Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2011г. с.Хебда
Шамильский районный суд РД в составе:
председательствующего Магомедова У.А.,
при секретаре Магомедовой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Магомедова Хайбулы Абдурахмановича обязать включить стаж его работы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет. Обязать Управление ОПФР ... назначить пенсию со дня обращения с заявлением - с Дата обезличенаг.,
у с т а н о в и л:
Магомедов Х.А. обратился в суд с заявлением обязать включить стаж его работы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет. Обязать Управление ОПФР ... назначить пенсию со дня обращения с заявлением - с Дата обезличенаг.
В судебном заседании Магомедов Х.А. свое заявление поддержал и показал, что окончил в 1985г. медицинское училище. В декабря 1985г. поступил на работу помощником санитарного врача СЭС в ..., в декабре 1989г. был принять на работу фельдшером в Яхт-клуб ДСО «Спартак», где и работал до марта 1994г. В основном он, как фельдшер занимался осуществлением лечебной деятельностью, проводил назначения и лечения, ежедневные осмотры медицинского состояния детей-спортсменов, работников, тренеров, технического персонала Яхт-клуба ДСО «Спартак». По результатам медицинских обследований в медицинскую документацию вносились заключение, включающее в себя оценку состояния здоровья, допуск к занятиям оздоровительными формами физической культуры и спорта, рекомендации по проведению иных лечебно-профилактических мероприятий. Численность работников и детей-спортсменов составлялось более 60 человек. Работу осуществлял согласно Постановления комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР «О введении в действие положения о детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (СДЮШОР) и положения о специализированных классах по видам спорта». В марте 2010г. он обратился в УОПФР ... за назначением пенсии по старости. Однако УОПФР ... отказал в назначении пенсии, ссылаясь, что Яхт- клуб ДСО «...» не входит в список должностей учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Между тем, подпунктом 11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ», на которую ответчик делает ссылку, утратил силу в соответствии ФЗ от Дата обезличенаг. Номер обезличенФЗ (в редакции от Дата обезличенаг.) «О трудовых пенсиях в РФ» и вступил в силу с Дата обезличенаг. Более того, Постановлением Конституционного суда РФ от Дата обезличенаг. Номер обезличенП Положения п.1 ст.28 ФЗ от Дата обезличенаг. Номер обезличенФЗ в той мере, в какой мере оно не позволяет с Дата обезличенаг. засчитывать стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы деятельности осуществлявшейся в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции РФ. Согласно действовавшего ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в подпункте 20 п.1 ст.27 указано, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, в сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Он имеет стаж работы 30 лет. В исковом заявлении было указано обязать ответчика отменить свое решение от Дата обезличенаг., обязать выплатить пенсию по выслуге лет со дня обращения в пенсионный фонд, прошу УОПФР ... обязать включить стаж работы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет. Обязать Управление отделения пенсионного фонда России по РД в ... назначить пенсию со дня обращения с заявлением - с Дата обезличенаг. Считает доводы ответчика необоснованными. Просит удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика-УОПФР ... ФИО3 исковые требования не признал и показал, что при определении права на назначение досрочной пенсии до достижения общеустановленного возраста, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в данном случае Управление ОПФР по РД в ..., строго руководствуется Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (Постановление Правительства РФ от Дата обезличенаг. Номер обезличен). Пенсия за выслугу лет в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» медицинским работникам, работавшим в учреждениях здравоохранения и в должностях, наименование, которых предусмотрено указанным Списком. С учетом приведенных норм, а также принимая во внимание Постановление Конституционного суда РФ от Дата обезличенаг. Номер обезличенП, периоды работы истца с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в должности фельдшера в Яхт-клубе ДСО «Спартак» нельзя включить в медицинский стаж, поскольку указанная организация функционировала во все не как медицинское учреждение, а их персонал осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья не занимался. Истец имеет общий трудовой стаж 28 лет и 27 дней. Из необходимого стажа для назначения пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью ст.28 п.1 подпункт 11 ФЗ Номер обезличен «О трудовых пенсиях в РФ» 30 лет истец проработал 22 года 7 месяцев 24 дня. С учетом п.5 правила начисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - Постановление Правительства РФ от Дата обезличенаг. Номер обезличен, стаж для назначения пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью составляет 26 лет 6 месяцев 12 дней. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения заявителя и представителя Управления ОПФР по РД в ..., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Конституционного Суда РФ от Дата обезличенаг. Номер обезличенП «По делу о проверке Конституционности положений подпунктов 10,11 и 12 п.1 ст.28, пп.1 и 2 ст.31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами государственной думы ..., Верховного ФИО4, Биробиджанского городского суда, Еврейской автономной области, Елецкого городского суда ..., Левобережного, Октябрьского и ...ных судов ..., а также жалобами ряда граждан установлено, что Федеральный закон от Дата обезличена года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного его статьей 7 возраста:
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (подпункт 11);
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно его статье 31, вводится в действие с Дата обезличена года (пункт 1), и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации явились взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в той части, в какой они закрепляют для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности только в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от Дата обезличена года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством лица, занимавшиеся педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах, имели право на пенсию за выслугу лет (статьи 80 - 82 Закона Российской Федерации от Дата обезличена года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.
