Апелляционное решение об отмене решения мирового судьи



Дело № 11-4/10

Мировой судья

судебного участка №132 Вознесенская О.И.

Апелляционное решение

Именем Российской Федерации

24 марта 2010 года г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,

при секретаре Л.Н.,

с участием представителя истца Т.О. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), представителей ответчика ОАО «К»: Т.С. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), Т.И. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), представителей третьих лиц: МУ «С» - Т.Е. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), Администрации г. ФИО2 (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «Ж» К.Е. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Т.Е. на решение мирового судьи судебного участка № 132 в г.Шарыпово Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Т.Е. к ОАО «К» о признании незаконными действий ОАО «К» в лице Шарыповского межрайонного отделения, выразившиеся в дополнительном начислении на лицевой счет <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>., и об исключении из лицевого счета начислений, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований Т.Е. к ОАО «К» в лице Шарыповского межрайонного отделения ОАО «К» об исключении из лицевого счета начислений и признании действий ОАО «К» в лице Шарыповского межрайонного отделения ОАО «К» незаконными в порядке защиты прав потребителей отказать»,

Установил:

Истица Т.Е. обратилась в суд по месту нахождения Шарыповского межрайонного отделения с иском к ответчику ОАО «К» об исключении из лицевого счета начислений и признании действий ОАО «К» в лице Шарыповского межрайонного отделения ОАО «К» (далее по тексту Шарыповское отделение) незаконными, ссылаясь в обоснование исковых требований на то, что онапроживаетв квартире № принадлежащей ей на праве собственности, расположенной по адресу: г. Шарыпово, микрорайон, дом №. Ею как абонентом, потребляющим электроэнергию, заключен с энергоснабжающей организацией договор о поставке электроэнергии, именуемый «Заявление - обязательство» № от ДД.ММ.ГГГГ, оплату электроэнергии она осуществляет на основании показаний индивидуального прибора учета (счетчика), оплату всегда производит своевременно и в полном объеме. С декабря 2007 года ответчик стал дополнительно предъявлять к оплате расходы по общедомовому счетчику, всего за период с декабря 2007 г. по апрель 2008 г. - <данные изъяты> Шарыповское межрайонное отделение письменно ей пояснило, что причиной дополнительных начислений является: сверхнормативное потребление жильцами, производящими оплату за потребленную электроэнергию по нормативу; применение ею прибора учета с истекшим сроком поверки и низким классом точности; неизбежные технологические потери в сетях в связи с их износом, а также возросшей нагрузкой на них из-за увеличения потребления электроэнергии; хищения электроэнергии некоторыми жильцами. Выполнить требования об исключении всех незаконных доначислений из лицевого счета ответчик отказался, что послужило основанием для обращения в суд с целью защиты и восстановления нарушенных прав. В соответствии со ст. 37 Закона «О защите прав потребителей», потребитель обязан оплатить оказанные ему услугив порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Истица не оспаривает обязанность по уплате за электроэнергию потребленную в местах общего пользования из расчета 7 квт.ч в месяц начеловека за внутриподъездное освещение и 7 квт.ч - за пользование лифтом не более 140 квт.ч. (7+7)х2 чел.х5мес.). Действия ответчика, выразившееся в доначислении на лицевой счет 786 квт.ч электроэнергии и требования об уплате данных <данные изъяты> в размере <данные изъяты>. истица просит признать незаконными, так как данную электроэнергию она фактически не потребляла и соответственно коммунальная услуга ей не предоставлялась. Также требования ответчика незаконны по основаниям: исполнитель не исполняет обязанности возложенные на него п.49 Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006г., отказав предоставить методику расчета общедомовых расходов электроэнергии с указанием формулы расчета, количества потребленной электроэнергии всего и по каждому абоненту с указанием количества проживающих, в квартирах, неимеющих приборов учета. Из представленных ответчиком расчетов невозможно определить за счет каких абонентов происходят резкие скачки внутридомовых расходов, так как согласно показаний ее прибора учета, резких колебаний в потреблении электроэнергии не происходит; не исключено, что такие скачки общедомовых расходов происходят за счет абонентов не имеющих приборов учета, и действия Э-та по возложению на ее обязанности оплатить электроэнергию непонятно кем потребленную и каким образом рассчитанную, противоречат как нормам Закона «О защите прав потребителей», нормам постановления Правительства №307, так и нормам Конституции РФ. Ответчик ежемесячно производит снятие показаний ее прибора учета и претензий о том, что прибор учета исключен из государственного реестра средств измерений или, что у прибора низкий класс точности не поступало, оснований утверждать, что небаланс возник из-за неточных показаний ее прибора учета - нет. В соответствии с Приказом ФСТ от 06.08.2004г. №20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке», зарегистрированном в Минюсте от 20.10.2004г. за №6076, при расчета тарифов для населения учитываются технологические потери в сетях, следовательно, оснований для дополнительного предъявления к оплате произведенных потерьнет. Истицане исключает возможности того, что часть предъявленной ей для оплаты электроэнергии потребил магазин «В-д». Решением Шарыповского городского Совета №7-60 от 21.02.2006г. установлен норматив потребления электроэнергии (при
отсутствии прибора учета) - на 1 человека в месяц составляет <данные изъяты> В
данный норматив включены и общедомовые расходы и потери,
следовательно если от нормы отнять общедомовые расходы 14 квт.ч. (7 - на
лифт и 7 - на освещение подъезда), то человек не имеющий прибора учета
потребляет 106 квт.ч. в месяц, а расходы по внутридомовым потерям совсем низкие. Ей за декабрь 2007г. предъявили <данные изъяты>. на 2 человек (75 +313+ 265 фактическое потребление по прибору учета), за январь <данные изъяты> квт.ч. за февраль <данные изъяты> квт.ч., т.е. фактически она потребляет по прибору учета немного больше нормы, но с учетом «небаланса» выходит, что на одного человека потребление почти всегда две, а то и боле среднемесячные нормы.Следовательно, учитывая, что она по данным Э-та потребляет две и более среднемесячные нормы, то соответственно и абонент не имеющий пробора учета мог также потребить больше установленной нормы и не исключено, что в предъявленных мне для оплаты квт.ч. может находиться и электроэнергия потребленная абонентами не имеющих приборов учета.

