Дело №2-225/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2011 года р.п.Шаранга
Шарангский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Матвеевой А.Г., при секретаре Ермолиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминых ФИО17 к администрации Шарангского района Нижегородской области о признании незаконным распоряжения главы администрации Шарангского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем», о признании права на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» и обязании включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем,
установил:
Кузьминых В.Л. обратился в суд с иском к администрации Шарангского района Нижегородской области о признании незаконным распоряжения главы администрации Шарангского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем», о признании права на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» и обязании включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по тем мотивам, что на основании распоряжения Роженцовской сельской администрации Шарангского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ был восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с решением Шарангского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации Шарангского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ Кузьминых ФИО18 было отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. В обоснование своей позиции ответчик указал, что истец относится к В.В.О. войны, указанным в подпункте з) пункта 1 статьи 2 Федерального закона, а именно - военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев.
Однако с данным распоряжением не согласен, так как в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» он имеет право на обеспечение жильем.
Также считает, что он восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с требованиями Закона, так как жилой дом, в котором он ранее проживал по адресу: <адрес>, д.Посташ, <адрес>, в связи с ветхостью был продан на дрова. Кроме того, часто болеет, не может ухаживать за собой, необходим посторонний уход, и в связи с этим с октября 2009 года проживает по адресу: <адрес>, <адрес>. Собственником данного жилого дома является Вохминцев ФИО19, который не является близким родственником. В данном доме проживает на основании договора коммерческого найма жилой комнаты, общей площадью 6 квадратных метров. Срок найма указан на 5 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору коммерческого найма жилой комнаты вносит плату за пользование жилым помещением ежемесячно в размере 300 рублей, что подтверждается расписками. Считает, что он не ведет с семьей Вохминцевых общее хозяйство, является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, не имеет своего жилья. Просит учесть, что жилой дом Вохминцева В.И., состоящий из прихожей, кухни и двух комнат, имеет общую площадь <данные изъяты> Кроме него в данном жилом доме проживают шесть человек.
Просит признать незаконным распоряжение главы администрации Шарангского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем», признать его право на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» и обязать включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В ходе судебного заседания представитель истца Кузьминых В.Л. – адвокат адвокатской конторы Шарангского района Нижегородской области Ведерникова Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.31) исковые требования поддержала и просит их удовлетворить.
Ответчик - представитель администрации Шарангского района Нижегородской области Саркисова Т.В. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.52) с иском не согласна.
3-лицо - представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, приобщен отзыв на исковое заявление (л.д.42-45), из которого видно, что исковые требования Кузьминых В.Л. не подлежат удовлетворению, поскольку последний относится к ветеранам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте з) пункта 1 статьи 2 ФЗ, а именно - к военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев. Меры социальной поддержки указанной категории граждан указаны в статье 17 Федерального закона. Считает, что не имеет права на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Суд, выслушав объяснения представителя истца Кузьминых В.Л. – адвоката адвокатской конторы Шарангского района Нижегородской области Ведерниковой Н.В., ответчика - представителя администрации Шарангского района Нижегородской области Саркисовой Т.В., исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованные, и они подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.25 Всеобщей декларации прав человека жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включает такой обязательный компонент как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено и в других основополагающих международно-правовых документах о правах человека, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Причем, как следует из пункта 2 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована в ст.8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом требований международно-правовых актов в статье 40 Конституции РФ закреплены следующие основные положения:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны:
1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах».
2. Правительству Российской Федерации:
а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.
В соответствии со ст.11 ФЗ «О ветеранах» законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из данного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст.2 Федерального закона «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ:
1. Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
и) лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
3) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
4) лица, проработавшие в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно военному билету Кузьминых В.Л. (л.д.20-22) последний проходил действительную военную службу в 43 учебном стрелковом полку с ноября 1944 года по сентябрь 1945 года.
Из материалов дела усматривается, что Кузьминых ФИО20, рождения ДД.ММ.ГГГГ, является ветераном Великой Отечественной войны.
Распоряжением администрации Шарангского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ Кузьминых Василию Леонтьевичу было отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. В обоснование своей позиции ответчик указал, что истец относится к ветеранам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте з) пункта 1 статьи 2 Федерального закона, а именно - военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев (л.д.10-11).
Однако данное распоряжение администрации Шарангского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным по следующим основаниям.
Согласно ст.14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ст.17 Федерального закона «О ветеранах» военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст.13 ч.ч.1, 3 Федерального закона «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Как видно из удостоверения серии ВВ 5170893, выданного Кузьминых ФИО21, и материалов пенсионного дела последний является ветераном-участником Великой Отечественной войны, получает как инвалид-участник ВОВ, имеет права и льготы, установленные ст.ст.14, 17 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.27).
Согласно справке медико-социальной экспертизы по Нижегородской области Кузьминых Василий Леонтьевич признан инвалидом 2 группы (л.д.24).
В силу статьи 4 ФЗ «О ветеранах» к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;
3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно решениям Правительства СССР;
5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;
6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
Согласно п.2 ст.15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности. Название статьи 15 вышеуказанного закона и содержание пункта 2 данной статьи допускают распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодательством к участникам Великой Отечественной войны (статья 2 ФЗ «О ветеранах»).
Следовательно, меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов войны, распространяются и на участников войны, которые перечислены в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах».
Данный вывод подтверждается и правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О «По запросу Сормовского районного суда <адрес> о проверке конституционности положений пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах», а также по жалобе граждан А.А., Б.В., Г.С. и А.В. на нарушение их конституционных прав указанными законоположениями», согласно которой на военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, которые получили инвалидность вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, должны распространяться меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Именно такой подход к определению сферы действия по кругу лиц положения пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах» после внесения Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №40-ФЗ в данный Федеральный закон изменений и дополнений и изложения его в новой редакции было закреплено и в Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №). В частности, в ее пункте 2.7 предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), в удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».
Отсюда следует, что истец Кузьминых В.Л. имеет право воспользоваться одной формой социальной поддержки по одному основанию по выбору ветерана, а именно мерой социальной поддержки, предусмотренной ст.14 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно статье 23.2 вышеназванного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из части 3 п.п.2, 3, 3.1, 4 вышеуказанной статьи видно, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан:
- инвалидов Великой Отечественной войны;
- участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне, лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным законом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ.
Как следует из распоряжения главы Роженцовской сельской администрации Шарангского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ Кузьминых ФИО22 восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с решением Шарангского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
Согласно материалам дела Кузьминых ФИО23 проживает и прописан на 5 лет на основании договора коммерческого найма (срок найма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23) видно, что жилой дом общей площадью 43,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежит Вохминцеву Валентину Ивановичу.
Согласно выписке из домовой книги, выданной Роженцовской сельской администрацией <адрес> (л.д.26), в данном жилом доме, принадлежащем Вохминцеву В.И., проживают и прописаны: Вохминцев В.И., Вохминцев В.В., Вохминцева Л.В., Вохминцева А.В., Вохминцева М.В., Вохминцева М.В. и Кузьминых В.Л..
В силу ст.69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного законодательства РФ» под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников, следует понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования, и другие».
Как видно из материалов дела и доводов сторон Кузьминых В.Л. в данном доме проживает не как член семьи, а как наниматель жилого помещения, оплачивает за проживание, отдельно приобретает продукты питания, не выделяет денежные средства для приобретения имущества для совместного пользования, не ведет с собственниками дома общее хозяйство и поселен в жилой дом, поскольку по состоянию здоровья нуждается в постоянном уходе, не имеет своего жилья, поскольку жилой дом, в котором проживал последний, разобран в связи с ветхостью и продан на слом на дрова без оформления документов.
Из договора коммерческого найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Вохминцев ФИО24 и Кузьминых ФИО25 заключили договор коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.25).
Согласно пунктов 1.1, 1.3 ч.1, 3.1 ч. 3 настоящего договора наймодатель сдает, а наниматель принимает в возмездное владение и пользование комнату в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Указанная комната имеет общую площадь 6 кв.м., расположена в одноэтажном деревянном доме. Срок найма жилого помещения устанавливается на 5 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За указанное в п.1 договора жилое помещение Наниматель выплачивает Наймодателю плату за пользование жилым помещением ежемесячно в размере 300 рублей с оплатой не позднее 10 числа, следующего за прожитым месяцем.
В соответствии со ст.671 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения нанимателю-гражданину предоставляются полномочия по владению и пользованию жилым помещением для проживания в нем.
В силу ст.674 Гражданского кодекса РФ «Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме».
Таким образом, данный вид договора не предусматривает переход к нанимателю права распоряжения объектом договора - жилым помещением. 1. По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Следовательно, при заключении такого вида сделки отсутствует одно из правомочий, определяющих содержание вещного права, поэтому вывод, что наниматель становится обладателем вещных прав на объект недвижимого имущества по договору найма жилого помещения, не основан на законе.
Доводы ответчика о том, что Кузьминых В.Л. приобрел права собственника дома или они аналогичны данному праву, являются несостоятельными, поскольку в силу заключенной сделки последний пользуется жилым помещением, принадлежащим другому лицу, и его право пользования ограничено условиями договора и требованиями главы 35 ГК РФ.
При этом следует учесть, что договор коммерческого найма, заключенный между Кузьминых В.Л. и Вохминцевым В.И., никем не оспорен. Основания расторжения договора найма жилого помещения предусмотрены ст.687 Гражданского кодекса РФ.
Кроме этого, судом установлено, что Кузьминых ФИО26 не имеет своего жилья, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, разобран в связи с ветхостью и продан на слом на дрова без оформления документов, в связи с чем последнему было предложено переселиться в жилой дом, принадлежащий Вохминцеву ФИО27, а также поселен в жилой дом последнего, поскольку по состоянию здоровья нуждается в постоянном уходе.
Таким образом, с учетом вышеисследованных доказательств, суд приходит к выводу, что Кузьминых В.Л. имеет право, в соответствии с ФЗ, на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Доводы, указанные представителем Министерства социальной политики Нижегородской области, о том, что Кузьминых В.Л. относится к ветеранам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте з) пункта 1 статьи 2 Федерального закона и не имеет права на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, являются необоснованными и опровергаются вышеисследованными доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд
решил:
Признать распоряжение главы администрации Шарангского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем» незаконным.
Признать за Кузьминых ФИО28, рождения ДД.ММ.ГГГГ, уроженцем деревни <адрес>, жителем деревни <адрес> <адрес>, право на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах».
Обязать администрацию Шарангского района Нижегородской области включить Кузьминых ФИО29, рождения ДД.ММ.ГГГГ, уроженца деревни <адрес>, жителя деревни Посташ, <адрес>, в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Решение может быть обжаловано или внесено представление в Нижегородский областной суд в течение десяти дней со дня его оглашения через Шарангский районный суд Нижегородской области.
Председательствующий А.Г.Матвеева