Решение по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранения нарушений требований законодательства



Дело № 2-860/11 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2011 года                                                                                         г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,

при секретаре судебного заседания Литвиновой Н.Н.,

с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора Степанова П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому Акционерному Обществу «Шарыповское хлебоприемное предприятие» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства,

Установил:

Прокурор Ачинской транспортной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями возложить на ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» обязанность устранить нарушения требований законодательства о карантине растений, изложенных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ , а именно: провести мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию очага повилики европейской (Cuscutaevropaea), расположенной на общей площади 0,1 га по адресу: <адрес>; разработать план проведения карантинных фитосанитарных обследований используемого подкарантинного объекта земельного участка находящегося по адресу: <адрес>; распорядительным документом назначить лицо, ответственное за проведение карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов, расположенных по адресу: <адрес>, а так же установить срок для выполнения данного требования до ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что Ачинской транспортной прокуратурой проведена внеплановая проверка карантинного фитосанитарного контроля в отношении ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие», юридический адрес: 662320, <адрес>, ОГРН . Ответчик осуществляет свою деятельность на территории железнодорожного тупика станции Шарыпово Красноярской железной дороги по адресу: <адрес>, где осуществляет закупку, хранение и продажу зерна и зернопродуктов. Реализацию зеронопродукции осуществляет на территории Красноярского края и за его пределы. Для переработки и хранения зернопродукции (в том числе и зерна интервенционного фонда Российской Федерации) ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» на правах аренды использует территорию общей площадью 8 га, на которой расположено тринадцать складских помещений. Основы правового регулирования в области обеспечения карантина растений на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений», целью которого является обеспечение охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. Постановлением от 04.09.2007 № 366-П Совета Администрация Красноярского края наложен карантин на территории Красноярского края карантинным сорнякам - повилики (Cuscutaspp.). В ходе проведенной проверки карантинного фитосанитарного обследования обнаружены признаки засорения территории карантинным сорным растением семейства Повилики (Cuscutaspp.) на общей площади 0,1 га. В результате один отобранный образец сорного растения и пораженных частей растения-хозяина (сведения об образце от 17.08.2001 № 150) направлен в ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» для видовой идентификации. В результате проведения гербологической экспертизы установлено, что с западной стороны по периметру территории зерносклада № 10 ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» обнаружен очаг карантинного сорного растения - повилики европейской (Cuscutaevropaea) (свидетельство карантинной экспертизы от 17.08.2011 № 1492). Территория зерносклада засоренного карантинным сорным растением - повиликой европейской (Cuscutaevropaea), используется для хранения зерна интервенционного фонда Российской Федерации. В нарушение п. 5 правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства России от 22.04.2009 № 160 ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» не информировало Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю об обнаружении карантинных объектов или признаков, указывающих на их наличие.

ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» не проведены мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию очага повилики европейской (Cuscutaevropaea). Помимо этого ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» в целях своевременного выявления очагов карантинных объектов не проведены систематические карантинные обследования подкарантинных объектов (территории зерноскладов и складов), распорядительным документом не назначено лицо, ответственное за их проведение, отсутствует разработанный и утвержденный план проведения систематических карантинных обследований и не проведены мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию очагов повилики европейской (Cuscutaevropaea). Таким образом, ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» должно осуществлять свою деятельность с обеспечением выполнения мероприятий по проведению карантинных фитосанитарных обследований. До настоящего времени указанные нарушения не устранены. Деятельность ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» противоречит требованиям законодательства о карантине растений и соответственно, может создать угрозу фитосанитарной безопасности территории и населения Российской Федерации. Таким образом, в ОАО«Шарыповское хлебоприемное предприятие» нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение их безопасности и интересы Российской Федерации.

Прокурор Ачинской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представил ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Степанов П.А. поддержал заявленные требования по тем же основания.

Представитель ответчикаОАО «Шарыповское ХПП Варнов С.В. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представил ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствие.

Выслушав доводы помощника Шарыповского межрайонного прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Положения ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

С учетом изложенного суд полагает, что Ачинским транспортным прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомочно подан иск в защиту нарушенных прав и свобод неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» подкарантинная продукция (подкарантинный материал подкарантинный груз) - растение, продукция растительного происхождения тара, упаковка, почва либо другие организмы, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов).

Подкарантиные объекты - земли любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования, оборудование, транспортные средства, контейнеры, подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) и иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на ней карантинных объектов.

Правила и нормы по обеспечению карантина растений - нормативно правовые акты, нормативно-техническая документация и методическая документация об обеспечении карантина растений.

Карантинные объекты - вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Российской Федерации, переченькоторых устанавливается федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области карантинных растений.

Согласно п. 5 правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства России № 160 от 22.04.2009, при обнаружении карантинных объектов признаков, указывающих на их наличие, владельцы, пользователь подкарантинных объектов информируют об этом территориальное управление Россельхознадзора.

Постановлением от 04.09.2007 № 366-П Совета Администрация Красноярского края наложен карантин на территории Красноярского края карантинным сорнякам - повилики (Cuscutaspp.).

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» в карантинной фитосанитарной зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации, ликвидации их очагов. Согласно ч. 10 ст. 9 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» запрещается использование подкарантинных объектовзараженных карантинными объектами.