После предъявления иска истица увеличила свои исковые требования, в связи с произведенными доначислениями на лицевой счет, просила суд признать незаконными действия ответчика в части доначисления на лицевой счет дополнительно за период с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> г. <данные изъяты> требования об их оплате в сумме <данные изъяты>.

30 июля 2009 года мировым судьей судебного участка № 132 в г.Шарыпово Красноярского края принято решение, которым в удовлетворении исковых требований было отказано.

Не согласившись с данным решением, представитель истицы Т.О. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение, обязать мировой суд принять дело к производству и рассмотреть дело по существу, ссылаясь на то, что Постановление Правительства РФ №307 принято для обеспечения правпотребителей и соответственно правоотношения вытекающие из данного постановления попадают под действие закона «О защите прав потребителей». Данный закон призван, не только восстанавливать нарушенное право после свершения события, повлекшее нарушение прав потребителя, но и пресекать незаконные действия поставщиков услуг нарушающие права потребителей. Истица, не дожидаясь, когда с нее взыщут сумму оплаты за электроэнергию незаконно доначисленную, сразу обратилась в суд что бы пресечь незаконные действия ответчика, выразившиеся в доначислении ей на лицевой счет дополнительных квт.ч. электроэнергии, и попытки взыскания с нее оплату за данную электроэнергию, которую ей фактически не поставляли. Истица считает выводы суда о не подведомственности данного спора мировому суду и о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в рамках Закона «О защите права потребителей не обоснованными.

После подачи апелляционной жалобы, истица дополнила жалобу следующими требованиями и доводами: просила отменить решение мирового судьи от 30.07.2009 г. как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, полагая, что при разрешении спора суд должен был применить нормы Закона «О защите прав потребителей»; также решение не соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, поскольку требования, на основании которых было подан иск, в решении не отражены, т.е. суд не определил и не исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что является основанием для отмены решения суда. Согласно договора управления общим имуществом многоквартирных домов от 01.01.2008г. заключенного между жильцами дома № микрорайона № и управляющей компанией ООО «Ж», управляющая организация обеспечивает содержание и ремонт общего имущества граждан. В соответствии с п.1 правил предоставления коммунальных услуг, правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальныхуслуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В соответствии с п.З Постановления Правительства №307 от 23.05.2006г. "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. ОАО «К» не попадает под понятие «исполнителя» изложенного в данном постановлении и учитывая, что с 01.01.2008г. избран способ управления «управление управляющей организацией», ОАО «К» не имеет правовых оснований для взыскание платы за электроэнергию израсходованной на содержание общедомового имущества, т.е. не может применять данное постановление к правоотношением с гражданами. В соответствии с п.4 ст.36 ЖК РФ, по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Прибор учета в доме № установлен в подвальном помещении в 2007г. в месте являющимся общим имуществом, следовательно для установки прибора в том месте нужно было согласие собственников либо управляющей организации которой передано право распоряжаться общим имуществом согласно договора от 01.01.2008г. на установку общедомового прибора учета; прибор был установлен после того как собственниками был определен состав общего имущества (договора на содержание заключены в 2006 г.), все действия совершенные ответчиком по его установке являются незаконными, и начисления произведенные по прибору учета установленному не законно, тоже незаконны. В мае 2009 г. Э-ки заменили прибор на новый и снова без согласия собственников либо управляющей организации, так как договор на право пользования общим имуществом в месте установки общедомового прибора не представлен. Все доначисления сделанные на основании незаконно установленного прибора учета являются незаконными. Своими действиями ОАО «К» нарушило нормы ст.37 Закона «О защите прав потребителей», так как не предоставило доказательств что предъявляемый для оплаты «небаланс» потреблен именно истицей или электроприборами используемыми на общедомовые нужды, т.е. общедомовыми приборами, так как ею приводился расчет, что четырех-подъздный девятиэтажный дом на общедомовые нужды может потребить всего 4755 квт.ч, в том числе 1260 квт.ч в месяц на работу лифта, 1440 квт.ч в месяц на около подъездное освещение и 1555 квт.ч. в месяц на внутри подъездное освещение, 500 квт.ч - на прочее (лампочки в подвале). Следовательно оставшаяся электроэнергия потреблена жильцами дома. Количество электроэнергии потребленной абонентами с приборами учет можно определить по прибору учета, а вот всею оставшуюся потребили абоненты, не имеющие приборов учета. Истицей было установлено, что в квартирах не имеющих приборов проживает больше человек, чем прописано, тогда как за электроэнергию они платят по норме только за тех кто прописан, а не фактически проживает. В итоге было установлено, что фактически в доме проживает на 19 человек больше чем прописано на которых по нормативу приходится 2412 квт.ч,, данная электроэнергия считается небалансом и за которую заставляют платить ее и других жильцов имеющих приборы учета. Действующий норматив оплаты за электроэнергию для лиц, не имеющих приборы учета занижен, чтоподтверждается выводами комиссии состоящей из специалистов МУ «С» и Шарыповского отделения Э-та, опубликованными в газете «Огни Сибири» от 18.04.2008г.), подтверждающие, что абоненты, не имеющие приборов учета фактически потребляют больше чем это установлено нормативом, так как нормативы были разработаны очень давно, когда не было бытового электрооборудование которое доступно сейчас, который ответчиком не опровергнут. Энергетики включают электроэнергию потребленную жильцами фактически проживающими но не зарегистрированными в общедомовые расходы и разбрасывают на других жильцов, в том числе на нее, что противоречит как нормам ЖК РФ, так и Закону «О защите прав потребителей». Вместе с Постановлением Правительства РФ №307 было принято Постановление Правительства РФ №306, на основании которого и должны быть разработаны нормы потребления коммунальных услуг для лиц не имеющих приборов учета. Однако этого не произошло и, применяя на практике Постановление №307 получился огромный небаланс. Вышеизложенные доводы также подтверждает и ВС РФ в Определении №КАС07-128 от 26.04.2007г., согласно которому, в случае если нормативы потребления коммунальных услуг для лиц не имеющих приборы учета будет рассчитана по Постановлению №306, то разница между платой за коммунальные услуги по нормативам потребления коммунальных услуг по формуле N 3 и платой по показаниям индивидуальных приборов учета по формуле N 9 будет незначительная, т.е. граждане будут поставлены в одинаковые условия.Пунктом 25 приложения к Постановлении Правительства РФ № 306 от 23.05.2006г. установлено, что норматив платы на общедомовые расходы составляет 7 квт.ч на человека в месяц за свет (около и внутри подъезда), потери и прочее и 7 квт.ч на человека в месяц за лифт, т.е. всего 14 квт.ч на человека в месяц на общедомовые расходы. Дом на общедомовые нужды потребляет 4755 квт.ч, в доме № квартир, и получается, что в среднем одна квартира потребляет 44 квт.ч. Если данный норматив поделить на среднестатистическую семью из трех человек то получится 14,6 квт.ч., следовательно в Постановлении Правительства РФ №306 правильно рассчитан норматив потребления на общедомовые нужды. Ответчик не доказал, что расход электроэнергии приходящийся на общедомовые нужды дома (исходя и количества жильцов и мощности потребления общедомового электрооборудования) превышает норматив 14 квт.ч. на человека в месяц. Истица считает, что методика расчета общедомовых расходов утвержденная Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. несоответствует Конституции, так как при применении данной методики оплата общедомовых расходов между гражданами имеющими приборы учета и не имеющими приборов учета распределяется неравномерно. Истец полагает, что в отсутствие договора с потребителями на расчеты по общедомовому прибору учета ОАО «К» не имело правовых оснований производить начисление платы за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета.

