Дело №2-170/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2011 года р.п. Шаранга
Шарангский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Лобастовой Т.И.,
при секретаре Волковой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поздеевой В.С. к СПК «Поздеево», Поздееву С.Ф., Егошиной С.Ф., о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования
установил:
Истец Поздеева В.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к СПК «Поздеево», Поздееву С.Ф., Егошиной С.Ф., указывая, что являлась женой и наследником по закону первой очереди ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в состав наследственного имущества которого входит жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>.
После смерти мужа ФИО1 она обратилась к нотариусу Шарангского района Рубанцевой С.С.с заявлением о вступлении в наследство, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на жилой дом.
Уренский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Министерства юстиции по Нижегородской области также приостановил государственную регистрацию права собственности, ввиду отсутствия документов, которые служат основанием для государственной регистрации прав.
Она с мужем проживала в данном доме с ДД.ММ.ГГГГ года, всегда считая, что этот дом их личная собственность, поскольку он строился на их сбережения, и никаких сомнений в этом у нее не было. Однако, при оформлении иска в суд, было обнаружено, что имеется решение исполнительного комитета Шарангского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении строительства одноквартирного жилого дома колхоза «<данные изъяты>» в <адрес>».
Как следует из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания правления колхоза «<данные изъяты>» было закончено строительство шести домов, в том числе и ФИО1. Считает, что данные документы никоим образом не могут свидетельствовать о принадлежности данного дома колхозу, мотивируя тем, что таким образом мужем, как председателем колхоза, было получено разрешение на строительство дома в поселке. Тем более, что никаких документов, подтверждающих принадлежность их дома колхозу, обнаружено нигде не было. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной СПК «Поздеево», являющегося правопреемником колхоза «<данные изъяты>», дом расположенный по адресу: <адрес> на балансе колхоза«<данные изъяты>» никогда не состоял. На балансе СПК «Поздеево» дом также не состоит.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной архивным сектором администрации Шарангского района документы архивного фонда колхоза «<данные изъяты>» не содержат сведений о том состоял ли дом, расположенный по адресу: <адрес> на балансе колхоза.
С ДД.ММ.ГГГГ года она с мужем проживала в доме. С этого времени они осуществляли уход за домом, производили его страхование.
Факт владения домом, находящимся по адресу: <адрес> мужем на праве собственности так же подтверждается документами, приложенными к заявлению: архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в лицевом счете похозяйственной книги № по <адрес> за 1997г. по 2001г. главой хозяйства значится ФИО1, а в списке членов хозяйства значится Поздеева В.С., выпиской из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ, главой хозяйства и владельцем дома значится ФИО1, а в списке членов хозяйства значится Поздеева В.С., выпиской из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ, главой хозяйства и владельцем дома значится ФИО1, а в списке членов хозяйства значится Поздеева В.С., договорами о страховании дома, приложенными к заявлению, а так же могут подтвердить свидетели: ФИО10, ФИО7.
Сомнений в принадлежности дома их семье у нее никогда не было. Однако документов, подтверждающих регистрацию права собственности, ей обнаружить, также не удалось. Муж умер внезапно, завещания при жизни им составлено не было.
В судебном заседании истец Поздеева В.С. иск поддержала, дала суду показания, аналогичные тексту иска, дополнив, что после смерти мужа она осуществляла его похороны, вступила во владение наследственным имуществом, проживает в доме, содержит его, осуществляет его страхование.
Подтвердила, что действительно после смерти мужа, в документах она обнаружила решение исполнительного комитета Совета народных депутатов и обратилась в архивный сектор Администрации Шарангского района с целью отыскания каких-либо документов относительно строительства данного жилого дома. В документах архивного фонда таких документов обнаружено не было.
Представитель ответчика – председатель СПК «Поздеево» - Поздеев А.И. иск признал в полном объеме. Суду пояснил, что он приступил к обязанностям председателя в 2009 году, сразу же после ухода на пенсию ФИО1. Ранее данное хозяйство называлось колхозом «<данные изъяты>». СПК «Поздеево» является его правопреемником, что подтверждается Уставом СПК. Ему достоверно известно о том, что жилой дом, который находится в <адрес>, в котором проживал ФИО1, никогда не стоял на балансе СПК «Поздеево», также как и не стоял на балансе колхоза «<данные изъяты>». Он всю свою жизнь работал в данном колхозе, и о том, что дом строился на колхозные деньги ему не известно. Он всегда был уверен в том, что данный дом это личная собственность ФИО1.
Ответчик Поздеев С.Ф. в судебном заседании иск признал в полном объеме, суду показал, что приходится родным сыном истца по данному гражданскому делу Поздеевой В.С. и, умершего в ДД.ММ.ГГГГ году, ФИО1. Дом, в котором проживали его родители, был построен в 1993 году, родители заселились в него в 1994 году. Ему известно, что данный дом принадлежит родителям на праве собственности, поскольку был построен на личные сбережения. То обстоятельство, что имеется разрешение исполнительного комитета Совета народных депутатов о разрешении строительства дома по указанному адресу колхозу «<данные изъяты>» может объяснить тем, что его отец работал председателем данного колхоза и, возможно, заявление на разрешение строительства дома, было подписано им как председателем колхоза. При обращении в настоящее время в СПК «Поздеево» оказалось, что никаких документов, подтверждающих принадлежность данного дома колхозу, не имеется. На балансе колхоза дом никогда не стоял. Родители всегда содержали дом как собственный. Отец умер неожиданно для всех, завещания при жизни не составлял. От своей доли в принятии наследства как наследник по закону первой очереди, он (Поздеев С.Ф.) отказывается в пользу своей матери.
