Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело 2-1032/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

г. Шарыпово от 21 декабря 2011 года

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,

при секретаре судебного заседания Литвиновой Н.Н.,

с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора Краснощековой А.В., истицы Фахретдиновой М.С., представителя ответчика – Администрации Шарыповского района, - Ляхова А.Г. (по доверенности № 212 от 15.02. 2011г.), представителя Администрации Ивановского сельского совета Гордиенко Н.А. (по доверенности № 1 от ДД.ММ.ГГГГ), представителя управления образованием администрации Шарыповского района Кора О.Ф. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Фахретдиновой Марии Сергеевны к Администрации Шарыповского района Красноярского края, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств краевого бюджета,

Установил:

Шарыповский межрайонный прокурор обратился в Шарыповский районный суд в интересах Фахретдиновой М.С. с исковым заявлением к ответчику – Администрации Шарыповского района, ссылаясь в обоснование иска на то, что в ходе проведения Шарыповской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено нарушение права Фахретдиновой (ФИО30) М.С., относящейся к числу детей-сирот, на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма. В соответствии со ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Согласно ст. 49 ЖК РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Родители Фахретдиновой (ФИО30) М.С. умерли, постановлением Администрации Шарыповского района № 444 от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней ФИО17 назначена ФИО8 Согласно сведений Шарыповского отдела ГУ Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, записи о правах на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя Фахретдиновой М.С. отсутствуют. Согласно сведений филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», права Фахретдиновой на объекты недвижимости не зарегистрированы. В 2007 году Фахретдинова М.С. окончила обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональный Лицей № 40 <адрес>, в связи с чем, приобрела право на предоставление ей жилого помещения вне очереди в Шарыповском районе. Вместе с тем, жилое помещение по договору социального найма Фахретдиновой (ФИО30) не предоставлено до настоящего времени. Фахретдинова М.С. обратилась в Шарыповскую межрайонную прокуратуру с заявлением о защите нарушенных прав на жилище в муниципальном жилищном фонде, имеются основания для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту ее прав, свобод и законных интересов. В связи с чем, просит суд обязать администрацию Шарыповского района предоставить Фахретдиновой М.С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям на территории Шарыповского района.

В ходе рассмотрения дела прокурор заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерство образования и науки Красноярского края, изменил исковые требования и просил суд обязать Администрацию Шарыповского района предоставить Фахретдиновой М.С. за счет средств краевого бюджета жилое помещение, отвечающее установленным требованиям на территории Шарыповского района.

Определением Шарыповского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное гражданское дело направлено по подсудности в Шарыповский городской суд Красноярского края. Определением от ДД.ММ.ГГГГ дело принято к производству Шарыповского городского суда.

В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Краснощекова А.В. исковые требования поддержала по тем же основаниям.

Истица Фахретдинова М.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования по тем же основаниям, пояснив, что во время ее обучения документы для постановки на учет на предоставление жилья собирала опекун совместно с органом опеки и попечительства, затем документы из органа опеки вернули, чтобы они занимались сбором документов самостоятельно, а у нее маленькие дети и поэтому при отсутствии справки из БТИ Северной Осетии документы в Министерство она не направила.

Представитель ответчика Ляхов А.Г. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал по следующим основаниям: в соответствии с положением абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 названного закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 названного Федерального закона). Принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Исходя из требований статьи 26.1 названного закона, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

Статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при условии соответствующего финансирования переданных полномочий.

Законом Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, наделены на 2010 - 2011 годы государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка» ( в ред. ФЗ № 13-6367 от 10.11.2011 г.) муниципальное образование «Шарыповский район» хотя и наделено государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, но считает, что фактически указанные полномочия муниципальному образованию не переданы, поскольку Законом Красноярского края от 09.12.2010г. № 11-5419 «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов» предоставление муниципальному образованию «Шарыповский район» субвенций на осуществление названных полномочий не предусмотрено.

Представитель соответчика Министерства образования и науки Красноярского края ФИО20 (по доверенности № 20/и от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, представила письменное возражение, согласно которого, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, так как Фахретдинова М.С. является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей». Законом установлены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В качестве социальной поддержки, ст. 8 указанного закона закреплены дополнительные гарантии прав на недвижимое имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ. Частью 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 01.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» закреплена аналогичная норма по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилыми помещениями. Порядок учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа устанавливаются Губернатором Красноярского края. Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ закрепляет наличие двух условий для предоставления жилого помещения: возраст не более 23 лет и отсутствие закрепленного жилого помещения.

Поскольку истице на момент подачи искового заявления было 23 года, нет правовых оснований для постановки на учет, и следовательно предоставления жилого помещения в порядке, закрепленном Указом Губернатора № 25 -уг.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях: от 19.10.2010 № 1282-0-0 отказал к принятию жалобы гражданки ФИО21 о противоречии абзаца 4 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» статьям 6, 7, 17-19, 40 и 55 Конституции Российской Федерации и 16.12.2010 № 1590--О отказал к принятию жалобы гражданки ФИО22 о противоречии абзаца 4 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» статьям 19, 38 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что: «Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению снований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется».