В судебное заседание истица Т.Е. не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, отложить рассмотрение дела не просила.

В судебном заседании представитель истицы Т.О. (по доверенности) поддержал апелляционную жалобу по тем же основаниям.

Представители ответчикаОАО «К» Т.С. и Т.И. (по доверенностям) в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь в отзывах на иск на следующее:

Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственностиобщие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Пунктом 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имуществасобственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Согласно п.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ по адресу г. ФИО2, м-он, ж/д. № ВРУ-0,4 кВ. установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. При принятии на расчеты прибора учета проведена проверка прибора учета и расчетная мощность юридических лиц, расход электрической энергии которых минусуется с общедомового прибора учета. У истицы установлен индивидуальный прибор учета. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 157 ЖК РФ Постановлением
Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006г утверждены Правила предоставления
коммунальных услуг гражданам (далее по тексту -Правила).

Согласно п. 7 Правил собственники помещений, в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры. Правилами установлен порядок оплаты электроэнергии при различных условиях оборудования жилых домов или помещений многоквартирного дома коллективными (общедомовыми), общими (квартирными), индивидуальными приборами учета и при отсутствии приборов учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета (п.З Приложения 2 к Правилам) размер платы за электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется исходя из норматива потребления и количества зарегистрированных в помещении жильцов по формуле 3,а в помещениях, оборудованных указанными приборами учета, определяется по формуле 9 настоящих «Правил»,и распределяется пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета. Распределение дополнительного объема (количества) электроэнергии с учетом потребления по общедомовому прибору учета происходит в зависимости от общего потребления абонентов всего многоквартирного дома, соответственно, ежемесячное начисление будет различное.

В соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007г. № 11356-ЮТ/07 количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальные услуги.

В течение 2007года руководство ОАО «К» совместно с представителями сетевой и жилищных организаций проводило совещания у главы города Шарыпово повопросу оплаты электрической энергии по многоквартирным жилым домам. Неоднократно ОАО «К» предлагало заключить обслуживающим организациям договоры на энергоснабжение, на что обслуживающие организации отвечали отказом. По итогам совещания в администрации г.Шарыпово принято решение непосредственно производить начисление за потребленную электроэнергию жителям многоквартирных домов. В соответствии с п. 1.2 договора по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № микрорайона № от 01.12.2006г заключенного с ООО «Ж» коммунальные услуги предоставляются собственнику на основании заключенных напрямую (т.е. непосредственно)с энергоснабжающей организацией договоров энергоснабжения. В настоящее время собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оплачивать коммунальные ресурсы, поданные на вводе в дом, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При этом потребление и потери внутри дома распределяются между всеми собственниками, согласно п. 22 Правил. Обязанность собственников помещений обеспечивать надлежащее содержание общего имущества обеспечивается путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с обслуживающими организациями (п. 1 ст. 164 ЖК РФ, пп. "а" п. 16 Правил содержания общего имущества, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг). Границей эксплуатационной ответственности считается место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 8 Правил содержания общего имущества). Согласно пункту 24 Правил № 491 от 13.08.2006г содержания общего имущества в многоквартирном доме, сведения о составе и состоянии общего имущества в многоквартирном доме отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Собственниками многоквартирного дома № микрорайона № утвержден состав общего имущества, в Приложении № 2 к договору от 01.12.2006г, а так же в Приложении № 1 к договору на управление общим имуществом многоквартирных домов от 01.01.2008г., куда и был включен общедомовой прибор учета электрической энергии.