В соответствии с п. 1.10 ч. 1 правил по охране территории Российской Федерации от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков от 19.02.1996, руководители хозяйств, арендаторы, а также владельцы земельных участков обязаны принимать неотложные меры по ликвидации выявленных очагов заражения карантинными организмами в соответствии с действующими инструкциями и рекомендациями.

Согласно п. 1.11 ч. 1 правил по охране территории Российской Федерации карантинных вредителей, болезней растений и сорняков, утвержденных 19.02.1996, организация обследования посевов и насаждений по выявлению карантинных объектов, а также осуществление профилактических и истребительных мероприятий возлагается на землепользователей и землевладельцев.

Приказом Управления Федеральной службы по ветеринарном и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю от 01.08.2007 № 109-О на территории Красноярского края установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим по карантинным объектам -повиликам (Cuscutaspp.), а также утверждены мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации и ликвидации их очагов на территории Красноярского края, которые обязывают сельскохозяйственные организации всех форм собственности, граждан, пользователей земельных участков проводить мероприятия, направленные на полную ликвидацию очагов карантинных объектов.

В соответствии с абз. 1, 2, 6, 8 и 10 ст. 11 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений», организации, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие производство, заготовку, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, перевозки, хранение, переработку, использование и реализацию подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), обязаны:

- выполнять правила и нормы обеспечения карантина растений при производстве, заготовке, ввозе на территорию Российской Федерации, вывозе с территории Российской Федерации, перевозках, хранении, переработке, использовании и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);

- выделять для хранения подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) помещения, соответствующие карантинным фитосанитарным требованиям, и обеспечивать охрану такой продукции;

- обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) до начала осуществления федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора;

- немедленно извещать орган государственного надзора об обнаружении признаков заражения подкарантинных объектов карантинными объектами.

Согласно п. 1.5 ч. 1 правил по охране территории Российской Федерации от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков от 19.02.1996, ответственность за своевременное и полное осуществление мероприятий по карантину растений в хозяйствах, предприятиях, учреждений, организациях, коммерческих структурах несут их руководители, владельцы и арендаторы.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» мероприятия по выявлению карантинных объектов и борьбе с ними локализации, ликвидации их очагов осуществляются за счет средств владельцев пользователей подкарантинных объектов; досмотр обеззараживание, задержание, уничтожение и возврат подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) осуществляются за счет средств ее собственников, владельцев, пользователей, грузополучателей или экспедиторских организаций.

Как следует из материалов дела, актом проверки ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» № 175-517 от 18.8.2011 года установлено, что ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» осуществляет использование зараженных подкарантийных объектов для хранения зернопродукции в непосредственной близости от очага повилики европейской, не проводятся мероприятия по борьбе с выявленным карантинным объектом, локализации и ликвидации его очага. Выявлены нарушения обязательных требований законодательства ч. 2 ст.6, ч.10 ст. 9, абз. 2, 6, 8, 10 ст.11 Федерального закона от 15.07.2000 года № 99-ФЗ «О карантине растений», п. 5 правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.04.2009 года № 160 п.п. 1, 5, 1.10, 1.11 ч.1 правил по охране территории Российской Федерации от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков от 19.02.1996.

На основании проверки генеральному директору ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» ФИО6 было вынесено предписания об устранении нарушений требований законодательства о карантине растений, согласно которого требовалось безотлагательно рассмотреть данное предписание с участием представителя Ачинской транспортной прокуратуры и принять неотложные действенные меры к устранению нарушений указанного законодательства, причин и условий, им способствовавших; привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Согласно п. 2 ч. 3 общих положений Устава ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» основными видами деятельности акционерного общества являются: закупка и продажа зерна и зернопродуктов, хранение зерна и зернопродуктов, производство муки, крупы, комбикормов, поставка хлебопродуктов и оказание сопутствующих услуг.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ Открытое акционерное общество «Шарыповское хлебоприемное предприятие» включено в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно приказу о приеме на работу -К от ДД.ММ.ГГГГ, Варнав Сергей Владимирович принят на работу исполнительным директором.

ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» стоит на учете в налоговом органе по месту нахождения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю.

Согласно договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово, в лице заместителя главы города Шарыпово - Председателя КУМИ и ЗО - ФИО7, действующего на основании распоряжения главы города от ДД.ММ.ГГГГ -к, предоставило ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие», в лице генерального директора ФИО6, действующего на основании Устава, в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>, для использования в целях для размещения и эксплуатации производственной базы, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» нарушены требования законодательства о карантине растений, требования истца законны и обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

Решил:

Исковые требования Ачинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:

Обязать ОАО «Шарыповское хлебоприемное предприятие» устранить нарушения требований законодательства о карантине растений, изложенных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ в срок до 01.11.2011 года, а именно:

- провести мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию очага повилики европейской (Cuscutaevropaea), расположенной на общей площади 0,1 га по адресу: <адрес>;

- разработать план проведения карантинных фитосанитарных обследований используемого подкарантинного объекта земельного участка находящегося по адресу: <адрес>;

- распорядительным документом назначить лицо, ответственное за проведение карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов, расположенных по адресу: <адрес>.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья Шарыповского городского суда

Красноярского края:                                                                                     М.Ю.Бриткова