Дело № 2-159/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2011 года с.Шаран
Судья Чекмагушевского районного суда Республики Башкортостан Ахмадуллин Р.Ф., исполняющий обязанности судьи Шаранского районного суда РБ, при секретаре Димитриевой О.П., с участием помощника прокурора Шаранского района РБ Мардановой Л.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шаранского района РБ в интересах М. к администрации муниципального района Шаранский район РБ, администрации сельского поселения Шаранский сельсовет и Правительству Республики Башкортостан об обязании представить жилое помещение, -
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Шаранского района РБ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части реализации права на получение жилого помещения.
Проверкой установлено, что М. состоит на учете в администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан на получение жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время зарегистрирована и проживает на территории СП Шаранский сельсовет.
Прокурор предлагает обязать администрацию муниципального района Шаранский район РБ, сельского поселения Шаранский сельсовет, Правительство Республики Башкортостан предоставить М. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории Шаранского района РБ по норме предоставления жилого помещения, отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и не более 33 кв.м.
Во время судебного заседания пом.прокурора Марданова Л.А. полностью поддержала исковые требования.
М. также. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель Администрации муниципального района Шаранский район РБ Н. исковые требования не признал и пояснил о том, что М. действительно состоит на учете на получение жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако из-за отсутствия финансирования предоставление жилья М. в настоящее время невозможно, так как денежные лимиты для этих целей выделяются Правительством Республики Башкортостан.
Представитель Правительства Республики Башкортостан С., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, предлагает рассмотреть дело без участия представителя Правительства Республики.
Представитель администрации сельского поселения Шаранский сельсовет МР Шаранский район РБ Д. исковые требования не признал, мотивируя тем, что по данному вопросу финансирование в администрацию сельского поселения не поступает.
Представитель третьего лица - Министерства образования Республики Башкортостан Г. просит рассмотреть настоящее дело без участия представителя Министерства, предлагает в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, мотивируя тем, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан для обеспечения жильем детей-сирот в 2011 году выделен лимит всего в сумме 88963500 рублей, из них администрации МР Шаранский район Республики Башкортостан - 511500 руб.
Выслушав стороны по делу, огласив мнение третьих лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск прокурора Шаранского района Республики Башкортостан в интересах М. к администрации муниципального района Шаранский район РБ, администрации сельского поселения Шаранский сельсовет и Правительству Республики Башкортостан об обязании представить жилое помещение подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
М. состоит на учете в администрации района на получение жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное получение жилья, что не оспаривается сторонами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-3 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма, но не более:
33 кв.м. - для одиноко проживающих детей-сирот;
42 кв.м. - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;
18 кв.м. - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
В определении Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 года № 250-О-П на нарушение конституционных прав и свобод абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанном определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Доводы представителя ответчика - администрации МР Шаранский район Республики Башкортостан и третьего лица - представителя Министерства образования Республики Башкортостан, что для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011 год выделено недостаточное количество денежных средств, суд считает несостоятельными, так как обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. Доводы представителя администрации СП Шаранский сельсовет о том, что администрация СП не финансируется по данному вопросу, суд считает несостоятельными, поскольку, согласно Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-3, нуждающиеся лица данной категории обеспечиваются жильем именно по месту жительства.
Правительство Республики Башкортостан, администрация Муниципального района Шаранский район и администрация сельского поселения Шаранский сельсовет обоснованно привлечены к делу в качестве ответчиков, поскольку лимиты капитальных вложений по данному вопросу выделяются Правительством Республики и направляются в администрацию Муниципального района, которая согласно существующих списков распределяет денежные средства, жилье выделяется по месту жительства нуждающегося на территории Сельского Поселения.
Проанализировав представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу, что М., которая в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно Правительством Республики Башкортостан, администрацией Муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан и администрацией сельского поселения Шаранский сельсовет в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года.
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, администрацию сельского поселения Шаранский сельсовет Шаранского района, Правительство Республики Башкортостан предоставить М. жилое помещение на территории сельского поселения Шаранский сельсовет Шаранского района РБ по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилого помещения, отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в 10-дневный срок со дня вынесения в окончательной форме.
Судья подпись
. Р.Ф.Ахмадуллин
Решение не вступило в законную силу. .