Установка общедомовых приборов учета - обязательное требование законодательства.В соответствии с ФЗ от 03.04.1996г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении» весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. В мае 2007года производственным отделом «КК» филиала ОАО «М-С» - «К-э» совместно с
представителями ООО «Э.С.» и ОАО «К» была произведена проверка системы учета на границе раздела балансовой принадлежности между своими сетями и жилым домом (ВРУ-0,4 кВ ж/д. №). Замечаний не выявлено (Акт №479 от 23.05.2007г). Неоднократно проводились комиссионные проверки обще домового прибора учета, проверялись схема подключения прибора учёта, проверялись приборы учёта и расчётная мощность юридических лиц, расход электрической энергии которых минусуется с общедомового учёта.

Между ОАО «К» и ОАО «МС» заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. 157 Постановления правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» сетевая организация в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемым с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), обслуживающим потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, выполняет требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка к касающиеся организации коммерческого учета электрической энергии в точках (группах точек) поставки, в которых гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) приобретает электрическую энергию на оптовом рынке. Согласно п. 159 Постановления правительства РФ № 530 сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям). Снятие показаний с общедомовых приборов учета осуществляется представителями производственного отдела «КК» филиала ОАО «МС» - «Кэ», снятые показания оформляются отдельной ведомостью. Согласованный график снятия показаний ежемесячно направляется в МУ «С» для присутствия при снятии показаний с общедомовых приборов учета и подтверждения своей подписью правильность снятия показаний как уполномоченного представителя собственника жилых помещений в многоквартирных домах.

Отношения между ОАО «К» и собственниками многоквартирных жилых домов регулируется нормами § 6 "Энергоснабжение" гл. 30 "Кунля-нродажа" ГК РФ.

Всилу и. 1 ст. 541 ГК РФ). Согласно п.64 Постановления Правительства №530 от 31.08.2006 г. действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя.

В период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представителями региональной энергетической комиссии по поручению Министра промышленности и энергетики Красноярского края была проведена проверка правильности начислений за потребленную электроэнергию при наличии общедомовых приборов учета. В ходе проверки установлено, что начисления производятся в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. и были выявлены лишь незначительные нарушения, которые впоследствии были устранены.

Представитель третьего лица на стороне истицы, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - МУ «С» Т.Е. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования Т.Е. поддержала и пояснила, что собственниками многоквартирного дома № в № микрорайоне города ФИО2 в январе 2008года на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома приняли решение о выборе способа управления управлением управляющей организацией. Управляющей организацией выбрано Общество с ограниченной ответственностью «Ж». Данное решение оформлено протоколом №1 от 09.01.2008г. МУ «С» уполномочено представлять интересы муниципального образования «Город Шарыпово Красноярского края» как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, в том числе при создании и деятельности товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, а также при выборе и осуществлении иных способов управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края», с правом голосования, подачи и получения заявлений и иных документов, участия в деятельности товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, подписания соответствующих документов. В многоквартирном доме № микрорайона № квартир находятся в собственности муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края», общей площадью 723,1м2 (общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме всего 6861,6м2). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ способ управления многоквартирным домом не изменялся. В ноябре 2009 года в части многоквартирных домов второго микрорайона, в том числе в доме № проведены собрания собственников о создании товарищества собственников жилья, решение находится в стадии оформления.

В соответствии с п.1 Правил, они регулируют, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Согласно ст.3 названных Правил, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (п.3 и п.п. «а-г» пункта 49 Правил). ОАО «К» не оказывает услуги по обслуживанию внутридомовых сетей, оно не может являться исполнителем коммунальных услуг, как следствие не вправе предъявлять требования к гражданам об оплате коммунальных услуг, поставленных на дом.

В соответствии с п.7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, и прочего электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Соответственно общедомовой прибор учета, установленный ОАО «К», относится к общедомовому имуществу. Право распоряжения общим имуществом, в том числе эксплуатация общедомового прибора учета и снятие с него показаний, принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. ОАО «К» не вправе самостоятельно определять организацию, которая снимает показания прибора учета и осуществляет его эксплуатацию. Собственники помещений в многоквартирном доме не наделяли ОАО «К» полномочиями по определению эксплуатирующей организации.

Кроме того, при начислении ответчиком указанной платы имеется множественность нарушений: при расчетах за потребленную электроэнергию с истицей применяются данные ОАО «К» об объеме потребленной энергии по всем приборам учета, в том числе срок поверки по которым в доме № истек, в том числе и у истицы. Данные расчеты не отражают действительный объем энергии, потребленный по показаниям поквартирных приборов учета, то есть являются не достоверными.Пунктом 31 Правил предусмотрено, что в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил. Поэтому потребление электроэнергии истице должно рассчитываться по нормативу, как абоненту, не имеющему прибора учета. Класс точности общедомового прибора учета 2.0, а в квартирах жильцов дома установлены приборы учета с классом точности 2.5, они работают медленнее, чем общедомовой прибор, поэтому не улавливают всю проходящую электроэнергию.

В соответствии с п. 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения с абонентом заключается при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В силу п.1 статьи 540 ГК РФ договор энергоснабжения в случае, когда абонентом по нему выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, считается заключенным с момента первого фактического подключения его в установленном порядке к присоединенной сети. С абонентом с момента первого фактического подключения может быть заключён договор энергоснабжения на жилое помещение в многоквартирном доме в связи с наличием индивидуального прибора учёта потреблённой энергии. Заключение же договора на предоставление электрической энергии, в том числе на освещение мест общего пользования и работу внутридомового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, требует установленной законом письменной формы (подпункт 1 пункт 1 статьи 161 ГК РФ) в связи с отсутствием доступа граждан к коллективному (общедомовому) прибору учета энергии, а также необходимостью распределения обязанности по обслуживанию внутридомовых инженерных систем.