Предназначение пенсий за выслугу лет педагогическим, медицинским, творческим работникам обусловливали особенности приобретения права на ее назначение. Право на пенсию за выслугу лет, как следует из статей 2, 77, 80, 81 и 82 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (и ранее действовавших нормативных правовых актов Союза ССР), возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности определенной профессиональной деятельности (в данном случае - стажа педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья либо творческой деятельности на сцене), а у отдельных категорий творческих работников - также при достижении ими определенного возраста. Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
При этом Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требование о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности.
Данное требование применительно к выполнению лечебной и иной работы по охране здоровья населения, а также педагогической деятельности впервые было введено актами Правительства Российской Федерации - Постановлениями от Дата обезличена года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, осуществляющими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
При этом, оставив без изменения требования относительно продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, законодатель вместе с тем ограничил круг лиц, имеющих такое право, установив в качестве условия его приобретения осуществление указанной деятельности лишь в государственных или муниципальных учреждениях. По смыслу положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 в их взаимосвязи с пунктом 1 статьи 1 и пунктами 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", данное условие распространяется на всех без исключения лиц, занимавшихся педагогической, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья или творческой деятельностью, которые обращаются за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста после вступления названного Федерального закона в силу, независимо от того, когда они приобрели необходимый стаж, - до Дата обезличена года или после этой даты.
Сложившаяся правоприменительная практика также свидетельствует о том, что органы, уполномоченные принимать решение о досрочном назначении трудовой пенсии, на основании подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходят из того, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической, лечебной либо творческой деятельности, не подлежат зачету периоды, в течение которых соответствующая деятельность осуществлялась в не являющихся государственными или муниципальными школах и других учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях.
В результате изменений, внесенных в правовое регулирование пенсионного обеспечения оспариваемыми нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", граждане, относящиеся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, оказались в неравном положении - те из них, у кого часть необходимого для назначения досрочной пенсии стажа педагогической, лечебной или творческой деятельности была приобретена в период работы в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, утратили право на назначение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста.
Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.
Взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в той мере, в какой они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует, - порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, а также не согласуются с ее статьями 8 (часть 2), 35 (часть 1) и 37 (часть 3).
Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим не затрагивается прерогатива Федерального Собрания при реформировании института досрочных пенсий по старости предусмотреть иные правовые механизмы пенсионного обеспечения указанных лиц с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления.
Таким образом, доводы УОПФР ... являются необоснованными и противоречивыми Постановлению Конституционного Суда РФ от Дата обезличенаг. Номер обезличенП.
Указанным Постановлением наименование должностей вхоства РФ от Дата обезличенаг. стаж работы, дающей право досрочное назначение трудовой пенсии по старпризнано не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Согласно ч.2 ст.4, ч.1 и 4 ст.15 Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам ч.1 и 3 ст.115 Конституции РФ.
Из представленной суду трудовой книжки серии Номер обезличен Номер обезличен, выданной на Магомедова Х.А. усматривается, что с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. работал фельдшером в Яхт-клубе ДСО «...».
Общий трудовой стаж работы Магомедова Х.А. составляет 30 лет 2 месяца и 19 дней, что дает ему право на назначение пенсии по выслуге лет.
Работа фельдшера входит в список должностей и учреждений утвержденный Постановлением Правительства РФ от Дата обезличенаг. за Номер обезличен.
Выслушав доводы заявителя, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявление Магомедова Х.А. подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Магомедова Хайбулы Абдурахмановича обязать включить стаж его работы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет. Обязать Управление ОПФР ... назначить пенсию со дня обращения с заявлением - с Дата обезличенаг. - удовлетворить.
Обязать Управление ОПФР ... включить стаж работы Магомедову Хайбуле Абдурахмановичу с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет.
Обязать Управление ОПФР ... назначить пенсию Магомедову Хайбуле Абдурахмановичу со дня обращения с заявлением - с Дата обезличенаг.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 суток с момента объявления в Верховный суд РД.
Председательствующий -