Дело №2-116/2012 г
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 июня 2012 года р.п. Шаранга
Шарангский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Матвеевой А.Г., с участием старшего помощника прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Обуховой Т.В., при секретаре Волковой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство», администрации Шарангского района Нижегородской области об обязании прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной в 8 км от р.п.Шаранга по автомобильной дороге Арья-Тонкино-Шаранга-граница Республики Марий Эл, юго-западнее д.Большой Рейчваж Шарангского района, площадью <данные изъяты> га, организовать и провести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена свалка
установил:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство»,администрации Шарангского района Нижегородской области об обязании прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной в 8 км от р.п.Шаранга по автомобильной дороге Арья-Тонкино-Шаранга- граница Республики Марий Эл, юго-западнее д.Большой Рейчваж Шарангского района, площадью <данные изъяты> га, организовать и провести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена свалка по тем мотивам, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в апреле 2012 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства Муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство», осуществляющим хозяйственную деятельность по обращению с отходами производства и потребления на территории Шарангского района Нижегородской области.
Проверкой установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории р.п. Шаранга Нижегородской области эксплуатируется свалка бытовых и промышленных отходов, расположенная на землях государственного лесного фонда, в 8 км от р.п.Шаранга по автомобильной дороге Арья- Тонкино- Шаранга-граница Республики Марий Эл, юго-западнее д.Большой Рейчваж Шарангского района.
ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета Шарангского районного Совета депутатов № в целях благоустройства р.п.Шаранга, сохранения земель района и соблюдения природопользования отведен земельный участок площадью <данные изъяты> га в восьми километрах от р.п.Шаранга по направлению дороги Шаранга-Уста.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с расширением территории свалки твердых бытовых и производственных отходов распоряжением администрации Шарангского района Нижегородской области № дополнительно к существующей свалке отведен земельный участок в квартале 19 Шарангского лесхоза Шарангского лесничества площадью <данные изъяты> га.
Согласно указанному распоряжению общая площадь районной свалки составляет <данные изъяты> га.
Однако перевод лесных земель в нелесные не осуществлен.
В настоящее время участок, занимаемый несанкционированной свалкой, составляет около <данные изъяты> га, частично огорожен, отходы производства и потребления складируются на участках, примыкающих к лесному фонду. В установленном порядке земельный участок не выделен, права пользования на лесной участок, занятый существующей свалкой р.п. Шаранга, не оформлены.
Факт нарушения подтверждается актом осмотра Ветлужского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей.
В соответствии со ст.12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Целями охраны земель являются:
- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.
На основании ст.ст.29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В нарушение Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: на данную свалку отходов отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение; территория свалки не огорожена; отсутствует освещение; не обеспечено достаточное количество изолирующего материала; отсутствуют программа производственного контроля, согласованный план природоохранных и оздоровительных мероприятий.
Указанное является нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства, соблюдение которых гарантирует реализацию прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Согласно ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.
Также установлено, что МУП «ЖКХ» исчерпывающих мер по получению разрешительной документации на размещение и экологически безопасную эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов в вышеуказанном месте не принимается.
Таким образом, данная свалка является экологически опасным объектом, складирование отходов на данной свалке не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой, согласно ст.1 закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10 сентября 1996 года №45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.
При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.
В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.2 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», на органы местного самоуправления муниципального района возложены полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
п.2 ст. 8 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и её санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда в будущем.
На основании ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст.80 Закона РФ «Об охране окружающей среды» требования о прекращении деятельности юридических и физических лиц осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом.
В соответствии с ч.l ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
С учетом вышеизложенных обстоятельств просит обязать МУП «ЖКХ» прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки твердых бытовых
В судебном заседании старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обухова Т.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №) исковые требования поддержала и просит их удовлетворить.
Ответчики - представитель администрации Шарангского района Нижегородской области Саркисова Т.В., директор МУП «ЖКХ» Свинцов В.М. с иском согласны.
3-лицо-представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Кузнецова И.Г. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №) с иском согласна.