Выставление квитанций через исполнителя коммунальных услуг на оплату электрической энергии, отпускаемой гражданам за освещение мест общего пользования, и проживающим в многоквартирных жилых домах, при условии договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключённого исполнителем коммунальных услуг с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией), служит для граждан-потребителей гарантом должного контроля за механизмом начисления оплаты за оказываемую услугу. Договор на оказание коммунальных услуг должен включать в себя условия предоставления услуги электроснабжения как помещения собственника (потребителя), так и услуги по электроснабжению мест общего пользования. ОАО «К» производит начисление платы и ее взимание за электроснабжение на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют предоставление именно коммунальных услуг, а не продажу ресурса, поэтому Постановление правительства РФ от 31.08.2006г. № 530 не может применяться к данным отношениям.

Представительтретьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Шарыпово Т.В. (по доверенности) в судебном заседании поддержал позицию представителя МУ «С».

Представитель привлеченного судом к участию в деле третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Ж» К.Е. (по доверенности) в судебном заседании поддержала доводы представителя МУ «С», также пояснив, что ООО «Ж» общедомовой прибор учета в доме № в № микрорайоне г. Шарыпово не устанавливало, при его установке представитель обслуживающей организации не присутствовал, эксплуатацией этого прибора учета не занимается, договор о взаимодействии с ОАО «МС» не заключался; в обязанности ООО «Ж» входит в том числе и обслуживание внутридововых сетей. Как следует из письменных пояснений, представленных в материалы дела ОО «Ж» по запросу мирового судьи: в 2007 году в тарифе ООО «Ж», утвержденном общим собранием собственников многоквартирного дома №, микрорайона №, г. Шарыпово, по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, находящихся на обслуживании данного предприятия, для собственников помещений были включены затраты на эксплуатацию домохозяйства, в том числе на освещение подъездов, подвалов, внутриквартальное освещение (расшифровка затрат прилагается). При этом затраты за фактическое потребление электрической энергии в подвалах, подъездах многоквартирных домов (внутридомовые нужды) в тарифе, предъявляемом собственникам помещений ООО «Ж» отсутствуют. На основании разъяснений Министерства регионального развития РФ №11356-ЮТ/07 от 18.06.2007г., Правил предоставления коммунальных услуг №307 понятие «освещение помещений общего пользования» (включенное в тариф), используемое в подпункте «б» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. № 491 неравнозначно понятию «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования». Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества оплачивается в составе платы за коммунальные услуги. Понятие «освещение помещений общего пользования трактуется в соответствии с подпунктом «з» пункта 11 Правил №491 как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования. ООО «Ж» не оказывает коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных домов. Коммунальные услуги собственникам помещений, в части электроснабжения, поставляет ресурсоснабжающая организация - ОАО «К». В 2008г. применялся тариф, утвержденный Решением Шарыповского городского Совета № 26-290 от 18.12.2007г., № 27-301 от 26.02.2008г., в котором согласно структуре затрат по жилищной услуге на 2008г., затраты эксплуатации домохозяйства, а именно освещение подъездов, подвалов равны 0.

Представитель привлеченного судом к участию в деле третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОАО «МС» Д.А. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представила письменные пояснения по заявленным требованиям, согласно которым: по нормам Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. (далее по тексту - Правила) гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель в свою очередь должен оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством РФ, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства. ОАО «МС» как сетевая организация оказывает ОАО «К» услуги по передаче электрической энергии в точки поставки, определенные договором, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законном основании. В соответствии с договорами оказания услуг по передаче электроэнергии, заключенными с ОАО «К» на 2007, 2008, 2009 годы точкой поставки электроэнергии с 2007 года по 2009 год является дом- № по адресу г. ФИО2, № микрорайон.

Согласно п. 88 Правил определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Согласно п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме..., утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электроснабжения,. .., входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя и освещение помещений общего пользования, при этом содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений -за счет собственных средств. В соответствии с ГК РФ бремя содержания своего имущества несет собственник. В связи с чем, считаем, что нормативными актами прямо установлена обязанность жильцов нести расходы за содержание общего имущества. Кроме того, жильцы обязаны оплатить весь объем электроэнергии поставленной в многоквартирный жилой дом согласно показаниям коллективного (общедомового) прибора учета № 626106. При этом согласно п. 159 Правил сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей.

Однако в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 следует, что заключение договора на предоставление электрической энергии на освещение мест пользования и работу внутридомового оборудования, входящего в состав общего многоквартирного дома, необходимо в связи с отсутствием доступа граждан к коллективному (общедомовому) прибору учета энергии. Электроснабжение относится к коммунальным услугам, предоставление которых должны обеспечить исполнители коммунальных услуг. Под исполнителем коммунальных услуг понимается управляющая организация (ТСЖ, ЖСК, управляющие компании).

Выслушав истца, представителей третьих лиц и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение мирового судьи подлежит отмене по следующим основаниям:

В соответствии со ст.328-329 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе отменить решение мирового судьи и принять новое решение.

В силу ч.1 ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362-364 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ одним из оснований для отмены или изменения решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина - обязанность государства.

Согласно п.8,10,11 ч.1 ст.4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьей 5 ЖК РФ определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

По правилам ст.8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Таким образом, положения главы 30 ГК РФ (энергоснабжение) должны применяться с учетом требований соответствующих правил, закрепленных в ЖК РФ.

Согласно п.1 ч.1 ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.

Порядок платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен разделом 7 ЖК РФ.

В силу ч.2, ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

В соответствии с ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Исходя из смысла п.2,3 ч.2, ч.3 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в число которых входит, в том числе, управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать помимо прочего предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч.2-4 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Жилищный кодекс Российской Федерации определяет структуру платы за коммунальные услуги. В соответствии с частью 3 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Особенностью договора энергоснабжения является то, что по данному договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Собственник жилого помещения согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с п.7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, и прочего электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Согласно пункту 24 названных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, сведения о составе и состоянии общего имущества в многоквартирном доме отражаются в технической документации на многоквартирный дом.

