Дело № 2-807/11 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 сентября 2011 года г. Шарыпово Шарыповский городской суд Красноярского края в составе: Председательствующего судьи Бритковой М.Ю., при секретаре судебного заседания Литвиновой Н.Н., с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора Степанова П.А., представителя ответчика Балашовой Т.С. (по доверенности от 05.09.2011 г.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Чепрасовой Натальи Ивановны к Управлению социальной защиты населения Администрации города Шарыпово о признании незаконными действия Управления социальной защиты населения Администрации города Шарыпово и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, Установил: Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Чепрасовой Н.И. с исковым заявлением о признании незаконными действия Управления социальной защиты населения Администрации города Шарыпово и возложении обязанности предоставить льготу по возмещению оплаты жилого помещения и коммунальных услуг с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска ссылается на то, что Чепрасова Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем начальных классов в средней школе № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала социальным педагогом в муниципальном общеобразовательном учреждении «Школа №», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МОУ «СОШ №» в должности классного руководителя. В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ N3266-1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления п. Дубинино г. Шарыпово является поселком городского типа. Чепрасова Н.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем во вспомогательной школе-интернат с. Андреевское республики Казахстан. Общий стаж работы Чепрасовой Н.И. в школах сельской местности составляет 21 год. Правом на получение льготы, предусмотренной пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», пользуются также педагогические работники, вышедшие на пенсию и имеющие стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет. Чепрасова Н.И., находясь на пенсии с апреля 2004 г. по декабрь 2004 г. продолжала пользоваться льготами по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. С 2005 года по настоящее время вышеуказанную льготу Чепрасова Н.И. не получает. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком на обращение истицы с требованием предоставить указанную льготу было отказано. В результате действий ответчика нарушены социальные права Чепрасовой Н.И., поэтому ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Шарыповскую межрайонную прокуратуру с заявлением о проведении проверки и защите ее прав в суде. В связи с чем, Шарыповский межрайонный прокурор просит действия Управления социальной защиты населения администрации г. Шарыпово Красноярского края незаконными, и обязать ответчика предоставить Чепрасовой Н.И. льготу по возмещению оплаты жилого помещения и коммунальных услуг с момента вступления решения суда в законную силу. В ходе рассмотрения дела помощник Шарыповского межрайонного прокурора уточнил свои исковые требования, просил признать действия УСЗН Администрации г. Шарыпово Красноярского края, выразившиеся в отказе в предоставлении мер социальной поддержки, в виде денежных выплат на оплату отопления, освещения, жилой площади Чепрасовой Н.И., незаконными, и обязать УСЗН Администрации г. Шарыпово Красноярского края предоставить Чепрасовой Н.И., как педагогу-пенсионеру, имеющей стаж работы в сельской местности меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, с момента вступления решения суда в законную силу. Истица Чепрасова Н.Н. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Помощник Шарыповского межрайонного прокурора Степанов П.А. в судебном заседании поддержал исковые требования по тем же основаниям. Представитель ответчикаБалашова Т.С. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск, соглано которому п. 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) было предусмотрено, что право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют педагогические работники образовательных учреждений. Пенсионерам - бывшим педагогическим работникам в сельской местности - аналогичные меры социальной поддержки вышеуказанным законом не были предусмотрены. Ранее действовавшим Законом края от 07.02.2008 № 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», принятым во исполнение статьи 55 Закона РФ № 3266-1, также были предусмотрены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности. С 01.07.2010 Законом края от 10.06.2010 № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее -Закон края № 10-4691) для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, установлены меры социальной поддержки в форме денежных выплат в объеме, соответствующем статье 55 Закона РФ № 3266-1. Следовательно, Закон края № 10-4691 по сути изменяет только форму предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности с натуральной на денежную. Таким образом, для получения права на меры социальной поддержки на оплату жилой площади с отоплением и освещением, как в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до 01.07.2010 г., так и в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими в настоящее время, гражданам необходимо одновременно соответствовать следующим условиям: работать в должности педагогического работника образовательного учреждения; проживать в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Новая редакция статьи 55 Закона РФ № 3266-1, с учетом изменений, внесенных Законом № 439-ФЗ от 29.12.2010 г., вступивших в силу с 11.01.2011, содержит еще более конкретное определение круга лиц, имеющих право на меры социальной поддержки: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения». Следовательно, вступивший в силу с 01.07.2010 Закон края № 10-4691 в части определения круга лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, а также в части определения объема предоставляемых мер социальной поддержки не противоречит нормам Закона РФ №3266-1 (как в редакции, действовавшей до 11.01.2011, так и в редакции, действующей в настоящее время). Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 1 марта 2010 года № 240-О-О при рассмотрении запроса Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» было установлено, что оспариваемое в запросе положение Закона Российской Федерации «Об образовании» - как закрепляющее меры социальной поддержки, в частности право на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением, и порядок их предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений - не затрагивает вопросов, касающихся оснований и порядка предоставления мер социальной поддержки категории неработающих пенсионеров. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, в том числе город Шарыпово, Законом края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения», наделены отдельными государственными полномочиями: по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2 - 11 Закона края от 17.12.2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг»; по предоставлению денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающимв сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края, в соответствии с Законом края от 10.06.2010 № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». Вышеуказанные нормативные правовые акты не содержат норм, предусматривающих предоставление каких-либо мер социальной поддержки вышедшим на пенсию педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. Таким образом, органам местного самоуправления, в том числе городу Шарыпово в лице Управления социальной защиты населения Администрации города Шарыпово, не передавались полномочия по предоставлению денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением вышедшим на пенсию педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. Выслушав доводы помощника Шарыповского межрайонного прокурора Степанова П.А., представителя ответчика Балашову Т.С., исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Чепрасова Н.И. подала заявление в Шарыповскую межрайонную прокурору с просьбой обратиться в суд в ее интересах с требованиями о предоставлении социальной поддержки по коммунальным услугам (отопление, свет и оплата жилья), которую не получает со дня выхода на заслуженный отдых с ноября 2004 года (л.д.9). С учетом изложенного суд полагает, что Шарыповским межрайонным прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомочно подан иск в защиту нарушенных прав Чепрасовой Н.И.. Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты. Включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 года № 225 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности». Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 08,02.2007г. № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации», где указано, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Российская Федерация не устранялась до 01 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, и не устраняется от взятых на себя обязательств, не может произвольно от них отказываться, и, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России. Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (абз.3 п. 5 ст. 55), в редакции Федерального закона от 22,08,2004г. № 122-ФЗ, действующей до 11.01.2011г. было предусмотрено, что педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Во исполнение указанного положения, был принят Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256, вступивший в законную силу 09.03.2008г., а также Постановление Правительства Красноярского края от 19.06.2009г. № 318-П, утвердившее Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений; юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст,1 Закона Красноярского края от 07.02.2008г. № 4-1256 (в том числе, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения)) в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств. Из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. льготы по отоплению (теплоснабжению) вышеуказанной категории, в том числе пенсионерам-педагогам в натуральной форме, в виде бесплатной услуги. С 01.07.2010г. вступил в законную силу Закон Красноярского края от 10.06.2010г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым был отменен Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 и установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст. 7 Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета. Федеральным законом от 29.12.2010г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации» муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации. Данное положение Закона «Об образовании» вступило в действие с 11.01.2011г. При этом статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010г. № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года К 3266-1 «Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Из вышеприведенных положений нормативно правовых актов следует, чтофедеральным и региональным законодательством порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности изменен. Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в силу прямого указания ФЗ № 439 на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам на 11.01.2011г., на педагогов - пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов. Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления 019-95 (дата введения 01.01.1997 год) поселок Дубинино является поселком городского типа Как следует из материалов дела, из трудовой книжки Чепрасовой Н.И., справки № от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ООШ №, Чепрасова Н.И. работала в муниципальном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе №, расположенной по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем начальных классов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ социальным педагогом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ классным воспитателем; во время работы пользовалась льготами по квартплате и коммунальным услугам. Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № было переименовано в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №» ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем данное учреждение с января 2011 года переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная обшеобразовательная школа № (МБОУ ООШ №) (л.д. 16-23, 26). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, в собственности ФИО3 находится двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> (л.д. 25). Как следует из выписки из домовой книги по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> по месту жительства зарегистрирована Чепрасова Н.И. (л.д. 24). Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что Чепрасова Н.И. более десяти лет проработала педагогическим работником в поселке городского типа Дубинино, является пенсионером по возрасту, проживает в поселке городского типа Дубинино, на момент перехода на пенсию пользовалась льготами, в связи с чем имеет право на получение меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения. Таким образом, требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Чепрасовой Н.И. законны и обоснованны и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд - Решил: Признать действия Управления Социальной защиты населения Администрации г. Шарыпово Красноярского края, выразившиеся в отказе в предоставлении мер социальной поддержки, в виде денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением Чепрасовой Натальи Ивановны, незаконными. Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г. Шарыпово Красноярского края предоставить меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением Чепрасовой Натальи Ивановне, как педагогическому работнику, проработавшему в поселке городского типа более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в поселке городского типа, с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: