энергоснабжения и регулируются нормами § 6 "Энергоснабжение" гл. 30 "Купля-продажа" ГК РФ. Согласно п. 64 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. наличие заключенного с гражданином потребителем договора подтверждается документом об оплате потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение. Между истцом и ОАО «Красноярскэнергосбыт» существуют самостоятельные публичные договорные отношения по снабжению и оплате электрической энергии, на истце лежит обязанность, по оплате электрической энергии исходя из показаний прибора учета, установленного на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Доводы, изложенные в исковом заявлению о том, что заключение письменного договора между энергоснабжающей организацией и потребителем обязательно, не обоснованы. ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось ДД.ММ.ГГГГ в адрес ТСЖ «Восточный» с предложением о заключении соответствующего договора; договор не был заключен. ТСЖ «Восточный» сообщило, что на основании ст. 137 ЖК РФ заключить договор об оказании коммунальных услуг является их правом, а не обязанностью. Поскольку ТСЖ отказывается заключить договор на энергоснабжение по общедомовому прибору учета, ОАО «Красноярскэнергосбыт» самостоятельно осуществляет расчеты с потребителями, так как не исполнение обязательств ТСЖ не может освободить собственников квартир от обязанности нести расходы по содержанию общедомового имущества. В случае заключения договора энергоснабжения с ТСЖ «Восточный» как исполнителя коммунальных услуг, ОАО «Красноярскэнергосбыт» утратит право выставлять квитанции на оплату электроэнергии жителям данного дома, а должно будет выставить один счет ТСЖ по показаниям общедомового прибора учета, который в этом случае будет единственным контрагентом ресурсоснабжающей организации. Правилами №307 предусмотрены случаи проведения перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, поэтому у ОАО «Красноярскэнергосбыт» отсутствует основание для проведения перерасчета платы за потребленную эл.энергию Зайцевой Е.Т., требования истца о проведении перерасчета по основаниям изложенным в исковом заявлении законодательством не предусмотрены. Установка коллективного (общедомового) прибора учета в жилом <адрес> <адрес> <адрес> произведена комиссионно с составлением акта производства работ. Между ООО «УЖК» и собственниками указанного дома был заключен договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого коммунальные услуги предоставляются собственнику на основании заключенных напрямую договоров энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией. Согласно приложению к указанному договору в состав общего имущества включен один общедомовой прибор учета. Исходя из вышеизложенного, следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общедомовой прибор уже был установлен в многоквартирном жилом <адрес> <адрес> <адрес> и общим собранием собственников включен в состав общего имущества. В соответствии с п. 15 Правил № 307 размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ. В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ОАО «Красноярскэнергосбыт» устанавливаются Региональной энергитической комиссией Красноярского края. В соответствии с п.2.11.16 Приказа Министерства энергетики РФ «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» от 13.01.2003 года № 6, замену и поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями, осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией. Согласно Постановления Правительства № 530 от 31.08.2006 года «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» ОАО «Красноярскэнергосбыт» на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями, то есть на основании договора купли-продажи, обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор установки и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. Утверждение истца, о том, что ей установили счетчик в квартире, где работы не соответствовали действительности, а суммы за эти услуги взяты, не обоснованы, так как обязанность по установке, замене индивидуального прибора учета законом возложена на собственника и за его счет. В январе 2011 года истице был установлен прибор учета электрической энергии в квартире. Размер оказанных платных услуг был согласован с Зайцевой и оплачен ею после выставленной счет фактуры в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии со статьей 3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

По правилам ст.8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Согласно п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В силу требований п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Из преамбулы Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, которым утверждены Правила, видно, что оно принято в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Абзацем вторым пункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объем электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме системами коммунальной инфраструктуры.