Ответчик Егошина С.Ф. в судебном заседании иск признала в полном объеме. Дала суду показания, аналогичные показаниям ответчика Поздеева С.Ф.. Считает, что данный дом был построен отцом на личные сбережения. Просит признать право собственности на жилой дом по указанному адресу за своей матерью Поздеевой В.С., как наследником по закону первой очереди, от принятия доли в наследстве отказывается в ее пользу.
Представитель третьего лица – нотариус Шарангского района Рубанцева С.С. считает иск подлежащим удовлетворению. Показала суду, что Поздеева В.С. после смерти мужа обратилась с заявлением о принятии наследственного имущества, в том числе жилого дома, расположенного в <адрес>. Однако в обоснование данного заявления ею не было представлено правоустанавливающих документов. Также ей известно об отсутствии завещания ФИО1, что в круг его наследников по закону первой очереди входит его жена и двое детей – Поздеев С.Ф. и Егошина С.Ф., которые от принятия наследства отказываются в пользу своей матери – Поздеевой В.С..
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, в судебное заседание не явился. О дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны по делу, представителя третьего лица – нотариуса Шарангского района Рубанцеву С.С., свидетелей ФИО10 и ФИО7, исследовав материалы гражданского дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Свидетель ФИО10, допрошенная в судебном заседании суду показала, что с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 работал в колхозе «<данные изъяты>» в должности председателя. В настоящее время данное хозяйство реорганизовано в СПК «Поздеево». Она работала в колхозе «<данные изъяты> <данные изъяты>, а сейчас работает <данные изъяты> в СПК «Поздеево». Ей хорошо известно о том, что жилой дом, в котором проживал ФИО1, был построен на его личные средства. На балансе колхоза дом никогда не состоял. Она помнит, что строительство данного дома осуществлялось бригадой строителей колхоза «<данные изъяты>», однако, договор на строительство заключался ФИО1 как частным лицом. Оплата работы и материалов производилась лично им.
Свидетель ФИО7 суду показала, что проживает по соседству с семьей ФИО1. Глава семьи ФИО1 работал в колхозе «<данные изъяты>» председателем. Дом, в котором ФИО1 проживают с 1994 года, строился лично ФИО1, когда они жили в квартире, принадлежащей Шарангской больнице. ФИО1 до своей смерти жил в указанном доме со своей женой Поздеевой В.С.
Согласно архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, в лицевом счете похозяйственной книги № по <адрес> за 1997г. по 2001г. главой хозяйства значится ФИО1, а в списке членов хозяйства значится Поздеева В.С. ( л.д.24)
Согласно выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ, главой хозяйства и владельцем дома значится ФИО1, в списке членов хозяйства - Поздеева В.С., (л.д. 26, 27)
Согласно выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ, главой хозяйства и владельцем дома значится ФИО1, а в списке членов хозяйства - Поздеева В.С. ( л.д. 28, 29)
Из имеющихся в материалах дела договоров страхования строения следует, что данные договоры строения - жилого дома <адрес> оформлены на имя ФИО1 (л.д. 41-55).
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной архивным сектором администрации Шарангского района документы архивного фонда колхоза «<данные изъяты>» не содержат сведений о том состоял ли дом расположенный по адресу: <адрес> на балансе колхоза (л.д. 22 )
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной СПК «Поздеево», являющегося правопреемником колхоза «<данные изъяты>», дом расположенный по адресу: <адрес> на балансе колхоза «<данные изъяты>» не состоял и на балансе СПК «Поздеево» не состоит. ( л.д. 20)
Исходя из вышеизложенного, суд находит доказанным, что жилой дом, находящийся по адресу <адрес> принадлежал умершему в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 на праве личной собственности.
В силу ст.1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина
Как видно из копии свидетельства о смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8 ).
Согласно ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя, внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии со ст.1153 ГК РФ «Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства».
Как следует из свидетельства о заключении брака брак между истцом по настоящему гражданскому делу и ФИО1 был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Из копий свидетельств о рождении Поздеева С.Ф., и Егошиной (Поздеевой ) С.Ф. следует, что их отцом является ФИО1, а матерью Поздеева В.С. ( л.д. 10 л.д. 12).
Судом установлено, что после смерти мужа Поздеева В.С., являясь наследником по закону первой очереди, фактически вступила во владение наследственным имуществом, осталась проживать в данном доме, приняла меры по сохранению наследственного имущества, осуществила его похороны, что подтверждено справкой Шарангской поселковой администрации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33), справкой Шарангской поселковой администрации № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.32)
Ответчики по делу - наследники первой очереди по закону - Поздеев С.Ф. и Егошина С.Ф., признавая исковые требования Поздеевой В.С., от принятия наследственного имущества отказались в пользу своей матери.
В силу ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к заключению о необходимости признания за Поздеевой В.С. как наследником по закону первой очереди умершего ФИО1, право на наследственное имущество, в виде жилого дома, расположенного по <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
решил:
Признать за Поздеевой В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, проживающей в <адрес>, право собственности в порядке наследования на жилой дом № находящийся по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площади <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в 10-дневный срок со дня вынесения через Шарангский районный суд.
Судья Т.И.Лобастова