Представитель Ивановского сельского совета Шарыповского района Красноярского края Гордиенко Н.А. (по доверенности) не возражала против удовлетворения заявленных требований, и пояснила, что в администрации Ивановского сельсовета сведения о постановке на учет на внеочередное получение жилого помещения как оставшейся без попечения родителей Фахретдиновой (ФИО30) М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отсутствуют. Жилое помещение по договору социального найма, ей не предоставлялось.

В судебное заседание представитель Управления образования Администрации Шарыповского района Красноярского края Кора О.Ф. (по доверенности) не возражала против удовлетворения заявленных требований, также пояснила, что к в отдел опеки и попечительства обращался опекун истицы и органом опеки были сделаны запросы по предоставлению требуемых документов для постановки ее на учет на предоставление жилого помещения, но из Осетии до настоящего времени не поступил ответ из БТИ, без которого невозможно сдать документы в Министерство образования и науки Красноярского края, в связи с чем собранный неполный пакет документов был направлен Фахретдиновой М.С. в 2009 году для самостоятельного обращения в указанное Министерство.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:

В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно заявлению от 29.09.2011 года, Фахретдинова М.С. обратилась к Шарыповскому межрайонному прокурору с просьбой подать в суд иск в ее интересах с требованиями о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 6).

С учетом изложенного, суд полагает, что Шарыповским межрайонным прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту нарушенных прав на жилище Фахретдиновой М.С.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина -обязанность государства.

В соответствии со ст.6 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для ССР 15.09.1990 г.) каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с преамбулой Конвенции «О правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для ССР 15.09.1990 г.) Государства - участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе ООН, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле, принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, в статье 18 Конвенции обязались обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, государство как основной гарант прав и свобод человека обязано предпринять все меры к обеспечению соблюдения прав несовершеннолетних граждан.

Часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации закрепила, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Кроме того, статья 38 Конституции Российской Федерации, размещенная в главе, посвященной правам и свободам человека и гражданина, провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» раскрывается также в пункте 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации. К их числу относятся дети, чьи родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, родители которых болеют или длительное время отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются в порядке, установленном статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 данной статьи орган опеки и попечительства должен направлять сведения о ребенке для учета в банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются также Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года N 217. В частности, согласно пункту 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года N 217) орган опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.

Статья 1 ЖК РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

В силу статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Статья 10 ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. М159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальной норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 указанного ФЗ) и являютс51 расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях (ст. 5).

Пункт 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 (в редакции от 09.06.2005г. №14-3524) «О защите прав ребенка» устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года №25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».

Статья 1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», предусматривает наделение на неограниченный срок органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка» (в ред. Законов Красноярского края от 21.12.2010 N 11-5496, от 10.11.2011 N 13-6367).

В силу п.2 ст.1 приведенного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора. Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилым помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пп. "в" введен Законом Красноярского края от 11.11.2010 N 11-5201).

На основании ст.2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 (в ред. от 11.11.2010 года) уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Указанным органом исполнительной власти края является Министерство образования и науки Красноярского края согласно Положению о Министерстве образования и науки Красноярского края (в ред. Постановлений правительства Красноярского края от 04,08.2009г. №410-п, от 20.04.2010г. №20б-п, от 03.08.2010г. №428-п).

Как установлено в судебном заседании и следует из свидетельства о рождении, Медведская Мария Сергеевна родилась ДД.ММ.ГГГГ, отцом является ФИО5, матерью – ФИО6 (л.д. 27,28).

Из свидетельства о браке следует, что ФИО6 и ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО31 (л.д.69).

Как следует из свидетельств о смерти, ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Красноярского края; ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Осетии-Алании РФ (л.д. 29,68).

Постановлением Администрации Шарыповского района Красноярского края № 444 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 назначена опекуном над несовершеннолетней Медведской М.С., так как мать несовершеннолетней умерла, а отец не принимает участия в воспитании дочери (л.д. 9,10).

Как следует из справок, выписок из домовой книги, копии паспорта на имя истицы, по адресу: <адрес>, зарегистрирована Медведская М.С. (Фахретдинова) с ДД.ММ.ГГГГ и проживала по этому адресу совместно с бабушкой ФИО8. дедушкой ФИО25, сестрой ФИО24 Собственного жилья на момент смерти родителей истица не имела, мать ФИО7 была зарегистрирована по указанному адресу, в приватизации квартиры они не участвовали. ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрирована по адресу: <адрес> по настоящее время, данный жилой дом на каком-либо праве истице не принадлежит. Из договора на передачу квартиры в собственность граждан № 32 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира № 1 по адресу: <адрес>, находится в собственности ФИО25, ФИО8. ФИО26 (л.д. 7-8, 12-15. 25-26, 33-37).

Согласно свидетельству о заключении брака серии I-БА № 693988 выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО27 и Медведская М.С. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Фахретдинова (л.д. 30).

