решение по Кожевникову



Дело №2-2/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2011 года р.п.Шаранга

Шарангский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Матвеевой А.Г., при секретаре Ермолиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевникова ФИО21 к Шарангской поселковой администрации Шарангского района Нижегородской области о признании незаконным распоряжения Шарангской поселковой администрации Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» и об обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Кожевников М.С. обратился в суд с иском к Шарангской поселковой администрации Шарангского района Нижегородской области о признании незаконным распоряжения Шарангской поселковой администрации Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем мотивам, что на основании распоряжения Шарангской поселковой администрации Шарангского района от ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Распоряжением Шарангской поселковой администрации Шарангского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с представлением прокурора Шарангского района Нижегородской области, и во избежание нецелевого расходования средств федерального бюджета, на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ. В обоснование своей позиции ответчик указал, что истец проживает в жилом доме дочери Тарасовой Т.М., является членом ее семьи, и уровень обеспеченности истца жилым помещением превышает учетную норму для постановки на учет в качестве нуждающегося в Шарангском районе Нижегородской области.

Однако с данным распоряжением не согласен, так как в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» он имеет право на обеспечение жильем. Также считает, что принят на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с требованиями Закона, так как жилой дом, в котором он ранее проживал по адресу: Нижегородская область, Шарангский район, д.Керганы, <адрес>, признан непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Кроме того, часто болеет, не может ухаживать за собой, необходим посторонний уход, и в связи с чем с 2000 года проживает по адресу: <адрес>, <адрес>. Собственниками данного жилого дома являются его дочь ФИО18 и внучка ФИО2. В данном доме проживает на основании договора коммерческого найма жилой комнаты общей площадью 8 квадратных метров. Срок найма указан на 5 лет.

Согласно договору коммерческого найма жилой комнаты вносит плату за пользование жилым помещением ежемесячно в размере 300 рублей, что подтверждается расписками. Считает, что он не ведет со своей дочерью ФИО1 и внучкой ФИО2 общее хозяйство, проживает только из-за того, что не имеет своего жилья, ему требуется постоянный уход, так как является ФИО5 2 группы. Просит признать незаконным распоряжение Шарангской поселковой администрации Шарангского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» и обязать восстановить его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Впоследствии представители истца Кожевникова М.С. – Тарасова Т.М. и адвокат адвокатской конторы Шарангского района Нижегородской области Ведерникова Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) от первоначального иска отказались (л.д.37), в связи с чем судом вынесено определение о принятии отказа представителей истца Кожевникова М.С. - Тарасовой Т.М. и адвоката адвокатской конторы Шарангского района Нижегородской области Ведерниковой Н.В. от исковых требований и производство в данной части было прекращено (л.д.42-43).

ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания по делу Кожевников М.С. обратился в суд с иском к Шарангской поселковой администрации Шарангского района Нижегородской области о признании незаконным распоряжения Шарангской поселковой администрации Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» и об обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по тем мотивам, что на основании распоряжения Шарангской поселковой администрации Шарангского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Распоряжением Шарангской поселковой администрации Шарангского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с представлением прокурора Шарангского района Нижегородской области, и во избежание нецелевого расходования средств федерального бюджета, на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ. В обоснование своей позиции ответчик указал, что истец проживает в жилом доме дочери Тарасовой Т.М., является членом ее семьи, и что уровень обеспеченности истца жилым помещением превышает учетную норму для постановки на учет в качестве нуждающегося в Шарангском районе Нижегородской области.

Однако с данным распоряжением не согласен, так как в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» он имеет право на обеспечение жильем. Также считает, что принят на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с требованиями Закона, так как жилой дом, в котором он ранее проживал по адресу: Нижегородская область, Шарангский район, д.Керганы, <адрес>, признан непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Кроме того, часто болеет, не может ухаживать за собой, необходим посторонний уход, и в связи с чем с 2000 года проживает по адресу: <адрес> Шарангского района Нижегородской области. Собственниками данного жилого дома являются его дочь ФИО1 и внучка ФИО2. В данном доме проживает на основании договора коммерческого найма жилой комнаты общей площадью 8 квадратных метров. Срок найма указан на 5 лет.

Согласно договору коммерческого найма жилой комнаты вносит плату за пользование жилым помещением ежемесячно в размере 300 рублей, что подтверждается расписками. Считает, что он не ведет со своей дочерью ФИО1 и внучкой ФИО2 общее хозяйство, проживает только из-за того, что не имеет своего жилья, ему требуется постоянный уход, так как является ФИО5 2 группы. Просит признать незаконным распоряжение Шарангской поселковой администрации Шарангского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» и восстановить его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В ходе судебного заседания представители истца Кожевникова М.С. - Тарасова Т.М. и адвокат адвокатской конторы Шарангского района Нижегородской области Ведерникова Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.32) исковые требования поддержали и просят их удовлетворить, поскольку у Кожевникова М.С. своего жилья не имеется, поселен в жилой дом, поскольку по состоянию здоровья нуждается в постоянном уходе, с последним общее хозяйство не ведется, истец имеет отдельный бюджет. Кроме того, просят учесть, что Кожевников М.С. перезаключил договор коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2, так как комната, где проживает истец, является собственностью последней.

Ответчик - представитель Шарангской поселковой администрации Шарангского района Нижегородской области (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ л.д.34) Елькина Т.А. с иском частично не согласна. Однако подтверждает, что действительно Кожевников М.С. нуждается в постоянном уходе, сам самостоятельно ухаживать за собой не может, в связи с чем Тарасова Т.М. поселила в своем доме. Договор коммерческого найма администрацией не оспорен. У истца другого жилья не имеется, поскольку заключением межведомственной комиссии жилое помещение, где ранее проживал Кожевников М.С., признано непригодным в связи с физическим износом в процессе эксплуатации и подлежащим сносу. Считает, что Кожевников М.С. является близким родственником Тарасовой Т.М., а потому в связи с представлением прокуратуры последний был снят с учета.

3-лицо - представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, приобщен отзыв на исковое заявление (л.д.50-52), из которого видно, что исковые требования Кожевникова М.С. не подлежат удовлетворению, поскольку последний относится к ФИО3 войны, указанным в подпункте з) пункта 1 статьи 2 ФЗ, а именно - к военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев. Меры социальной поддержки указанной категории граждан указаны в статье 17 Федерального закона. В частности, данные граждане имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ.

Считает, что согласно ФЗ и пункту 1 разъяснений Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ Кожевников М.С. не имеет права на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, соответственно, подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран Великой Отечественной войны.

Кроме того, согласно п.п.3, 4 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из выписки из домовой книги следует, что в вышеуказанном жилом доме зарегистрированы по месту жительства 4 человека, включая истца. Уровень обеспеченности Кожевникова М.С. жилым помещением превышает учетную норму для постановки на учет в качестве нуждающегося в Шарангском районе Нижегородской области. Просит рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Министерства.

Суд, выслушав объяснения представителей истца Кожевникова М.С. - Тарасовой Т.М. и адвоката адвокатской конторы Шарангского района Нижегородской области Ведерниковой Н.В., ответчика - представителя Шарангской поселковой администрации Шарангского района Елькиной Т.А., показания свидетелей ФИО2, ФИО14, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованные, и они подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.25 Всеобщей декларации прав человека жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включает такой обязательный компонент как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено и в других основополагающих международно-правовых документах о правах человека, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Причем, как следует из пункта 2 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована в ст.8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом требований международно-правовых актов в статье 40 Конституции РФ закреплены следующие основные положения:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ФИО3 войны:

1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ФИО5 и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах».

2. Правительству Российской Федерации:

а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.

В соответствии со ст.11 ФЗ «О ветеранах» законодательство Российской Федерации о ФИО3 состоит из данного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ст.2 Федерального закона «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ:

1. ФИО3 войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ФИО3 войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

и) лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», ФИО5 с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

3) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

4) лица, проработавшие в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Согласно военному билету Кожевникова <данные изъяты> (л.д.25-26) последний проходил действительную военную службу в 636 зенитно-артиллерийском полку с ноября 1943 года по октябрь 1944 года, в/ч 91198 с октября 1944 года по март 1946 года.

Как следует из распоряжения главы Шарангской поселковой администрации Шарангского района Нижегородской области за от ДД.ММ.ГГГГ Кожевников <данные изъяты> в соответствии с п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий явилось: представление прокурора , из которого видно, что Кожевников М.С. проживает в жилом доме дочери Тарасовой Т.М., является членом ее семьи, и что уровень обеспеченности истца жилым помещением превышает учетную норму для постановки на учет в качестве нуждающегося в Шарангском районе Нижегородской области.

Однако данное распоряжение главы Шарангской поселковой администрации Нижегородской области за от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст.14 Федерального закона «О ветеранах» ФИО5 войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ФИО5 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО5 боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. ФИО5 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. ФИО5 боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. ФИО5 войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст.17 Федерального закона «О ветеранах» военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ст.13 ч.1, 3 Федерального Закона «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При наличии у ФИО3 права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ФИО3, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Как видно из удостоверения серии ВВ , выданного Кожевникову <данные изъяты>, рождения ДД.ММ.ГГГГ, последний является ветераном-участником Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.ст.14, 17 Федерального Закона «О ветеранах» (л.д.6).

Согласно справке медико-социальной экспертизы по Нижегородской области Кожевников <данные изъяты> признан ФИО5 2 группы и состоит на учете в УСЗН Шарангского района Нижегородской области (л.д.24).

В силу статьи 4 ФЗ «О ветеранах» к ФИО5 войны и ФИО5 боевых действий (далее также - ФИО5 войны) относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие ФИО5 вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

2) военнослужащие, ставшие ФИО5 вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;

3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие ФИО5 вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие ФИО5 вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно решениям Правительства СССР;

5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие ФИО5 вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;

6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие ФИО5 вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.

Согласно п.2 ст.15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим ФИО5 вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки ФИО5 войны в соответствии с установленной группой инвалидности. Название статьи 15 вышеуказанного закона и содержание пункта 2 данной статьи допускают распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодательством к участникам Великой Отечественной войны (статья 2 ФЗ «О ветеранах»).

Следовательно, меры социальной поддержки, предусмотренные для ФИО5 войны, распространяются и на участников войны, которые перечислены в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах».

Данный вывод подтверждается и правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О «По запросу Сормовского районного суда <адрес> о проверке конституционности положений пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах», а также по жалобе граждан ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 на нарушение их конституционных прав указанными законоположениями», согласно которой на военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, которые получили инвалидность вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, должны распространяться меры социальной поддержки, предусмотренные для ФИО5 войны.

Именно такой подход к определению сферы действия по кругу лиц положения пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах» после внесения Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №40-ФЗ в данный Федеральный закон изменений и дополнений и изложения его в новой редакции было закреплено и в Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ ). В частности, в ее пункте 2.7 предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим ФИО5 вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), в удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».

Отсюда следует, что истец Кожевников ФИО19 имеет право воспользоваться одной формой социальной поддержки по одному основанию по выбору ФИО3, а именно мерой социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом «О ветеранах».

Согласно статьи 23.2 вышеназванного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из части 3 п.п.2, 3, 3.1, 4 вышеуказанной статьи видно, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан:

- ФИО5 войны;

- участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

- лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

- лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

- членов семей погибших (умерших) ФИО5 войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне, лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц <адрес>.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным законом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ.

Как видно из материалов дела Кожевников М.С. обратился в администрацию Шарангского района Нижегородской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.л.д.108, 109-110).

Согласно решению Шарангского поселкового <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории рабочего поселка Шаранга» решено утвердить на территории поселкового совета учетную норму площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 10 кв. метров площади жилого помещения на одного человека, норма предоставления - 15 кв. метров (л.д.96).

Распоряжением главы Шарангской поселковой администрации Шарангского района от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ Кожевников <данные изъяты>, участник Великой Отечественной войны, был принят на учет на улучшение жилищных условий (л.д.7-9).

Основаниями для принятия на учет были следующие документы: удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, справка, подтверждающая, что Кожевников М.С. нуждается в улучшении жилищных условий, справка, подтверждающая, что у Кожевникова М.С. не имеется жилья, договор коммерческого найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и иные документы.

Как видно из материалов дела Кожевников <данные изъяты> проживает и прописан на 5 лет на основании договора коммерческого найма в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, р.п.Шаранга, <адрес>.

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) видно, что жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая площадь 46,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, р.п.Шаранга, <адрес>, принадлежит на праве совместной собственности ФИО10, ФИО2.

Согласно из выписки домовой книги (л.д.18), в данном жилом доме, принадлежащем на праве совместной собственности ФИО10, ФИО2, проживают и прописаны: ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО15.

В силу ст.69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного законодательства РФ» под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников, следует понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования, и другие».

Как видно из материалов дела и доводов сторон Кожевников <данные изъяты> проживает не как член семьи, а как наниматель жилой комнаты общей площадью 8 кв.м., оплачивает за проживание, отдельно приобретает продукты питания, не выделяет денежные средства для приобретения имущества для совместного пользования, не ведет с ними общее хозяйство и поселен в жилой дом, поскольку по состоянию здоровья нуждается в постоянном уходе, а также жилой дом, в котором проживал последний, признан непригодным для проживания.

Из справки, представленной Шарангской поселковой администрацией <адрес>, видно, что Кожевников М.С. ранее на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоял и служебное жилье и жилье по социальному найму не получал (л.д.121).

Вышеуказанные факты подтверждаются: актом обследования материально-бытового положения граждан от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в пункте 10 указано, что Кожевников М.С. проживать отдельно и самостоятельно ухаживать за собой не может, оплачивает за проживание в комнате на основании договора коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ и не ведет совместного хозяйства с проживающими в <адрес> р.п.Шаранга <адрес> (л.д.59-60), расписками об оплате за проживание, за электроэнергию (л.д.62-88), показаниями свидетелей ФИО2, ФИО14, которые показали, что Кожевников М.С. проживает в <адрес> по договору найма, за проживание оплачивает, не ведет общее хозяйство с совместно проживающими в данном доме, является ФИО5 2 группы, не имеет собственного жилья, последнему по состоянию здоровья необходим посторонний уход, а потому и вселен в данный жилой дом, актом проверки жилищных условий заявителя Кожевникова М.С. (л.д.95), из которого видно, что собственниками дома являются ФИО1 и ФИО2, и что Кожевников М.С. является нанимателем комнаты общей площадью 8 кв.м..

Из договора коммерческого найма жилого помещения (л.д.11) видно, что ФИО1 и Кожевников <данные изъяты> заключили договор коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Однако ДД.ММ.ГГГГ Кожевников <данные изъяты> перезаключил договор коммерческого найма с ФИО2, так как истец проживает в комнате последней (л.д.59-60).

Согласно пунктов 1.1, 1.2 ч.1, 2.2.6 настоящего договора наймодатель сдает, а наниматель принимает в возмездное владение и пользование комнату в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, р.п.Шаранга, <адрес>. Указанная комната имеет общую площадь 8 кв.м.. Срок найма жилого помещения устанавливается на 5 лет. За указанное в п.2.2.6 договора жилое помещение Наниматель выплачивает Наймодателю плату за пользование жилым помещением ежемесячно в размере 300 рублей с оплатой не позднее 10 числа, следующего за прожитым месяцем.

В соответствии со ст.671 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения нанимателю-гражданину предоставляются полномочия по владению и пользованию жилым помещением для проживания в нем.

В силу ст.674 Гражданского кодекса РФ «Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме».

Таким образом, данный вид договора не предусматривает переход к нанимателю права распоряжения объектом договора - жилым помещением. 1. По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Следовательно, при заключении такого вида сделки отсутствует одно из правомочий, определяющих содержание вещного права, поэтому вывод, что наниматель становится обладателем вещных прав на объект недвижимого имущества по договору найма жилого помещения, не основан на законе.

Доводы ответчика о том, что Кожевников М.С. приобрел права собственника дома или они аналогичны данному праву, являются несостоятельными, поскольку в силу заключенной сделки Кожевников М.С. пользуется жилым помещением, принадлежащим другому лицу, и его право пользования ограничено условиями договора и требованиями главы 35 ГК РФ.

При этом следует учесть, что договор коммерческого найма, заключенный между ФИО2 и Кожевниковым <данные изъяты>, никем не оспорен. Основания расторжения договора найма жилого помещения предусмотрены ст.687 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, необходимо учесть, что согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащий на праве собственности Кожевникову М.С., признан непригодным для проживания и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации (л.д.л.д.99, 100, 103).

На основании данного заключения межведомственной комиссии распоряжением администрации Шарангского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: д.Керганы Шарангского района Нижегородской области, дом 1, принадлежащий Кожевникову М.С., признан непригодным и подлежащим сносу (л.д.98).

Согласно справке, представленной Шарангской поселковой администрацией Нижегородской области (л.д.101), Кожевников ФИО23 действительно нуждается в улучшении жилищных условий.

В силу ст.51 ч.1 п.п.1, 3 Жилищного кодекса РФ «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Поэтому, с учетом вышеисследованных доказательств, суд приходит к выводу, что Кожевников ФИО24 не является членом семьи ФИО1, проживает только по договору найма жилой комнаты общей площадью 8 кв.м., не приобрел права собственника, не является обладателем вещных прав на объект недвижимого имущества (жилое помещение), поскольку в силу заключенной сделки пользуется жилым помещением, принадлежащим другому лицу, и его право пользования ограничено условиями договора и требованиями главы 35 ГК РФ, а потому и регистрация Кожевникова М.С. по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, не порождает право распоряжения данным жилым помещением.

Кроме этого, судом установлено, что Кожевников ФИО25 не имеет своего жилья, поскольку жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО26, признан непригодным и подлежащим сносу, в связи с чем последнему было предложено переселиться в жилой дом, принадлежащий дочери ФИО1 и ФИО2, а также поселен в жилой дом последних, поскольку по состоянию здоровья нуждается в постоянном уходе (л.д.л.д.56, 89).

Данный факт подтверждает и представитель ответчика, при этом дополнительно заявляя, что и в настоящее время истец нуждается в улучшении жилищных условий, и не отпали основания для постановки последнего на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела видно, что <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, р.п.Шаранга, <адрес>, имеет общую площадь ФИО27 кв.м..

Согласно договору найма от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования жилого дома Кожевников ФИО28 проживает в комнате общей площадью 8 кв. метров.

Как видно из материалов дела в данном доме еще прописаны и проживают: ФИО2, ФИО1, ФИО15.

Если учитывать общую площадь дома, расположенного по адресу: <адрес>, - ., а также общую площадь жилья - <данные изъяты>м., предусмотренную ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» для обеспечения жильем лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, общую площадь жилья на одного человека 22 кв. метра, предусмотренную п.2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», то истец и при таких обстоятельствах является нуждающейся в жилом помещении из следующего расчета: 65,6 : 4 = 16,4 кв.м., что менее 22 кв.м. или 36 кв.м.

Отсюда следует, что первоначальная постановка на очередь на улучшение жилищных условий Кожевникова ФИО29 является законной и обоснованной (п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ) и что Кожевников М.С. имеет право в соответствии с вышеуказанными законами на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

Кроме того, в судебном заседании не было установлено обстоятельств того, что истцом совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Напротив, представитель истца пояснил, а представитель ответчика подтвердил, что инициатором подачи Кожевниковым М.С. заявления о постановке на учет нуждающегося в жилом помещении была Шарангская поселковая администрация, предложившая в декабре 2009 года оформить такое заявление и представить перечень необходимых документов, что и было сделано последним.

Доводы, указанные представителем ответчика, о том, что Кожевников М.С. проживает у своей дочери ФИО1, и что он имеет право распоряжаться как собственник жилого дома, являются необоснованными, поскольку они опровергаются вышеисследованными доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд

решил:

Признать распоряжение Шарангской поселковой администрации Шарангского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части снятия с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий Кожевникова Михаила Степановича незаконным.

Обязать Шарангскую поселковую администрацию <адрес> восстановить в очереди на улучшение жилищных условий Кожевникова ФИО30, рождения ДД.ММ.ГГГГ, уроженца деревни <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ФИО31, <адрес>, в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано или внесено представление в Нижегородский областной суд в течение десяти дней со дня его оглашения через Шарангский районный суд.

Председательствующий А.Г. Матвеева

Мотивированное решение составлено 1 февраля 2011 года.

Председательствующий А.Г. Матвеева