Решение о признании незаконными действий ФСС по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации и возложении обязанностей



Дело № 2-876/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2011 года                                    г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Киюциной Н.А.,

при секретаре Авдеевой И.М.,

с участием: помощника Шарыповского межрайонного прокурора Аббазовой А.В.,

представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ Гужева Я.А. (по доверенности № 120 от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоселовского района Красноярского края в интересах ФИО2 о признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский) по необеспечению инвалида средствами технической реабилитации и возложении обязанности по обеспечению средствами технической реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоселовского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах инвалида второй группы ФИО2 о признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский) по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации - калоприемниками в количестве 60 штук, колостомными мешками в количестве 180 штук и возложении обязанности по обеспечению ими согласно индивидуальной программе реабилитации № 910 от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование исковых требований прокурор ссылается то, что ФИО2 поставлен на учет по обеспечению техническим средством реабилитации по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, на момент прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 названные средства технической реабилитации не выданы, ответчик не выполнил свои обязанности.

В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Аббазова А.В. исковые требования поддержала частично, уменьшив количество калоприемников, которыми должен быть обеспечен ФИО2, до 9 штук, колостомных мешков – до 10 штук. При этом Аббазова А.В. пояснила, что часть необходимых средств технической реабилитации инвалиду ФИО2 была выдана, не выданы калоприемники 9 штук, колостомные мешки 10 штук.

ФИО2, в интересах которого заявлен иск, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своем письменном заявлении, адресованном суду, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, также изменил исковые требования, снизив количество требуемых калоприемников до 9 штук, колостомных мешков – до 10 штук.

Представитель ответчика Гужев Я.А. (по доверенности) иск не признал, ссылаясь на то, что поставку калоприемников должно осуществить ООО «Ланцет» на основании заключенного государственного контракта, Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский) является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку выдало ФИО2 соответствующее направление.

Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе, на основании обращения граждан о защите нарушенных социальных прав в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Согласно справке МСЭ-2009 № 2027731 ФИО2 является инвалидом (л.д.11), ДД.ММ.ГГГГ он обратился к прокурору с заявлением об обращении в суд с иском в защиту нарушенных прав (л.д.7).

При таких обстоятельствах иск предъявлен надлежащим лицом.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” № 181-ФЗ от 24.11.1995г социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 10 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Как следует из содержания ст.11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу ст. 11.1 приведенного Федерального закона специальные средства для ухода относятся к техническим средствам реабилитации инвалидов. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Согласно п.36 Правил признания лиц инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.Порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" (далее - инвалиды), техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, определяется утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Так согласно пп.2-5 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями может осуществляться путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), который рассматривает это заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).

В соответствии с п.16 Правил финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Согласно п. 21 указанного Перечня к техническим средствам реабилитации относятся специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).

В силу п.1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Согласно п.3 Положения в Фонд социального страхования Российской Федерации входят исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Совокупность приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возлагается на исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, к которым относится ответчик по делу – Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский).

Как установлено в судебном заседании и следует из справки МСЭ-2009 № 2027731, ФИО2 является инвалидом второй группы (л.д.11).

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалиду ФИО2 Д.Д. до ДД.ММ.ГГГГ должны быть предоставлены калоприемники с пластинами (10 штук на месяц) и колостомными мешками (30 штук на месяц) (л.д.9-10).

ФИО2 как инвалид поставлена на учет в исполнительный орган ФСС по месту своего жительства - ГУ-КРО ФСС РФ филиал № 13 (Шарыповский), что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением Фонда от той же даты (л.д. 8).

Согласно представленному ответчиком акту сдачи-приемки, инвалидом ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ получены калоприемники двухкомплектные разъемные в комплекте с 51 пластиной и 170 колостомными мешками (л.д.28).

Таким образом, ФИО2 недополучено по индивидуальной программе реабилитации за шесть месяцев 2011 года 9 калоприемников и 10 колостомных мешков (10 штук х 6 мес. – 51 шт.= 9 ; 30 шт. х 6 мес. – 170 шт.=10).

Доказательства обеспечения инвалида указанными средствами технической реабилитации ответчик в суд не представил.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей перед инвалидом ФИО2, бездействие ответчика по необеспечению его необходимыми средствами технической реабилитации в виде калоприемников с колостомными мешками является незаконным.

Для восстановления нарушенных прав ФИО2 необходимо возложить на ответчика обязанность по обеспечению инвалида указанными средствами технической реабилитации.

Доводы представителя ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является ООО «Ланцет», суд отклоняет по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком по делу и ООО «Ланцет» заключен государственный контракт о поставке инвалидам калоприемников двухкомпонентных разъемных в комплекте с 1 пластиной и 3 мешками (л.д.20-27).

Согласно объяснениям в судебном заседании представителя ответчика Гужева Я.А (по доверенности) причиной необеспечения ФИО2 калоприемниками и мешками к ним является ненадлежащее исполнение своих обязательств ООО «Ланцет».

Обязательства, возникающие из гражданско-правового договора, не заменяют собой обязательств ответчика, возникших в силу закона, поэтому и после заключения государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не освобождаются от обязанностей перед инвалидами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский) в виде необеспечения инвалида ФИО2 средствами технической реабилитации в виде калоприемников и колостомных мешков незаконным.

Возложить на Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский) обязанность обеспечить ФИО2 средствами технической реабилитации в виде: калоприемников в количестве 9 штук и колостомными мешками в количестве 10 штук.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:    (подпись)