2-161/2011 Решение о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-161/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года с.Шаран

Судья Чекмагушевского районного суда Республики Башкортостан Ахмадуллин Р.Ф., исполняющий обязанности судьи Шаранского районного суда РБ, при секретаре Димитриевой О.П., с участием помощника прокурора Шаранского района РБ Мардановой Л.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шаранского района РБ в интересах Е. к администрации муниципального района Шаранский район РБ, администрации сельского поселения Дмитриево-Полянский сельсовет и Правительству Республики Башкортостан об обязании представить жилое помещение, -

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Шаранского района РБ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части реализации права на получение жилого помещения.

Проверкой установлено, что Е. состоит на учете в администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан на получение жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время зарегистрирован на территории СП Дмитриево-Полянский сельсовет.

Прокурор предлагает обязать администрацию муниципального района Шаранский район РБ, сельского поселения Дмитриево-Полянский сельсовыет, Правительство Республики Башкортостан предоставить Е. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории Шаранского района РБ по норме предоставления жилого помещения, отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и не более 33 кв.м.

Во время судебного заседания пом.прокурора Марданова Л.А. полностью поддержала исковые требования.

Е. также. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель Администрации муниципального района Шаранский район РБ Н. исковые требования не признал и пояснил о том, что Е. действительно состоит на учете на получение жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако из-за отсутствия финансирования предоставление жилья Е.в настоящее время невозможно, так как денежные лимиты для этих целей выделяются Правительством Республики Башкортостан.

Представитель Правительства Республики Башкортостан С., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, предлагает рассмотреть дело без участия представителя Правительства Республики.

Представитель администрации сельского поселения Дмитриево-Полянский сельсовет МР Шаранский район РБ А. исковые требования не признал, мотивируя тем, что по данному вопросу финансирование в администрацию сельского поселения не поступает.

Представитель третьего лица - Министерства образования Республики Башкортостан Г. просит рассмотреть настоящее дело без участия представителя Министерства, предлагает в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, мотивируя тем, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан для обеспечения жильем детей-сирот в 2011 году выделен лимит всего в сумме 88963500 рублей, из них администрации МР Шаранский район Республики Башкортостан - 511500 руб.

Выслушав стороны по делу, огласив мнение третьих лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск прокурора Шаранского района Республики Башкортостан в интересах Е. к администрации муниципального района Шаранский район РБ, администрации сельского поселения Дмитриево-Полянский сельсовет и Правительству Республики Башкортостан об обязании представить жилое помещение подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Е. состоит на учете в администрации района на получение жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное получение жилья, что не оспаривается сторонами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-3 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв.м. - для одиноко проживающих детей-сирот;

42 кв.м. - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;

18 кв.м. - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

В определении Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 года № 250-О-П на нарушение конституционных прав и свобод абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанном определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Доводы представителя ответчика - администрации МР Шаранский район Республики Башкортостан и третьего лица - представителя Министерства образования Республики Башкортостан, что для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011 год выделено недостаточное количество денежных средств, суд считает несостоятельными, так как обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. Доводы представителя администрации СП Дмитриево-Полянский сельсовет о том, что администрация СП не финансируется по данному вопросу, суд считает несостоятельными, поскольку, согласно Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-3, нуждающиеся лица данной категории обеспечиваются жильем именно по месту жительства.

Правительство Республики Башкортостан, администрация Муниципального района Шаранский район и администрация сельского поселения Дмитриево-Полянский сельсовет обоснованно привлечены к делу в качестве ответчиков, поскольку лимиты капитальных вложений по данному вопросу выделяются Правительством Республики и направляются в администрацию Муниципального района, которая согласно существующих списков распределяет денежные средства, жилье выделяется по месту жительства нуждающегося на территории Сельского Поселения.

Проанализировав представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу, что Е.., который в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно Правительством Республики Башкортостан, администрацией Муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан и администрацией сельского поселения Дмитриево-Полянский сельсовет в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года.

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, администрацию сельского поселения Дмитриево-Полянский сельсовет Шаранского района, Правительство Республики Башкортостан предоставить Е. жилое помещение на территории сельского поселения Дмитриево-Полянский сельсовет Шаранского района РБ по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилого помещения, отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в 10-дневный срок со дня вынесения в окончательной форме.

Судья .

. Р.Ф.Ахмадуллин

Решение не вступило в законную силу. .