В силу ст. 539 ГК РФ установлено, что «к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное». Указанной нормой ГК РФ установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актом при регулировании отношений ресурсоснабжения.

В соответствии с п. 1 ст. 546 ГК РФ.

Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.

В соответствии с п.1 названных Правил, они регулируют в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

По положениям пункта 3 названных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В силу названного положения, ресурсоснабжающая организация, к числу которых относится ОАО «К», не может являться исполнителем коммунальных услуг.

Пунктом 7 Правил установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Согласно п.49 Правил исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для него объемах.

Кроме того, Письмом Министерства регионального развития РФ от 20 марта 2007 г. № 4989-СК/07 «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» разъяснено, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном ст. 161 ЖК РФ способа управления многоквартирным домом, исполнителем могут быть, в том числе и иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе, ресурсоснабжающая организация) только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

Таким образом, из системного толкования пунктов 3 и 49 Правил следует, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (пункты 3 и подпункты «а»-«г» пункта 49 Правил).

Положения подпункта «а» п.50 и подпункта з) п. 52 названных Правил, позволяют утверждать, что лишь исполнитель коммунальных услуг вправе требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В соответствии с пунктом 23 Правил N 307 и подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:

VD

Pky3.i = ------------- x Vi.p x Tky, (9)

Vn.p + Vn.n

где:

VD - количество электрической энергии, фактически потребленное за расчетный период, определенное по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (кВт.час);

Vn.p - суммарное количество электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (кВт.час);

Vn.n - суммарное количество электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (кВт.час);

Vi.p - количество электрической энергии, потребленной за расчетный период в i-ом помещении, оборудованном прибором учета (кВт.час);

Tky - тариф на электроснабжение (руб./кВт час).

В приведенной формуле отношение показателя VD к сумме показателей (Vn.p + Vn.n) представляет собой коэффициент технически неизбежных внутридомовых потерь электрической энергии и затрат электрической энергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме, на который увеличивается объем электрической энергии, потребленной в отдельном жилом помещении, оборудованном индивидуальными приборами учета.

Согласно пунктам 19, 22 Правил N 307 и подпункту 3 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за электроснабжение в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по формуле:

Pky.i = ni x N j x Tky, (3)

где:

ni - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в

i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (человек);

N j - норматив потребления коммунальной услуги (для электроснабжения - кВт час в месяц на 1 человека);

Tky - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для электроснабжения - руб./кВт час).

При этом величина норматива потребления N j в соответствии с пунктами 25 и 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, учитывает как нормативные потери электрической энергии (технически неизбежные и обоснованные потери электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), так и расход электрической энергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, согласно пунктам 19, 22 Правил N 307 и подпункту 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307 приходящаяся на жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета, доля электрической энергии, поставленной в многоквартирный дом в соответствии с показаниями общедомового (коллективного) прибора учета, учитывается в плате за коммунальные услуги, потребленные собственниками этих помещений, за счет корректировки по формуле 4, которая проводится не чаще 1 раза в квартал, если договором не предусмотрено ее проведение 1 раз в год.

При применении формулы 4 необходимо учитывать следующее.

Пункт 22 Правил N 307 рассчитан на регулирование отношений по определению корректировки платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, при условии, что другие помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета, а сам многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета. При этом, в отличие от пунктов 19, 20 и 21 Правил N 307, содержащих особые формулы расчета платы за коммунальные услуги, в пункте 22 такая самостоятельная формула отсутствует. Из содержания данного пункта следует, что при наличии предусмотренных в нем условий плата за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, подлежит определению в соответствии с пунктом 19 названных Правил, рассчитанном на отсутствие как в многоквартирном доме, так и во всех его помещениях общедомовых и общих (индивидуальных) приборов учета.

Поскольку пункт 22 Правил N 307 регулирует отношения по оплате коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных помещений индивидуальными приборами учета, при применении формулы 4 должны использоваться данные, соответствующие условиям, изложенным в названном пункте, а не в пункте 19. Таким образом, расходы электрической энергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме учитываются при расчете платы за коммунальные услуги (для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, по формуле 9, а для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, - по формулам 3 и 4), что соответствует пункту 1 статьи 39 и пункту 1 статьи 153 Жилищного кодекса.

Пункт 31 Правил устанавливает, что в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил.

Приведенные положения Правил N 307 устанавливают, что оплата производится за фактически принятое количество энергии, определяемое для помещений, оборудованных приборами учета, по показаниям приборов учета (формула 9), а для помещений, не оборудованных приборами учета, - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (формула 3), что соответствует пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса и пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса.

Как установлено в судебном заседании трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, г. ФИО2, № микрорайон, д. №, кв. №, принадлежит Т.Е. на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 00 июня 2006 года серии <данные изъяты> № (л.д.14).

Из искового заявления, апелляционной жалобы, а также из объяснений сторон в судебном заседании следует, что дом №, № микрорайоне является многоквартирным, в доме - коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии.

Согласно заявления - обязательства № от 21.07.2006г., оплату электроэнергии истица осуществляет на основании показаний индивидуального прибора учета (счетчика) № (л.д. 13).

Истцом представлены квитанции на оплату электрической энергии, выставляемые Шарыповским межрайонным отделением ОАО «К» для оплаты абоненту Т.Е. с января 2008 года по май 2009 года. Из указанных квитанций видно, что в расчет оплаты за потребленную абонентом электроэнергию включены, помимо показаний счетчика, расходы по общедомовому прибору учета электроэнергии (л.д. )

Судом установлено, что собственниками многоквартирного дома № в № микрорайоне города ФИО2 в январе 2008года на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома принято решение о выборе способа управления управлением управляющей организацией. Управляющей организацией выбрано Общество с ограниченной ответственностью «Ж», что подтверждается протоколом №1 от 09.01.2008г.

Из пояснения представителя МУ «Служба городского хозяйства» Т.Е. в судебном заседании следует, что в оспариваемый истицей период времени способ управления многоквартирным домом не изменялся, в ноябре 2009 года в доме № микрорайона № г. ФИО2 проведены собрания собственников о создании товарищества собственников жилья.

Между обществом с ограниченной ответственностью «Ж» и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в доме № микрорайона № г. ФИО2 заключен договор на обеспечение выполнения Управляющей организацией за плату услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в целях управления многоквартирным домом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме …» (л.д. 113).

Согласно Приложения № 1 к вышеуказанному договору, в состав общего имущества многоквартирного дома № входит система электрических сетей и общедомовой прибор учета электрической энергии (л.д. 117).

Ранее, в Приложении № 2 к договору от 01.12.2006г. по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, заключенному между ООО «Ж» и собственниками жилого дома № в № микрорайоне г. ФИО2, система электрических сетей и общедомовой прибор учета электрической энергии включены в состав общего имущества данного дома (л.д. 94-101).

Таким образом, анализ вышеприведенных положений законодательства и установленные фактические обстоятельства дела, позволяют суду сделать вывод о том, что предъявление ОАО «К» тарифа по оплате электрической энергии, отпускаемой истице Т.Е. за освещение мест общего пользования, проживающей в многоквартирном жилом доме, в котором отсутствует такой способ управления многоквартирным жилым домом, как непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, а соответственно присутствует такой способ, как управление управляющей организацией, противоречит нормам ЖК РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно является незаконным.

Как следует из Технических Условий № от 11.01.2006 г., выданных Филиалом «КК» ОАО «К» начальнику Шарыповского Р филиала «КК», для организации учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности, в существующих жилых домах многоэтажной застройки г. Шарыпово, необходимо выполнить системы учета электроэнергии, на границах раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в шкафах водно-распределительных устройств жилых домов; данные технические условия действительны до 01.02.2008 года. Другой технической документации на многоквартирный дом № в № микрорайоне г. ФИО2 в судебное заседание не представлено.

Как следует из пояснений представителей ответчика, ДД.ММ.ГГГГ по адресу г. ФИО2, № м-он, ж/д. № ВРУ-0,4 кВ. установлен общедомовой прибор учета электрической энергии, и производственным отделом «КК» филиала ОАО «МС» - «Кэ» совместно с представителями ООО «ЭС» и ОАО «К» была произведена проверка системы учета на границе раздела балансовой принадлежности между своими сетями и жилым домом (ВРУ-0,4 кВ ж/д. №206), замечаний не выявлено.

Вместе с тем, как следует из акта №479 от 23.05.2007г., он составлен без участия представителей собственников жилья: МУ «С», действующего в интересах муниципального образования «Город Шарыпово Красноярского края» как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, и представителя остальных собственников жилых помещений в указанном доме, а также обслуживающей организации ООО «Ж» (л.д. 49).

Согласно актам Шарыповского межрайонного отделения ОАО «К» № 131-05-02/75 от 03 марта 2008 г., № 131-05-01/143 от 20 мая 2009 г. проверки общедомового прибора учета в жилом доме № в № микрорайоне г. ФИО2, технические условия отсутствуют; проверка ДД.ММ.ГГГГ проводилась в отсутствие представителя Управляющей организации - ООО «ЖРЭУ-2»

Из акта производства работ Шарыповского отделения ООО «ЭС» № 4КрФ/Ц-10-527 от 20 мая 2009 г. видно, что техническая проверка общедомового прибора учета электроэнергии в названном доме проводилась в отсутствие представителя Управляющей организации - ООО «Ж».

В вышеуказанных актах имеются противоречия:

- при установке общедомового прибора учета 23.05.2007 г. заводские номера трансформатора тока были указаны: фаза «А» № 97858, фаза «В» № 08884, фаза «С» 07772, дата госповерки - 2006 год;

- в актах от 20.05.2009 г. указана дата госповерки - 2003 год, заводские номера трансформатора тока соответствуют только в фазе «С», в фазе «А» указан № 07856, в фазе «В» - номер 08684;

- в акте от 03.03.2008 г. заводские номера измерительного трансформатора и дата госповерки вообще отсутствуют.

Как следует из ответов Шарыповского межрайонного отделения ОАО «К» от 20.03.2008 г., 27.05.2008 г. в адрес истицы, филиалом «КК» ОАО «Кэ» на границе между своими сетями и жилым домом № в № микрорайоне г. ФИО2 - в электрощитовой дома ДД.ММ.ГГГГ установлен прибор учета, по которому фиксируется отпущенная электрическая энергия на весь дом. В соответствии с п. 7 Правил вся поступившая в многоквартирный дом электроэнергия (по показаниям общедомового прибора учета) должна распределяться на всех собственников жилого дома; при оборудовании дома общедомовыми приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета (п. 3 Приложения 2 к Правилам) размер платы за электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется исходя из норматива потребления и количества зарегистрированных в помещении жильцов по формуле №, а в помещениях, оборудованных указанными приборами учета, определяется по формуле № 9 Правил, и распределяется пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета. Общий баланс потребления электрической энергии согласно Правил распределяется пропорционально на квартиры, в которых установлены приборы учета. Потребление юридических лиц минусуется из расхода по общедомовому прибору учета; абоненты, пользующиеся этими услугами, рассчитываются за них самостоятельно.

