Решение о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по устранению нарушений



Дело № 2-421/2011            РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2011 года                                                                                          г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующей - судьи Тупаленко В.М..,

с участием представителя истца Остренко Н.Н. (по доверенности 26 ноября 2010 года), представителей ответчиков: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 " Сказка"», заведующей Репринцевой Т.В. (приказ № 1708-к от 10.12.1992 года); Администрации г. Шарыпово Зюкиной Т.М. (по доверенности от 01.07.2010 года); Управления образования Администрации Шарыповского района Цыпленковой О.Ю. (по доверенности от 25.03.2011 года),

при секретаре судебного заседания Горлиной И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 10 "Сказка", Администрации г. Шарыпово, Управлению образования Администрации Шарыповского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к ответчикам с требованиями: признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 «Сказка» комбинированного вида», Администрации города Шарыпово, Управления образованием Администрации города Шарыпово по принятию мер для устранения, названного в настоящем исковом заявлении нарушений требований санитарного законодательства выраженных в неисполнении пунктов 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать МБДОУ № 10 «Сказка», Администрацию города Шарыпово, Управление образованием Администрации города Шарыпово совместно исполнить требования:

- п. 6.18.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» обеспечить установку 3-х умывальных раковин для детей с подводкой горячей и холодной воды в умывальной зоне помещения, занимаемой группой (группа для детей раннего возраста). Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ

- п. 6.18.2. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» обеспечить установку 4-х умывальных раковин для детей с подводкой горячей и холодной воды в умывальной зоне помещения, занимаемой группой (младшая дошкольная группа). Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ

- п. 4.24. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», п. 5.1. СП     2.3.6.1079-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов а продовольственного сырья» обеспечить объемно-планировочные и конструкторские решения помещений пищеблока, предусматривающие последовательность (поточность) технологических процессов, и исключающие встречные потоки сырья и готовой продукции путем оборудования в составе пищеблока учреждения, следующих помещений: холодного, мясо-рыбного, цеха первичной обработки овощей; отдельной моечной кухонной посуды; загрузочной; комнаты персонала; раздевалки; моечной обменной тары; душевой и туалета для персонала, помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ

- п. 14.10. СанГТиН 2.4.1.2660- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» обеспечить оборудование для мытья кухонной посуды двухсекционной моечной ванной. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ

- п. 14.3. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» обеспечить оборудование раздельных производственных столов для обработки сырого мяса, рыбы, курей, овощей. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ

- п. 4.1. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» обеспечить раковины для мытья рук персонала и моечные ванны для мытья кухонной посуды и инвентаря отдельными смесителями с подводкой горячей и холодной воды. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ

               При рассмотрении дела представитель истца Остренко Н.Н. (по доверенности) изменила исковые требования, указанные в пунктах 1, 2 просила обязать ответчиков дополнительно установить одну умывальную раковину для детей с подводкой горячей и холодной воды в умывальной зоне помещения, занимаемой группой (группа для детей раннего возраста). Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ; дополнительно установить одну умывальную раковину для детей с подводкой горячей и холодной воды в умывальной зоне помещения, занимаемой группой (младшая дошкольная группа). Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям.

Директор Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 "Сказка"» Репринцева Т.В. исковые требования в части установления дополнительной одной умывальной раковины для детей с подводкой горячей и холодной воды в умывальной зоне помещения, занимаемой группой признала, пояснив, что данный пункт предписания, в ближайшее время будет исполнен, также исполнен пункт 4.1 предписания. В остальной части исковые требования не признала, обосновывая тем, что дополнительно установить одну умывальную раковину для детей с подводкой горячей и холодной воды в умывальной зоне помещения, занимаемой группой не возможно, так как согласно проекта четыре раковины в данном помещении не предусмотрено. Кроме того, невозможно провести реконструкцию пищеблока с учетом требований СанПиН так как не позволяют технические характеристики здания и требуются большие денежные вложения. Не согласна с требованиями о признании бездействия «Детского сада № 10 "Сказка"» незаконным, потому что она как директор неоднократно извещала Администрацию г. Шарыпово, Управление образования о том, что имеется предписание Роспотребнадзора, в связи с чем на устранение выявленных недостатков необходимы денежные средства, которые до настоящего времени так и не были выделены. Подтвердила факт того, что пища в детском саду готовится из продовольственного сырья.      