Правилами № 307 установлен порядок оплаты электроэнергии при различных условиях оборудования жилых домов или помещений многоквартирного дома (коллективными общедомовыми), общими (квартирными), индивидуальными приборами учета и при отсутствии приборов учета.Расходы электрической энергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме учитываются при расчете платы за коммунальные услуги (для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, по формуле 9, а для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, - по формулам 3 и 4), что соответствует пункту 1 статьи 39 и пункту 1 статьи 153 Жилищного кодекса.

В соответствии с п. 37 Правил № 307 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Требований к оформлению платежного документа перечислены в п. 38 Правил № 307.

В соответствии с Правилами № 307 перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг производится в случаях:

пункт 54 - при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение;

пункт 55 -перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в пункте 54 настоящих Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг;

пункт 71 - акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.

В соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007г. № 11356-ЮТ/07 количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальные услуги. Пункт 22 Правил № 307 определяет, что собственники помещений несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если в отдельных помещениях нет индивидуальных счетчиков, плата за коммунальные услуги для их собственников рассчитывается в соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг (по аналогии с ситуацией, когда в доме нет вообще никаких приборов учета). В свою очередь указанный п. 19 предусматривает регулярное (ежеквартальное или, если предусмотрено договором, ежегодное) проведение корректировки по формуле 4 (пп. 4 п. 1 Приложения 2).

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которыми определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В соответствии с п. 64 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя.

В соответствии с п.1. ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно п. 159 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и обслуживающим их гарантирующим поставщикам.

Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны к заключению договора, понуждение к заключению договора не допускается.

В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения признается публичным договором.

Как следует из п. 2 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе.

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно письма Минрегиона РФ от 03.05.2007 г. № 8326-РМ/07 при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления ТСЖ, последние должны заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов по общедомовому прибору учета.

Согласно п.1 ч.1 ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.

Как установлено в судебном заседании. двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежит Зайцевой Е.Т. на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> (л.д. 10).

ОАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Шарыповского межрайонного отделения осуществляет реализацию электрической энергии в многоквартирный жилой <адрес> <адрес> <адрес>.

Из заявления-обязательства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица Зайцева Е.Т. обратилась с данным заявлением в ресурсоснабжающую организацию ОАО «Красноярскэнерги» в лице Шарыповского отделения Энергосбыта о потреблении и оплате электрической энергии как владелец <адрес> <адрес> <адрес> (л.д. 49).

Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом <адрес> <адрес> <адрес> был избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками. Между ООО «УЖК» и собственниками указанного дома был заключен договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого коммунальные услуги предоставляются собственнику на основании заключенных напрямую договоров энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (л.д. 146-149). На внеочередном общем собрании собственников жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выборе способа управления жилым домом - товариществом собственников жилья, утвержден устав ТСЖ «Восточный», что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями (л.д. 86-92). Из свидетельств следует, что ДД.ММ.ГГГГ в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ТСЖ «Восточный», данная организация поставлена на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю (л.д. 81-82).

Также на внеочередном общем собрании собственников жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о не перезаключении действующих договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, в число которых входит ОАО «Красноярсэнергосбыт», выставляющее до настоящего времени собственникам и нанимателям жилых помещений квитанции об оплате коммунальных услуг по электроснабжению, что подтверждает наличие у потребителей, в том числе и у истицы Зайцевой Е.Т., прямых договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией.

С момента образования ТСЖ «Восточный» услуги по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес>, в состав которого входят внутридомовые системы электроснабжения, осуществлялось ООО «ЖРЭУ-3-2» по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с данной организацией Товариществом собственников жилья. С ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Восточный» самостоятельно оказывает данные услуги в связи с расторжением данного договора (л.д. 76-80).

Из актов производства работ №№ 4КФ/Ц-11-242, 131-05-02/105 следует, что ДД.ММ.ГГГГ ПО «КАТЭКэлектросеть» филиала ОАО «МРСК-Сибири» - Красноярскэнерго на границе раздела между своими сетями и жилым домом (ВРУ-0,4 кВ ж/<адрес>) был установлен общедомовой прибор учета электроэнергии, заводской номер 082475405, тип СА4У-И672М. Согласно техническому паспорту на данный вид прибора учета межповерочный интервал, в том числе при вводе в эксплуатацию счетчиков после длительного хранения (более одного межповерочного интервала), - 6 лет, о чем указано в п. 5.4 паспорта. При принятии на расчёты данного прибора учета проведена проверка схемы подключения прибора учёта, проверены приборы учёта и расчётная мощность юридических лиц, расход электрической энергии которых минусуется с общедомового учёта, с участием представителя ООО «УЖК» (л.д. 24-25, 144-145).

Как усматривается из акта производства работ № Ш-1055 от ДД.ММ.ГГГГ, снят общедомовой прибор учета электроэнергии заводской номер 082475405, тип СА4У-И672М, с предварительным проведением схемы учета; данный прибор снят с расчетов; установлен прибор учета электроэнергии типа Меркурий 230 АR - 03, заводской номер 07054379, данный прибор учета принят на расчеты. Указанный акт производства работ составлен комиссией, с участием представителя ТСЖ «Восточный» ФИО6.

С марта 2008 года расход электроэнергии на внутридомовые нужды предъявляется жильцам многоквартирного жилого <адрес> составе доначисления по общедомовым приборам учета.

Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, из представленных истцом квитанций на оплату электрической энергии, выставляемые Шарыповским межрайонным отделением ОАО «Красноярскэнергосбыт» для оплаты абоненту Зайцевой Е.Т., акта сверки расчетов по электроэнергии видно, что в период времени, указанный истцом в исковом заявлении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствовал индивидуальный прибор учета электроэнергии, расчет оплаты за потребленную абонентом электроэнергию включены, помимо норматива потребления энергии, расходы по общедомовому прибору учета электроэнергии (л.д. 11-17, 53-54).

В январе 2011 года по письменному обращению от ДД.ММ.ГГГГ главы города ФИО7 в адрес ответчика, по заявлению истицы от ДД.ММ.ГГГГ истице Зайцевой Е.Т. был установлен прибор учета электрической энергии в принадлежащей ей на праве собственности квартире; размер оказанных платных услуг был согласован с ФИО1 и оплачен ею после выставленной счет фактуры в полном объеме; данная работа была принята истицей под подпись в задании на выполнение работ, без каких-либо замечаний (л.д. 169-171,).

В ходе рассмотрения дела с участием истицы ФИО1 был произведен комиссионный осмотр общедомового прибора учета . Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что через данный общедомовой прибор учета запитаны бытовые абоненты - жители жилого <адрес>, два юридических лица рассчитываются по установленным в помещениях магазинов приборам учета потребленной электроэнергии, остальные юридические лица производят расчет за потребленную электроэнергию по мощности.

Представитель ответчика ОАО «Красноярскэнергосбыт» Ткаченко С.А. при рассмотрении дела подтвердил, что в состав платы за электроэнергию входит внутридомовой учет электроэнергии. Данный учет отражает помимо электроэнергии, используемой непосредственно потребителем для бытовых нужд, также электроэнергию, отпущенную для освещения мест общего пользования и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. С общедомового прибора учета ежемесячно снимаются показания, проводятся комиссионные проверки общедомового прибора учета, проверяется схема подключения прибора учёта, проверяются приборы учёта и расчётная мощность юридических лиц, расход электрической энергии которых отнимается с общедомового учёта.