В судебном заседании свидетель КГ., являющийся начальником участка ОАО «МС», показал, что в мае 2007 года в доме № микрорайона № г. ФИО2 без извещения собственников жилья был заменен общедомовой прибор учета взамен утраченного прибора эксплуатирующей организацией; данный прибор учета находится в собственности ОАО «МРСК Сибири» и эксплуатируется данной организацией

Представители ответчика ОАО «К» при рассмотрении дела подтвердили, что в состав платы за электроэнергию входит внутридомовой учет электроэнергии. Данный учет отражает помимо электроэнергии, используемой непосредственно потребителем для бытовых нужд, также электроэнергию, отпущенную для освещения мест общего пользования и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. С общедомового прибора учета ежемесячно снимаются показания, проводятся комиссионные проверки общедомового прибора учета, проверяется схема подключения прибора учёта, проверяются приборы учёта и расчётная мощность юридических лиц, расход электрической энергии которых отнимается с общедомового учёта. Снятие показаний с общедомовых приборов учета осуществляется представителями производственного отдела «КК» филиала ОАО «МС» - «Кэ», снятые показания оформляются отдельной ведомостью. График ежемесячного снятия показаний общедомовых приборов учета по многоквартирным домам г. Шарыпово и п. Дубинино направляется в МУ «С» согласно п. 4 «Регламента взаимодействия Шарыповского межрайонного отделения ОАО «К» и жилищно-эксплуатационных организаций для присутствия при снятии показаний с общедомовых приборов учета и подтверждения своей подписью правильность снятия показаний как уполномоченного представителя собственника жилых помещений в многоквартирных домах.

В нарушение вышеприведенных требований закона собственники помещений в спорном многоквартирном доме на общем собрании не принимали решение об установке и передаче объекта общего имущества (общедомового прибора учета электроэнергии) в пользование иным лицам; не наделяли ответчика полномочиями по определению эксплуатирующей организации, а ОАО «К» не вправе самостоятельно определять организацию, которая снимает показания прибора учета и осуществляет его эксплуатацию. Также отсутствует согласие собственников жилых помещений и обслуживающей организации на установку данного прибора учета в подвальном помещении жилого дома, входящем в состав общего имущества дома; эксплуатацией этого прибора учета занимается посторонняя организация - ОАО «МС», договор о взаимодействии с которой ООО «Ж» также не заключало.

В судебном заседании установлено, что при расчетах за потребленную электроэнергию с истицей применяются данные ОАО «К» об объеме потребленной энергии по всем приборам учета, в том числе срок поверки по которым в доме № истек, в том числе и по прибору учета истицы, что подтверждается представленной ответчиком письменной информацией по установленным индивидуальным приборам учета в указанном доме (л.д. 320-323). Данные расчеты не отражают действительный объем энергии, потребленный по показаниям поквартирных приборов учета, поскольку пунктом 31 Правил предусмотрено, что в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил. Поэтому размер платы за фактически принятое количество энергии истицей должен рассчитываться по нормативу, как абоненту, не имеющему прибора учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Судом установлено, что в нарушение названных норм закона, размер платы за потребленную истицей электроэнергию рассчитан по нормативу, как абоненту, имеющему индивидуальный прибор учета по формуле 9, что подтверждается представленными ответчиком расчетами дополнительного начисления оплаты для бытового абонента Т.Е., фактической методики расчета «небаланса» за спорный период времени по каждому абоненту <адрес>.

Из представленного ответчиком сравнительного расчета начислений платы за электроэнергию истице по нормативу потребления и по прибору учета усматривается разница и в количестве кВтч, и в денежном выражении.

Таким образом, суд находит, что ответчик не представил надлежащих доказательств в подтверждение фактического количества принятого истицей электроэнергии по прибору общедомового (коллективного) учета энергии за оспариваемый период времени, несмотря на указание в предъявленных Т.Е. квитанциях об оплате за фактически потребленную данным абонентом электроэнергию.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с вышеперечисленными положениями законодательства, с абонентом с момента первого фактического подключения может быть заключен договор энергоснабжения на жилое помещение в многоквартирном доме в связи с наличием индивидуального прибора учета потребленной энергии, однако заключение договора на предоставление электрической энергии, в том числе на освещение мест общего пользования и работу внутридомового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, требует установленной законом письменной формы (подпункт 1 пункт 1 статьи 161 ГК РФ) в связи с отсутствием доступа граждан, в том числе и истицы, к коллективному (общедомовому) прибору учета энергии, а также необходимостью распределения обязанности по обслуживанию внутридомовых инженерных систем.

Более того, обязанность исполнителя заключать в ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, прямо предусмотрена п.п. в) пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Выставление квитанций через исполнителя коммунальных услуг на оплату электрической энергии, отпускаемой гражданам на освещение мест общего пользования, и проживающим в многоквартирном жилом доме, при условии договора энергоснабжения, заключенного исполнителем коммунальных услуг с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей) организацией), позволит Т.Е., как потребителю, контролировать механизм начисления оплаты за оказываемую выше услугу.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основании своих требований и возражений.

Оценивая все вышеприведенные доказательства в их совокупности, суд находит незаконными действия ответчика по дополнительном начислению на лицевой счет Т.Е. суммы <данные изъяты> по оплате <данные изъяты>. электроэнергии, в связи с чем считает необходимым решение мирового судьи отменить, исковые требования удовлетворить полностью.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 328-330 ГПК РФ, суд

Решил:

Решение мирового судьи судебного участка № 132 в г.Шарыпово Красноярского края от 30 июля 2009 года отменить.

Удовлетворить исковые требования Т.Е.:

Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «К» по дополнительном начислению на лицевой счет Т.Е. сумму <данные изъяты> по оплате <данные изъяты> квт.ч. электроэнергии.

Обязать ОАО «К» исключить из лицевого счета Т.Е. дополнительно начисленной суммы <данные изъяты> по оплате <данные изъяты> квт.ч. электроэнергии.

Взыскать с ОАО «К» в бюджет муниципального образования «Город Шарыпово Красноярского края» государственную пошлину <данные изъяты> рублей.

Апелляционное решение вступает в законную силу со дня его принятия в окончательной форме, но может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в порядке надзора в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Решение вступило в законную силу 29.03. 2010 года

Судья Бриткова М.Ю.