Суд, выслушав объяснения помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обуховой Т.В. и ее заключение, ответчиков -представителя администрации Шарангского района Нижегородской области Саркисовой Т.В., директора МУП «ЖКХ» Свинцова В., исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к выводу, что исковое заявление обоснованное, и оно подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела на территории р.п.Шаранга Нижегородской области эксплуатируется свалка бытовых и промышленных отходов, расположенная на землях государственного лесного фонда, в 8 км от р.п.Шаранга по автомобильной дороге Арья-Тонкино-Шаранга-граница Республики Марий Эл, юго-западнее д.Большой Рейчваж Шарангского района.
Из решения исполнительного комитета Шарангского районного Совета депутатов № ДД.ММ.ГГГГ видно, что в целях благоустройства р.п. Шаранга, сохранения земель района и соблюдения природопользования отведен земельный участок площадью <данные изъяты> га в восьми километрах от р.п.Шаранга по направлению дороги Шаранга-Уста (л.д.21).
Распоряжением администрации Шарангского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ дополнительно к существующей свалке отведен земельный участок в квартале 19 Шарангского лесхоза Шарангского лесничества площадью <данные изъяты> га.
Согласно указанному распоряжению общая площадь районной свалки составляет <данные изъяты> га (л.д.22).
Однако как видно из материалов дела и доводов сторон перевод лесных земель в нелесные не осуществлен.
И участок, занимаемый несанкционированной свалкой, составляет около <данные изъяты> га, частично огорожен, отходы производства и потребления складируются на участках, примыкающих к лесному фонду. В установленном порядке земельный участок не выделен, права пользования на лесной участок, занятый существующей свалкой р.п. Шаранга, не оформлены.
Факт нарушения подтверждается актом осмотра Ветлужского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей (л.д.26-30).
В соответствии со ст.12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Целями охраны земель являются:
- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.
На основании ст.ст.29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В нарушение Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: на данную свалку отходов отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение; территория свалки не огорожена; отсутствует освещение; не обеспечено достаточное количество изолирующего материала; отсутствуют программа производственного контроля, согласованный план природоохранных и оздоровительных мероприятий.
Указанное является нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства, соблюдение которых гарантирует реализацию прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Согласно ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что МУП «ЖКХ» исчерпывающих мер по получению разрешительной документации на размещение и экологически безопасную эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов в вышеуказанном месте не принимается.
Таким образом, суд приходит к выводу, что данная свалка является экологически опасным объектом, складирование отходов на данной свалке не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой, согласно ст.1 закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10 сентября 1996 года №45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.
При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.
В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.2 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», на органы местного самоуправления муниципального района возложены полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из п.2 ст. 8 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» видно, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и её санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда в будущем.
На основании ст.1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст.80 Закона РФ «Об охране окружающей среды» требования о прекращении деятельности юридических и физических лиц осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом.
С учетом того, что для исполнения решения суда необходимо определенное время и соответствующее финансирование, суд считает возможным определить сроки исполнения решения суда по этапно: до 1 июня 2014 года- по прекращению эксплуатации свалки, до 31 декабря 2014 года – по восстановлению (рекультивации) нарушенных земель.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Жилищно-коммунальное хозяйство» прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной в 8 км от р.п. Шаранга по автомобильной дороге Арья-Тонкино-Шаранга-граница Республики Марий Эл, юго-западнее д. Большой Рейчваж Шарангского района, площадью <данные изъяты> га, и провести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена свалка, в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном законом порядке проектом восстановления (рекультивации) земель.
Обязать администрацию Шарангского района Нижегородской области организовать работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена указанная свалка р.п. Шаранга Нижегородской области, в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном законом порядке проектом восстановления (рекультивации) земель.
Установить следующие сроки исполнения решения суда: до 1 июня 2014 года- по прекращению эксплуатации свалки, твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной в 8 км от р.п. Шаранга по автомобильной дороге Арья-Тонкино-Шаранга-граница Республики Марий Эл, юго-западнее д. Большой Рейчваж Шарангского района, площадью <данные изъяты> га; до 31 декабря 2014 года по восстановлению (рекультивации) нарушенных земель.
Решение может быть обжаловано или внесено представление в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня его оглашения через Шарангский районный суд Нижегородской области.
Председательствующий А.Г. Матвеева