Как следует из справок Администрации Ивановского сельсовета Шарыповского района Красноярского края, по учету администрации Ивановского сельсовета право пользования по договору социального найма за Медведской М.С. не зарегистрировано, сведения о постановке на учет на внеочередное получение жилого помещения как оставшейся без попечения родителей Фахретдиновой (Медведской) М.С. отсутствуют (л.д. 24, 70).

Согласно Постановления Администрации Ивановского сельсовета Шарыповского района Красноярского края № 95 от 21.12.2007 года, установлена норма площади жилого помещения – для постановки на учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ивановского сельсовета в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания (в домах, признанных в установленном действующем, законодательством не отвечающими установленному для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается); - для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда, Ивановского сельсовета по договору социального найма (норма предоставления) в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д. 77).

Согласно информации, представленной Шарыповским отделом ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю, Шарыповским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Шарыповского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю. Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>-<данные изъяты> за Фахретдиновой (Медведской) М.С. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д. 11, 19-20, 27, 71, 78). В запросе Главы Шарыповского района от ДД.ММ.ГГГГ в БТИ <адрес>, содержится просьба предоставить информацию о том, состоит ли на учете жилье, в котором проживал ФИО5 для приобретения жилья детям, оставшимся без попечения родителей (л.д. 74). В судебном заседании представитель органа опеки и попечительства Шарыповского района пояснила, что ответа до настоящего времени не получено.

Как следует из справки директора Ивановской средней общеобразовательной школы № 2, Медведская М.С. обучалась в данной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (с 1 по 11 класс) (л.д. 16)

Как следует из справки директора лицея № 40 <адрес> от 2007 года, Медведская М.С. обучается в профессиональном лицеи № 40 <адрес> на очном отделении на 1 курсе по специальности «Оператор ЭВМ» на базе 11 классов. Срок обучения 1 год: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Находится на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ и прописана временно по адресу: ГОУ НПО ПЛ № 40, <адрес>, <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18).

Согласно представленной информации Управления образованием Администрации местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по запросу Администрацией Шарыповского района, за Медведской М.С. жилье, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>, закрепить невозможно, так как ФИО5 проживал в домовладении своего отца ФИО28 (на основании договора о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 212). По информации отдела по учету и распределению жилой площади администрации местного самоуправления <адрес>, Медведская М.С. среди выпускников детских домов и сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в АМС <адрес>, в качестве нуждающейся в получении жилья не значится. Администрация местного самоуправления <адрес> рассматривает вопросы граждан, состоящих на квартирном учете в муниципальных округах Владикавказа и имеющих регистрацию в <адрес> (л.д. 23, 75-76).

Как следует из копий паспорта, выданного на имя Фахретдиновой М.С., свидетельств о рождении, истица имеет детей: ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 31-37).

Управление образования администрации Шарыповского района ДД.ММ.ГГГГ обращалось в ГОУ НПО Профессиональный лицей № 40 с просьбой направить пакет документов на учащуюся Медведскую М.С. для формирования краевого списка на приобретение жилого помещения (л.д. 79).

Как установлено в судебном заседании и следует из заявления от ДД.ММ.ГГГГ, истица обращалась в Краевую комиссию по вопросам представления жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей с просьбой приобрести ей жилье на территории Шарыповского района; данное заявление было представлено истицей в орган опеки и попечительства Шарыповского района (л.д. 21).

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в отдел опеки и попечительства Шарыповского района с просьбой дать ответ о решении вопроса о постановке ее на учет и предоставлении жилья. На данное обращение отдел опеки и попечительства Управления образования администрации Шарыповского района направил ей документы на 32-х листах и уведомил Фахретдинову М.С. о том, что она имеет право до исполнения 23-хлетнего возраста представить пакет документов в Министерство образования и науки (л.д. 73).

Из требования ст. 7 Конституции вытекает конституционная обязанность государства по государственной защите прав и законных интересов детей. Конституционная обязанность государства по защите прав детей порождает конституционное право детей.

В силу ст. 3 Закона Красноярского края от 22.10.1997 г. № 15-590 «Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае», к полномочиям органов опеки и попечительства относится принятие мер по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в том числе обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Фахретдинова М.С. обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, т.е. в соответствии с приведенными нормами истица имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальной норм по договору социального найма, поскольку нарушены ее жилищные права.

Довод представителя администрации Шарыповского района о том, что при отсутствии фактического финансирования органы местного самоуправления не могут нести обязанность по предоставлению жилья истице, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения, во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия на эти цели денежных средств в бюджете.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Исходя из того, что в настоящее время орган местного самоуправления наделен государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушение процедуры оформления документов не должно умалять интересов истицы, у которой возникло право на получение жилого помещения, суд находит исковые требования к ответчику – Администрации Шарыповского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, Министерство образования и науки Красноярского края является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем иск Шарыповского межрайонного прокурора к данному ответчику удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Фахретдиновой Марии Сергеевны удовлетворить частично:

Обязать Администрацию Шарыповского района Красноярского края предоставить Фахретдиновой Марии Сергеевне по договору социального найма жилое помещение на территории Шарыповского района, соответствующее степени благоустройства данного населенного пункта, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В удовлетворении иска Шарыповского межрайонного прокурора к Министерству образования и науки Краснорского края, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение десяти дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий: