2-302/2012 Решение по исковому заявлению Бакировой М.Н. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Шаранском районе РБ, администрации МР Шаранский район РБ о перерасчете размера пенсии



№ 2-302/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        16 августа 2012 года                                                                            с. Шаран РБ

Шаранский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шапошниковой И.А.,

при секретаре Шакировой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бакировой М.Н. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Шаранском районе РБ, администрации МР Шаранский район РБ о перерасчете размера пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Бакирова М.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала председателем Мичуринского сельского совета Шаранского района РБ, но приказы и распоряжения, подтверждающие факт трудовой деятельности по данной должности администрацией Шаранского района утеряны. Подтверждающими документами являются записи в трудовой книжке и справкой работодателя. Размер заработной платы истца в вышеуказанный период подтверждается справкой о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ. УПФ не учтен факт трудовой деятельности в должности председателя Мичуринского сельского совета, в связи с отсутствием приказов и распоряжений неправильно оформлена пенсия. Истцом неоднократно направлялись заявления ответчикам и в Министерство труда и социальной защиты населения о назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе, были получены ответы, что основания для назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе отсутствуют. В УПФ в Шаранском районе РБ было направлено письмо о зачете трудового стажа в должности председателя сельсовета, ДД.ММ.ГГГГ получен ответ с просьбой обратиться в администрацию Шаранского района, куда ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено заявление о перерасчете пенсии и зачете вышеуказанного трудового стажа. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, из которого следует, что период работы в должности председателя исполкома Мичуринского сельсовета не включается в стаж муниципальной службы, дающей право на пенсию на муниципальной службе. Считает отказ ответчика в перерасчете размера пенсии необоснованным. Отсутствие приказов и распоряжений не является основанием отказа для перерасчета размера пенсии, так как имеется трудовая книжка, подтверждающая факт трудовой деятельности в вышеуказанный период в должности председателя сельского совета, а также справки о заработной плате. Просит обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет государственной муниципальной службы с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из факта получения в 1979-1990 годах заработной платы, указанной в справках о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также возместить за причиненный моральный и материальный ущерб в течение 22 лет в сумме 100 000 рублей.

В судебном заседании истец Бакирова М.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Хакимов А.Р. просил исковые требования удовлетворить, по доводам, указанным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика УПФ в Шаранском районе РБ по доверенности Набиуллина Л.Р. исковые требование не признала, в удовлетворении иска просила отказать, пояснив, что в соответствии с Законом РБ № 288-з от 28 марта 2006 года, органом, уполномоченным осуществлять пенсионное обеспечение муниципальных служащих, является администрация муниципального района. Назначение, перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет (доплат к пенсии) лицам, замещавшим государственные должности государственной службы РБ, государственные должности РБ с 01 января 2011 года обеспечивает Министерство труда и социальной защиты населения РБ. Бакирова М.Н. является получателем трудовой пенсии по старости со ДД.ММ.ГГГГ, за перерасчетом трудовой пенсии по справке о заработной плате обращение от заявителя в УПФ не поступало. Для определения расчетного размера пенсии учтено отношение заработков не свыше чем 1,2, как максимально установленное пенсионным законодательством. Перерасчет размера трудовой пенсии по старости по справке о заработной плате не целесообразен, поскольку любое изменение варианта заработка не приведет к увеличению размера пенсии, так как она уже исчислена с применением максимально возможного отношения заработков. Кроме того, УПФ является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика администрации МР Шаранский район РБ по доверенности Нуриев Р.М. просил в удовлетворении исковых требований отказать, пояснил, что в своем иске Бакирова М.Н. просит произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет государственной муниципальной службы, однако такого вида службы в РФ не существует. Истец просит произвести перерасчет размера пенсии, которую истец считает государственной муниципальной службой, однако для того, чтобы произвести перерасчет, необходимо ее назначить. Пенсия за выслугу лет на муниципальной службе назначается лицам, имеющим право на пенсию на муниципальной службе, замещавшим на ДД.ММ.ГГГГ и (или) позднее муниципальные должности на постоянной основе, при наличии стажа муниципальной службы не мене 12,5 лет - для мужчин, не менее 10 лет - для женщин. Период работы истца в должности председателя исполкома Мичуринского сельского совета не включается в стаж муниципальной службы, дающей право на пенсию по муниципальной службе. Указом Президента РБ от 17 августа 2004 года № УП-454 утверждено положение о Республиканской комиссии по вопросам муниципальной (государственной) службы, на которое возложены функции по выдаче заключения о стаже муниципальной службы лиц, замещающих выборные должности и муниципальные должности муниципальной службы в РБ для назначения пенсии за выслугу лет, а также о соответствии должностей, применявшихся ранее в органах местного самоуправления, выборным муниципальным должностям, муниципальным должностям муниципальной службы, предусмотренным Реестром выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в РБ и Перечнем специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в РБ. Организационно-техническое обеспечение работы Комиссии осуществляет отдел государственной гражданской и муниципальной службы Управления государственной гражданской службы и кадровой политики, другие структурные подразделения Администрации Президента РБ и Управления делами Президента РБ. В 2009 году Управлением по работе с территориями и кадрами Администрации Президента РБ истцу был дан ответ о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и позднее она не являлась государственным служащим РБ и в связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она также не состояла на муниципальной службе, соответственно отсутствуют основания для рассмотрения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в РБ. Аналогичный письменный ответ был направлен истцу Управлением государственной гражданской службы и муниципальной кадровой политики Администрации Президента РБ в 2010 году. Кроме того, в 2011 году Бакирова М.Н. обращалась в суд с требованием признать бездействие администрации МР Шаранский район РБ по подготовке документов для назначения пенсии за выслугу лет по муниципальной службе. Вступившим в законную силу решением Туймазинского районного суда РБ от 14 апреля 2011 года истцу было отказано в удовлетворении заявленных требований. В качестве правового основания для обращения в суд истец указала п. 7 ст. 18 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому гражданам РФ предоставлено право обжалования в суд решений об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии. Между тем истцом не оспаривается решение об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, в связи с чем, истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права, а также заявлен безосновательный иск. Просит взыскать с Бакировой М.Н. в пользу администрации МР Шаранский район РБ компенсацию за фактическую потерю времени в размере 100 рублей.

Выслушав стороны, обсудив их доводы и доводы иска, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 28 марта 2006 года № 288-з «О порядке назначения и выплаты пенсии на муниципальной службе в Республике Башкортостан» лицами, имеющими право на пенсию на муниципальной службе, являются: 1) лица, замещающие (замещавшие) должности, включенные в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан и (или) Перечень специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, а также должность главы сельского поселения, возглавляющего местную администрацию и исполняющего полномочия председателя представительного органа сельского поселения, должность председателя муниципального контрольно-счетного органа городского округа, осуществляющего полномочия на постоянной основе; 2) лица, замещавшие должности, включенные в Реестр выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан и (или) Перечень специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан; 3) лица, замещавшие должности руководителей и специалистов в администрациях сельсоветов, поссоветов, аналогичные должностям, включенным в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан и Перечень специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, а также должности глав сельской (поселковой) администрации. Отнесение указанных должностей к аналогичным должностям, включенным в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан и Перечень специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, осуществляется Республиканской комиссией по вопросам муниципальной (государственной) службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 вышеназванного Закона от марта 2006 года № 288-з пенсия за выслугу лет на муниципальной службе назначается лицам, имеющим право на пенсию на муниципальной службе, замещавшим на 24 августа 2000 года и (или) позднее муниципальные должности на постоянной основе, при наличии стажа муниципальной службы не менее 12,5 лет - для мужчин, не менее 10 лет - для женщин (далее - минимальный стаж) по достижении ими возраста, при котором назначается трудовая пенсия по старости на общих основаниях в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при условии прекращения муниципальной службы, прекращения полномочий на муниципальной должности, за исключением случаев увольнения с муниципальной службы, прекращения полномочий на муниципальной должности, связанных с виновными действиями, кроме лиц, предусмотренных абзацем вторым настоящей части.

Пенсия за выслугу лет на муниципальной службе назначается при общем трудовом стаже не менее 25 лет - для мужчин и 20 лет - для женщин.

Стаж муниципальной службы в Республике Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе исчисляется в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан".

Общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе, определяется в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы, утвержденным Указом Президента РБ от 24 февраля 1997 года № УП-119 назначение пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы РБ, женщинам по достижению возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, при наличии у них не менее 10 лет выслуги на государственной службе и одновременно факта замещения государственной должности государственной службы РБ на 01 января 1995 года и (или) позднее.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 марта 2006 года № 288-з «О порядке назначения и выплаты пенсии на муниципальной службе в РБ» орган, уполномоченный осуществлять пенсионное обеспечение муниципальных служащих, - администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в соответствии с уставами указанных муниципальных образований.

