Дело №2-234/2011 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2011 года р.п.Шаранга
Шарангский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Матвеевой А.Г., с участием и.о. прокурора Шарангского района Нижегородской области Смирнова А.А., при секретаре Ермолиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Шарангского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Большерудкинской сельской администрации Шарангского района Нижегородской области об обязании устранить несанкционированное размещение отходов производства и потребления на рельеф местности,
установил:
Заместитель прокурора Шарангского района Нижегородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Большерудкинской сельской администрации Шарангского района Нижегородской области об обязании устранить несанкционированное размещение отходов производства и потребления на рельеф местности, по тем мотивам, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Шарангского района совместно с Уренским отделом Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области, установлено следующее.
На основании ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экономическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.ч.1,2 ст.13 Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Исполнение обозначенных требований законодательства в сфере благоустройства Большерудкинской сельской администрацией не обеспечено.
В нарушение требований федерального законодательства на территории 4,5 км до подъезда к с.Кугланур Шарангского района на расстоянии 18 метров от дороги имеет место навал бытового мусора.
Факты указанного нарушения подтверждаются Актом проверки в сфере благоустройства № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным главным специалистом Уренского отдела Инспекции административно-технического надзора в присутствии заместителя прокурора Шарангского района, и фотографиями.
Вышеуказанные нарушения законодательства возникли в результате бездействия органа местного самоуправления – Большерудкинской сельской администрации по исполнению требований, установленных Федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления», что нарушает установленные ст.42 Конституции РФ, ч.1 ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» права неопределенного круга лиц – жителей Шарангского района на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.11 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является судебная защита.
Просит обязать Большерудкинскую сельскую администрацию Шарангского района устранить допущенное несанкционированное размещение отходов производства и потребления и восстановить нарушенное состояние окружающей среды, установить в решении суда срок, в течение которого выявленные нарушения должны быть устранены.
В ходе судебного заседания и.о. прокурора Шарангского района Нижегородской области Смирнов А.А. исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить.
Ответчик – глава Большерудкинской сельской администрации Шарангского района Нижегородской области Качмашева Г.Г. с иском согласна, просит для устранения данного нарушения дать срок.
3-лицо – представитель Уренского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области в судебное заседание не явился. О дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения и.о. прокурора Шарангского района Смирнова А.А. и его заключение, ответчика - главы Большерудкинской сельской администрации Шарангского района Качмашевой Г.Г., исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к выводу, что исковые требования обоснованные, и они подлежит удовлетворению.
На основании ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела в нарушение требований федерального законодательства на территории 4,5 км до подъезда к с.Кугланур на расстоянии 18 метров от дороги имеет место навал бытового мусора.
Факт указанного нарушения подтверждается актом обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным главным специалистом Уренского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области в присутствии заместителя прокурора Шарангского района (л.д.4), и приложенными к нему фотографиями (л.д.5-8).
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.13 Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Отсюда следует, что исполнение обозначенных требований законодательства в сфере благоустройства Большерудкинской сельской администрацией Нижегородской области не обеспечено.
Суд приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения законодательства возникли в результате бездействия органа местного самоуправления – Большерудкинской сельской администрации Шарангского района по исполнению требований, установленных Федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления», что нарушает установленные ст.42 Конституции РФ, ч.1 ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» права неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории Шарангской поселковой администрации, на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В качестве способа защиты нарушенных прав статьей 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, с учетом требований вышеуказанной статьи, суд приходит к выводу, что прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Большерудкинскую сельскую администрацию Шарангского района Нижегородской области устранить допущенное несанкционированное размещение отходов производства и потребления и восстановить нарушенное состояние окружающей среды в срок до 12 (Двенадцати) месяцев.
Решение может быть обжаловано или внесено представление в Нижегородский областной суд в течение десяти дней со дня его оглашения через Шарангский районный суд Нижегородской области.
Председательствующий А.Г.Матвеева