Представитель Администрации г. Шарыпово Зюкина Т.М. (по доверенности от 01.07.2010 года) с исковыми требованиями не согласилась, по тем же основаниям, пояснив что в п.4.27 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» предусмотрено что в ранее построенных объектах дошкольных организаций пищеблоки должны эксплуатироваться в соответствии с проектом, по которому они были построены. Требования п.5.1 СП 2.3.6.1079-01«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» к дошкольным организациям применяться не могут.     

В судебном заседании представитель Управления образования Администрации Шарыповского района Цыпленковой О.Ю. (по доверенности от 25.03.2011 года), исковые требования не признала в полном объеме.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Статьей 37 указанного закона предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условия, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 №52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В силу ст. 8 указанного закона граждане имеют право в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойнная жизнь и здоровье человека.

Статьей 11 указанного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу ч.3 ст.39 указанного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Как установлено в судебном заседании и следует из предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ №10 «Сказка» предписано устранить нарушения п. п.п. 1.7, 2.2.17, 2.2.25, 2.2.26, 2.10.5, приложения 7 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», п.п. 6.5., 5.1, 4.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Поскольку 01.10.2010 г. введен в действие СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» действие СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» утратило силу. Следовательно, проверка выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ была проведена на соответствие СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» п.п. 1.10, 6.18.1., 6.18.2., 6.18.3., 4.24., 14.10, 14.3.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка» не выполнило в установленный срок пункты 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 выданного предписания, а именно:

п. 2 - не обеспечена установка 3-х умывальных раковин для детей с подводкой горячей и холодной воды в умывальной зоне туалетного помещения группы , что является нарушением требований п. 6.18.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

п. 3. - не обеспечена установка 4-х умывальных раковин для детей с подводкой горячей и холодной воды в умывальной зоне туалетного помещения группы , что является нарушением требований п. 6.18.2. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

п. 5. - не обеспечено оборудование в составе пищеблока, следующих помещений: холодного, мясо-рыбного, цеха первичной обработки овощей; отдельной моечной кухонной посуды; загрузочной; комнаты персонала; раздевалки; моечной обменной тары; душевой и туалета для персонала, помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов, что является нарушением требований п. 4.24. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

п. 6. - не обеспечены объемно-планировочные и конструкторские решения помещений пищеблока, предусматривающие последовательность (поточность) технологических процессов, и исключающие встречные потоки сырья и готовой продукции, что является нарушением требований п. 5.1. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;

п. 7. - не обеспечено оборудование для мытья кухонной посуды двухсекционной моечной ванны, что является нарушением требований п. 14.10. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

п. 8. - не обеспечено оборудование раздельных производственных столов для обработки сырого мяса, рыбы, курей, овощей, что являете; нарушением требований п. 14.3. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

п. 9. - не созданы условия для недопущения на пищеблоке перекреста сырой и готовой продукции, что является нарушением требований п. 5.1СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;

п. 10. - не обеспечено проведение первичной обработки овощей в цехе первичной обработки овощей, что является нарушением требований п. 4.24. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

п.11. - раковины для мытья рук персонала и моечная ванна для мытья кухонной посуды и инвентаря не оборудованы отдельными смесителями с подводкой горячей и холодной воды, что является нарушением требований п. 4.1. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невыполнения МБДОУ №10 «Сказка» указанных пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 132 в г. Шарыпово прекращено производство по данному административному правонарушению, так как в действиях директора Репринцевой Т.В. по неисполнению предписания отсутствуют противоправность и виновность.

Как установлено в судебном заседании до настоящего времени указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства может привести к возникновению инфекционных заболеваний у воспитанников, персонала детского сада, иных лиц посещающих данное учреждение.

Таким образом, несоблюдение МБДОУ № 10 " Сказка" указанных требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.      

           Согласно Устава Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Сказка» комбинированного вида» является юридическим лицом, имеет бюджетную смету, обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании, может иметь самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в соответствии с п. 1.8.

Согласно п. 1.5 Устава учредителем МБДОУ №10 «Сказка» является муниципальное образование город Шарыпово Красноярского края. Функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Администрация города Шарыпово в лице Управления - образованием Администрации города Шарыпово.

Таким образом, Управление образования Администрации Шарыповского района не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Судом установлено и ответчиками не оспорен факт нарушений требований санитарного законодательства выраженных в неисполнении пунктов 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ , а также не было представлено достаточных и достоверных доказательств подтверждающих устранение выше перечисленных нарушений. Срок исполнения исковых требований сторонами не оспаривался.

Суд не может принять во внимание доводы директора МБДОУ «Сказка» о том, что учреждение не бездействовало, ею как директором неоднократно направлялись письма главе <адрес>, в Управление образования о выделении денежных средств для устранения нарушений указанных в предписании. Факт направления указанных писем от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также составления перспективного плана МБДОУ №10 «Сказка» установлен в судебном заседании, однако выявленные нарушения требований СанПиН указанные в пунктах 5-11 предписания, были установлены решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени не исполнены.

Суд также не может принять во внимание доводы представителя Администрации о том, что пунктом 4.27 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» предусмотрено, что в ранее построенных объектах дошкольных организаций пищеблоки должны эксплуатироваться в соответствии с проектом, по которому они были построены, в связи с чем пищеблок МБДОУ №10 «Сказка» не подлежит реконструкции, так как данные требования распространяются на учреждения работающие на полуфабрикатах, как было установлено в судебном заседании пищеблок МБДОУ «Сказка» работает на продовольственном сырье.

По этим же основаниям судом не принимается во внимание заключение о невозможности проведения реконструкции здания детского сада от ДД.ММ.ГГГГ               

Учитывая, что государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, в связи с чем недостаточное финансирование из средств местного бюджета не может служить обстоятельством не исполнения установленных нарушений СанПиН в МБДОУ №10 «Сказка».

Принимая во внимание, что требования санитарного законодательства являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений дополнительного образования, обучением и воспитанием детей и подростков, в связи с чем, требования Роспотребнадзора в части устранений нарушений санитарных правил являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю действующего в интересах неопределенного круга лиц.

Признать незаконным бездействие, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 "Сказка"», Администрации г. Шарыпово выраженное в неисполнении в установленный срок пунктов 2,3,5,6,7,8,9,10,11 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 " Сказка"», Администрацию г. Шарыпово устранить нарушение пунктов 2,3,5,6,7,8,9,10,11 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

  1. обеспечить установку 1 (одной) умывальной раковины для детей с подводкой горячей и холодной воды в умывальной зоне помещения занимаемой группой (п.6.18.1.СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидимиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
  2. обеспечить установку 1 (одной) умывальной раковины для детей с подводкой горячей и холодной воды в умывальной зоне помещения занимаемой группой (п.6.18.2.СанПиН 2.4.1.2660-10 " Санитарно-эпидимиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях") в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
  3. обеспечить объемно-планировочные и конструкторские решения помещений пищеблок, предусматривающие последовательность (поточность) технологических процессов и исключающие встречные потоки сырья и готовой продукции путем оборудования в составе пищеблока учреждения, следующих помещений холодного, мясо- рыбного, цеха первичной обработки овощей, отдельной моечной кухонной посуды, загрузочной, комнаты персонала, раздевалки, моечной обменной тары, душевой и туалета для персонала, помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов (п.4.24СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно- эпидимиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях") в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
  4. обеспечить оборудование для мытья кухонной посуды двухсекционной моечной ванной (п. 14.10 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидимиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях") в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

обеспечить оборудование раздельных производственных столов для обработки сырого мяса, рыбы, курей, овощей (п. 14.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно- эпидимиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях") в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

обеспечить раковины для мытья рук персонала и моечные ванны для мытья кухонной посуды и инвентаря отдельными смесителями с подводкой горячей и холодной воды (п. 4.1.СП 2.3.6.1079-01 " Санитарно-эпидимиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья) в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

В удовлетворении исковых требований к Управлению образования Администрации Шарыповского района отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

            Председательствующий:                                              В.М. Тупаленко