Как следует из писем Региональной энергетической комиссии по Красноярскому краю, по ЖК РФ деятельность по электроснабжению граждан относится к коммунальным услуга; данная деятельность должна осуществляться с соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. Порядок расчета и внесения платы регламентирован разделом 3 Правил, согласно которому расчет платы за коммунальные услуги осуществляется по-разному (пункты 16,19,20,21,22,23 Правил) в зависимости наличия или отсутствия в помещениях индивидуальных. Общих (квартирных) приборов учета, а также коллективных (общедомовых) приборов учета. В приложении № 2 к Правилам приведен расчет размера платы за коммунальные услуги для каждого из указанных случаев. При этом все способы определения размера платы за коммунальные услуги исходят из необходимости возмещения организации, оказывающей коммунальные услуги, полного объема (количества) коммунального ресурса, фактически потребленного за расчетный период в помещениях конкретного жилого дома, включая технически неизбежные и обоснованные потери этого ресурса во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, в том числе и объемы для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Оценка обоснованности такого подхода дана в Определении Верховного Суда РФ от 26.04.2007 г. № КАС07-128 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 12.12.2006 г. № ГКПИ 06-1228». Следовательно, весь объем, включая расход электрической энергии в местах общего пользования, должен быть возмещен оказывающей услуги электроснабжения организации ее потребителями, в данном случае населением, с применением утвержденных тарифов и в порядке, установленном Правилами. В противном случае произойдет недополучение данной организацией необходимой валовой выручки от применения утвержденных тарифов, формирующее убытки от осуществления регулируемой деятельности.

ОАО «Красноярскэнергосбыт» представило в материалы дела подробный расчет начислений с учетом общедомового прибора учета по всему жилому многоквартирному дому <адрес> <адрес> за октябрь 2010 года, ноябрь 2010 года и декабрь 2010 года (л.д. 27-28).

Снятие показаний общедомовых приборов учета осуществляется представителями производственного отдела «КАТЭКэлектросеть» филиала ОАО «МРСК-Сибири»-Красноярскэнерго (обслуживание электрических сетей до ввода в многоквартирный <адрес> <адрес> <адрес> осуществляет вышеуказанная сетевая организация) в соответствии с регламентом взаимодействия Шарыповского МРО ОАО «Красноярскэнергосбыт» и жилищно-эксплуатационных организаций при работе по жилым и нежилым помещениям многоквартирных домов утвержденного первым заместителем главы города Шарыпово ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-45).

Согласно указанному регламенту взаимодействия Шарыповский межрайонный отдел ежемесячно до 30-го числа направляет в МУ «Служба городского хозяйства», график снятия показаний общедомовых приборов учета; ежемесячно, по мере обращения, корректирует списки жителей, желающих принимать участие в снятии показаний общедомовых приборов учета, заранее уведомляет представителей от жителей многоквартирных домов о дате и времени снятия показаний; при обращении граждан, совместно с представителями жилищно-эксплуатационных организаций и МОВД «Шарыповский» проводит проверки по выявлению фактов проживания незарегистрированных граждан, с привлечением их к административной ответственности (л.д. 46-48).

В соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг (по аналогии с ситуацией, когда в доме нет вообще никаких приборов учета) предусмотрено регулярное (ежеквартальное или, если предусмотрено договором, ежегодное) проведение корректировки по формуле 4 (пп. 4 п. 1 Приложения 2).

В судебном заседании свидетель ФИО8, работающая инженером ОАО «Красноярскэнергосбыт», подтвердила вышеизложенный порядок снятия показаний общедомовых приборов учета электроэнергии. Также пояснила, что ранее не начислялись показания по общедомовому прибору лицам, у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электроэнергии, но по результатам 2008 года в начале 2009 года сделали корректировку, а с января 2009 года начали производить ежемесячные доначисления по показаниям общедомового прибора учета. Независимо, за какой период производится корректировка: за месяц, квартал, год, при проведении корректировки в начале 2009 года по результатам 2008 года результат в суммарном выражении не изменится.

Судом установлено и следует из материалов дела, в том числе из представленных ОАО «Красноярскэнергосбыт» расчетов начислений с учетом общедомового прибора учета по всему жилому многоквартирному дому <адрес> <адрес> <адрес> за октябрь 2010 года, ноябрь 2010 года и декабрь 2010 года, а также за период с января 2009 года по декабрь 2010 года, за 2008 год и расчет произведенного перерасчета по общедомовому прибору учета за 2008 год, что в соответствии с вышеприведенными нормами закона, размер платы за потребленную истицей электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ определен исходя из норматива потребления и количества зарегистрированных в квартире жильцов (одного) - по формуле 3 Правил № 307; также применена формула 4 для проведения корректировки.

Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в адрес ТСЖ «Восточный» с предложением о заключении договора на электроснабжение по общедомовым приборам учета многоквартирных жилых домов, которые входят в состав ТСЖ «Восточный» (л.д. 50).

В ответ на указанное письмо ТСЖ «Восточный» ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что на основании ст. 137 Жилищного кодекса РФ заключить договор об оказании коммунальных услуг является их правом, а не обязанностью, в связи с чем, договоры на энергоснабжение заключить не представляется возможным (л.д. 51).

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (п.3 ст.67 ГПК РФ).

Поскольку между истицей Зайцевой Е.Т. и ОАО «Красноярскэнергосбыт» существуют самостоятельные публичные договорные отношения по снабжению и оплате электрической энергии, на истице лежит обязанность по оплате электрической энергии исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, довод истицы о неправомерности действий ответчика по начислению платы по показаниям общедомового прибора учета в отсутствие договора с потребителем является ошибочным. Также судом не установлено оснований для произведения истице перерасчета размера платы на объем доначисления произведенного за период с января 2009 года по ноябрь 2010 года на сумму 3245 рублей 63 коп.

Позиция истицы и ее представителя о том, что в нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению (при отсутствии в квартире прибора учета) изначально заложены возможные потери исполнителя, что влияет на размер тарифа; оплатив услугу по электроснабжению в соответствии с нормативами, истец никаких иных расходов за эту услугу нести не должен, корректировки платы к ней не должны применяться, не основана на вышеприведенных правовых нормах, в связи чем является несостоятельной.

При корректировке размера платы учитывались коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно общедомовому прибору учета электрической энергии, как это и предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. При произведенной ответчиком корректировке платы за электроэнергию в январе 2009 года по результатам 2008 года права и законные интересы истицы не нарушены, поскольку при ежеквартальной корректировке платы общая сумму доначисления по результатам 2008 года осталась бы без изменения.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что ТСЖ «Восточный» отказывается выполнить требование закона о заключении с ОАО «Красноярскэнергосбыт» договора на энергоснабжение, суд считает, что данное обстоятельство само по себе не может освободить истца как собственника квартиры от обязанности нести расходы по содержанию общедомового имущества до урегулирования отношений между двумя указанными юридическими лицами.

Оплата за поставку коммунальных услуг непосредственно ответчику, а не через товарищество собственников жилья, не нарушает права и интересы истца по пользованию и потреблению коммунальными услугами.

В судебных заседаниях истицей не оспаривалось обстоятельство, что коммунальные услуги по электроснабжению ей предоставлялись ответчиком.

Исходя из изложенного, суд находит исковые требования Зайцевой Е.Т. о признании незаконными действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платы в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за электроснабжение по показаниям общедомового прибора учета в отсутствие договора с потребителем, возложении обязанности устранить нарушения законодательства и произвести перерасчет, не основанными на законе, в связи с чем не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно ст. 1101 п.2 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Как следует из пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года № 10 «О порядке рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» размер иска (о компенсации морального вреда), удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуг) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

В связи с тем, что заявленные исковые требования Зайцевой о признании незаконными действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платы в сумме <данные изъяты> рублей 63 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за электроснабжение по показаниям общедомового прибора учета в отсутствие договора с потребителем, возложении обязанности устранить нарушения законодательства и произвести перерасчет, не подлежат удовлетворению, следовательно вины ответчика по вышеперечисленным требованиям истицы не установлено, в связи с чем исковые требования о взыскании денежной компенсации морального вреда с ответчика, также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске Зайцевой Екатерины Трофимовны к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платы за электроснабжение по показаниям общедомового прибора учета в отсутствие договора с потребителем, возложении обязанности устранить нарушения законодательства, произвести перерасчет за период с января 2009 года по декабрь 2010 года на сумму <данные изъяты> рублей, и возмещении компенсации морального вреда,- отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: