решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении



Дело №12-8/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

26 апреля 2012 года р.п.Шаранга

Судья Шарангского районного суда Нижегородской области Матвеева А.Г., с участием прокурора Шарангского района Нижегородской области Любарского С.В., при секретаре Ермолиной В.В., рассмотрев протест прокурора Шарангского района Нижегородской области на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым в отношении Шабалиной А. К. производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушав объяснения Шабалиной А.К., секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Шарангского района Нижегородской области Домрачевой Н.В., представителя администрации Шарангского района Нижегородской области Саркисовой Т.В., прокурора Шарангского района Нижегородской области Любарского С.В., полагавшего, что постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ следует отменить,

установил:

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в отношении Шабалиной А. К., проживающей по адресу: <адрес>, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В протесте прокурора Шарангского района Нижегородской области ставится вопрос об отмене постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного заседания прокурор Шарангского района Нижегородской области Любарский С.В. протест поддержал и просит постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить по тем мотивам, что при вынесении вышеназванного постановления комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области были нарушены требования Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так, обосновывая основание принятия данного определения, комиссия ссылается на п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором указано, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии следующего обстоятельства: отсутствие состава административного правонарушения.

Однако имеются приложенные к протоколу об административном правонарушении материалы, а именно информация от ДД.ММ.ГГГГ , объяснения Шабалиной А.К., ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, характеристика на Шабалину А.К., подтверждающие факт ненадлежащего воспитания Шабалиной А.К. несовершеннолетних детей и наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, анализ материалов, присутствующих в деле, показал, что они характеризуются полнотой и исчерпывающим характером и дают возможность принять решение по делу об административном правонарушении.

Также комиссия указывает на то, что давность привлечения Шабалиной А.К. к административной ответственности истекла.

Однако комиссией не учтен факт того, что правонарушение, которое совершила Шабалина А.К., является длящимся.

Согласно ч.2 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Шабалина А.К. длительный период времени не выполняла своих родительских обязанностей по надлежащему воспитанию детей, что могло повлечь за собой серьезные последствия в их развитии и психическом состоянии.

Представитель администрации Шарангского района Нижегородской области Саркисова Т.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ), секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Домрачева Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ), с протестом не согласны, считают, что при рассмотрении протокола об административном правонарушении в отношении Шабалиной А.К. нарушений не допущено.

В судебном заседании Шабалина А.К. после разъяснения ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст.51 Конституции РФ суду показала, что с протестом прокурора Шарангского района Нижегородской области частично не согласна.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения Шабалиной А.К., доводы прокурора Шарангского района Нижегородской области Любарского С.В., представителей администрации Шарангского района Нижегородской области Саркисовой Т.В., Домрачевой Н.В., приходит к выводу о том, что постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шарангского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене по следующим основаниям.

Статьей 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.О совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (статья 28.2 КоАП РФ).

В п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны указываться дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Так, из постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шарангского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ видно, что отсутствуют доказательства того, что Шабалина А.К. ненадлежаще исполняет родительские обязанности, в связи с чем производство по делу в отношении Шабалиной А.К. прекращено.

Однако данное постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шарангского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ не может быть законным, поскольку вынесено с нарушениями требований Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так, ч.1 ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Как видно из материалов дела, к протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ приобщены доказательства, подтверждающие факт ненадлежащего воспитания Шабалиной А.К. несовершеннолетних детей и наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: информация от ДД.ММ.ГГГГ , объяснения Шабалиной А.К., ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, характеристики на Шабалину А.К..

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного Постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 данного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, относится: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вынесенное постановление не может быть законным, поскольку допущенные административным органом процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Шабалиной А.К., указанные судом выше, являются существенными, устранение их не представляется возможным.

При таких обстоятельствах суд, принимая во внимание существенные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований (2.3, 25.1, 25.3, 26.1, 29.7, 29.8, 29.10), допущенных комиссией, не позволяющих полно и объективно рассмотреть дело, считает оспариваемое постановление не соответствующим установленному законодательством порядку его принятия и в силу п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежащим отмене.

Руководствуясь ст.ст.30.7 ч.1 п.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шабалиной А. К. отменить.

Материал в отношении Шабалиной А. К. возвратить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области для нового рассмотрения.

Решение в кассационном порядке обжалованию не подлежит.

Судья А.Г.Матвеева