Судом установлено, что Бакирова М.Н. ДД.ММ.ГГГГ избрана председателем исполкома Мичуринского сельского совета, ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности в связи с истечением срока полномочий (л.д. 16-18).

ДД.ММ.ГГГГ Управление по работе с территориями и кадрами на письменное обращение Бакировой М.Н. по вопросу о возможности назначения пенсии за выслугу лет государственной службы РБ сообщает, что поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и (или) позднее истец не являлась государственным служащим РБ, право на назначение пенсии за выслугу лет на государственной службе РБ не определяется. В связи с тем, что на 24 августа 2000 года и (или) позднее Бакирова М.Н. не состояла на муниципальной службе, оснований для рассмотрения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в РБ также не имеется (л.д. 49-50).

Бакирова М.Н. обращалась в УПФ РФ по РБ об установлении пенсии за выслугу лет как государственному служащему РБ, ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, из которого следует, что работа в должности председателя Мичуринского сельского совета в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год относится к муниципальной службе, для рассмотрения вопроса о возможности установления пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему рекомендовано обратиться в администрацию МР Шаранский район (л.д. 13).

Управление государственной гражданской службы и муниципальной кадровой политики ДД.ММ.ГГГГ на обращение Бакировой М.Н. о возможности назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в РБ сообщает, что поскольку по состоянию на 24 августа 2000 года и (или) позднее отсутствует факт замещения муниципальной должности, оснований для назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в РБ не имеется (л.д. 47-48).

Решением Туймазинского районного суда РБ от 14 апреля 2011 года в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия органа местного самоуправления Бакировой М.Н. отказано, поскольку бездействие администрации МР Шаранский район РБ по совершению действий по подготовке документов для назначения пенсии за выслугу лет по муниципальной службе, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не подтверждаются доказательствами, заявительница в установленный законом срок получила ответ от администрации МР Шаранский район на свое обращение от ДД.ММ.ГГГГ, более поздних обращений Бакировой в МР суду не представлено (л.д. 51).

ДД.ММ.ГГГГ на обращение Бакировой М.Н. Министерство труда и социальной защиты населения РБ сообщает, что обращение по вопросу начисления пенсии направлено на рассмотрение по компетенции в Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ (л.д. 20).

ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в Шаранском районе РБ на заявление Бакировой М.Н. о перерасчете пенсии за выслугу лет государственной муниципальной службы сообщает, что вопросами перерасчета пенсии муниципальным государственным служащим занимается администрация МР Шаранского района РБ (л.д. 21).

ДД.ММ.ГГГГ администрация МР Шаранский район РБ на заявление Бакировой М.Н. сообщает, что период работы в должности председателя исполкома Мичуринского сельского совета не включается в стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию на муниципальной службе, в связи с тем, что пенсия по муниципальной службе не назначалась, соответственно невозможно произвести ее перерасчет. Требование относительно компенсации морального и материального вреда считает безосновательным, в связи с чем данное требование остается без удовлетворения (л.д. 22).

Вместе с тем, судом установлено, что период работы Бакировой М.Н. в должности председателя Мичуринского сельского совета Шаранского района РБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в общий трудовой стаж, истец является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

Кроме того, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств того, что действиями ответчиков ей причинен материальный ущерб.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Бакировой М.Н. к УПФ РФ в Шаранском районе РБ, администрации МР Шаранский район РБ об обязании ответчика произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет государственной муниципальной службы с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из факта получения в 1979-1990 годах заработной платы, указанной в справках о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также возместить за причиненный моральный и материальный ущерб в течение 22 лет в сумме 100 000 рублей, надлежит отказать, поскольку пенсия за выслугу лет государственной или муниципальной службы истцу не назначалась. Период работы истца председателем Мичуринского сельского совета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включен в общий трудовой стаж, истец является получателем трудовой пенсии по старости.

Оснований для взыскания с истца в пользу ответчика администрации МР Шаранский район РБ компенсацию за фактическую потерю времени в сумме 100 рублей, в соответствии со ст. 99 ГПК РФ, суд не находит.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Бакировой М.Н. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Шаранском районе РБ, администрации МР Шаранский район РБ об обязании ответчика произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет государственной муниципальной службы с ДД.ММ.ГГГГ исходя из факта получения в 1979-1990 года заработной платы, указанной в справках о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также возместить за причиненный моральный и материальный ущерб в течение 22 лет в сумме 100 000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Верховный суд РБ течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.

Судья:                                                                И.А. Шапошникова

Мотивированное решение составлено 21 августа 2012 года.