ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Ярославцева В.Е., с участиемзаместителяпрокурора Шалинского района Свердловской областиАрефьева В.Н., при секретареПоповой Т.Н., рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Шалинского района Свердловской области в интересахКим (Щербаковой) Надежды Владимировны к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области,Министерству строительства и архитектуры Свердловской области,Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,Государственному учреждению Свердловской области «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» -о возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения,установленной органом местного самоуправления,распределить жилое помещение Ким Н.В.,безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность,а также обязать Администрацию Шалинского городского округа предоставить переданное им жилье Ким Н.В.по договору социального найма Прокуратурой Шалинского района Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о защите прав детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на территории Шалинского городского округа Свердловской области. В ходе проверки установлено,что Ким (Щербакова) Н.В.,№ рождения,является ребенком-сиротой,что подтверждается справкой территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Свердловской области по Шалинскому району от14.10.2010г. №. ДД.ММ.ГГГГна основании ПостановленияГлавы МО «Шалинский район» №Ким (Щербакова) Н.В.включена в список нуждающихся в жилье. Согласно справке СО ГУП Областной Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» №от28.09.2010г.за Ким (Щербаковой) Н.В.объектов недвижимости не закреплено. То есть указанное лицо является ребенком-сиротой,не имеющим закрепленного жилья и нуждающимся в предоставлении жилой площади не ниже установленных социальных норм Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересахКим Надежды Владимировны к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области,Министерству строительства и архитектуры Свердловской области,Министерству по управлению государственным имуществом,Государственному учреждению Свердловской области «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» -о возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения,установленной органом местного самоуправления,распределить жилое помещение Ким Н.В.,безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность,а также обязать Администрацию Шалинского городского округа предоставить переданное им жилье Ким Н.В.по договору социального найма,мотивируя тем,что в силу части1ст.45Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,субъектов Российской Федерации,муниципальных образований. В судебном заседании представитель истца - заместительпрокурораАрефьев В.Н.заявленные требованияпрокурораподдержал полностью,указав,что просит удовлетворить заявленные исковые требования,так как в силу ч.1ст.45Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пояснив,что заявление в защиту прав,свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае,если гражданин по состоянию здоровья,возрасту,недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора,основанием которого являются обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав,свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Учитывая,чтопри проведении проверки соблюдения жилищных прав детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,прокуратурой <адрес>установлено,чтокак ребенок- сирота Ким (Щербакова) Н.В.нуждается в жилище,о чем она сама подтвердила,а также не имея возможности защитить свои нарушенные права,не обладая познаниями в юриспруденции,не имея средств для квалифицированной юридической помощи (консультации),что является основанием для обращенияпрокурора с указанным исковым заявлением в защиту ее прав и охраняемых законом интересов.Данное лицо,являясь ребенком-сиротой,не имеющим закрепленного за нею жилого помещения и нуждающаяся в предоставлении жилой площади не ниже социальных норм имеет законное право на его получение.Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением <адрес> от20.04.2010г. №-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в2010г.жилыми помещениями детей - сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,а также детей,находящихся под опекой (попечительством),не имеющих закрепленного жилого помещения,за счет средств областного бюджета определен порядок обеспечения детей - сирот жилыми помещениями,в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения указанным категориям граждан по договорам социального найма только после проведения определенных процедур,возложенных на Министерство строительства и архитектуры <адрес>. В силу п.3Порядка обеспечения в2010г.жилыми помещениями детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также детей,находящихся под опекой (попечительством),не имеющих закрепленного жилого помещения,за счет средств областного бюджета,утвержденного постановлением <адрес> от20.04.2010г. №-ПП,уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и главным распорядителем средств областного бюджета,предусмотренных для обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с Законом,является Министерство строительства и архитектуры <адрес>.Он просит обязать это Министерство приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение,с целью передачи его в муниципальную собственность,для предоставления в последующем Администрацией Шалинского городского округа его по договору социального найма Ким Н.В.. Третье лицо на стороне истца с правом самостоятельных требований Ким Н.В.,заявленные прокурором в ее интересах требования поддержала в полном объеме,подтвердив,что закрепленного за нейжилого помещения не ниже социальных норм не имеет,нуждается в жилом помещении,так как проживает со своей семьей и семьей сестры в одной маленькой комнате,которую предоставили ее сестре также,как ребенку - сироте общей площадью14,5кв.метров. Представитель ответчика - АдминистрацииШалинского городского округа <адрес> по доверенности ФИО2заявленные требования прокурора к Администрации Шалинского городского округа не признал,считает,чтоглавным распределителем бюджетных средств является Министерство строительства и архитектуры <адрес>,направленные на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями.Получателем таких средств является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»,которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению жилых помещений и,на которое возложена обязанность передавать построенное жилье в муниципальную собственность.Обязанность по распределению жилых помещений данным категориям граждан возложена на Министерство по управлению государственным имуществом <адрес>.Роль Администрации Шалинского городского округа заключается в составлении списков детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,нуждающихся в жилых помещениях,а также в обязании - после передачи жилья в муниципальную собственность, предоставить его по договорам социального найма названной категории граждан. Соответчик-Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» своего представителя в суд не направили,просят рассмотреть дело в их отсутствие,предоставив отзыв,в котором выразили мнение,чтоне могут являться ответчиком по настоящему делу,исковые требования прокурора не признают,так как ими соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.В настоящее время Ким Н.В.состоит под номером «24» в Списке детей - сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,состоящих на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по Шалинскому городскому округу (л.д.44-46,51-52). Соответчик - Министерство строительства и архитектуры <адрес> представителя в судебное заседание не направили,просили рассмотреть материалы дела в отсутствие их представителя,предоставили отзыв,в котором исковые требования прокурора <адрес> не признали,мотивируя тем,что Министерство является главным распорядителем средств бюджетных средств,направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями,которые направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из данной категории детей-сирот.Списки нуждающихся в2010г.должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований и направляться в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»,который,в свою очередь, направляет в муниципальные образования адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.После этого,органы местного самоуправления в течение15рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти <адрес> в сфере социальной защиты населения.На основании изложенного,в случае постановки Ким Н.В.на учет в администрации муниципального образования,обеспечение ее жильем будет произведено и без судебного решения - в соответствии с действующим законодательством (л.д.13-15). Представительоргана опеки и попечительстваУправления социальной защиты населения <адрес>по доверенности ФИО3поддержала исковые требования прокурора в интересах Ким Н.В.по изложенным в исковом заявлении мотивам,учитывая законные интересы последней,как нуждающейся в жилом помещении и не имеющей закрепленного жилья не ниже установленных социальных норм. Соответчик - Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> в суд представителя не направили,доказательств в обоснование возражений по иску не предоставили. Заслушав стороны,третье лицо,исследовав материалы дела,суд пришел к следующему. В соответствии со ст.40Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилье.Малоимущим,иным,указанным в законе гражданам,нуждающимся в жилище,оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных,муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу абз.2п.1ст.8Федерального закона от21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей»,дети - сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей,а также дети,находящиеся под опекой (попечительством),не имеющие закрепленного жилого помещения,после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания,а также в учреждениях всех видов профессионального образования,либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации,либо после возвращения из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы,обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п.2ч.2ст.57Жилищного кодекса Российской Федерации. Ким Надежда Владимировна родилась23.05.1988года в <адрес> (л.д.10). Постановлением Главы муниципального образования «Шалинский район» от14.07.2003г. №над несовершеннолетней Щербаковой (Ким) Н.В.установлена опека,так как ее родители умерли.Данным постановлением Главыадминистрациижилое помещение за опекаемой Ким Н.В.не закреплено (л.д.7). Ким Н.В.является ребенком - сиротой,что подтверждается справкой территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной защиты населения <адрес> от14.10.2010г. №.С21апреля2006г.она включена в список нуждающихся в жилье на основании Постановления Главы Шалинского городского округа за № (л.д.6).Согласно справке «Шалинского БТИ и регистрации недвижимости» за Ким (Щербаковой) Н.В.недвижимости не учтено (л.д.9). В соответствии со списком детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Шалинскому городскому округ на30.09.2010г. Ким (Щербакова) Н.В.находится под номером «24» (л.д.28-29). Разрешение вопросов социальной поддержки детей - сирот,безнадзорных детей и детей,оставшихся без попечения родителей,а также организации и осуществление деятельности по опеке и попечительству,в соответствии с п.п.24,2432п.2ст.26,3Федерального закона от06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации,осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из Федерального бюджета). Согласно п.п.3,4ст.40Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищных фондов субъектов Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным законом,Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан,признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) Федеральным законом,Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающихся в жилых помещениях.Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке,если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом,Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан,указанным в части3настоящей статьи,могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке,если иной порядок не предусмотрен федеральным законом,Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с Областным законом от04ноября1995г. №-ОЗ «О правительстве <адрес>» -<адрес> является коллегиальным исполнительным органом,уполномоченным разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта,распоряжаться государственной собственностью субъекта,содействовать разрешению проблем семьи,обеспечивать социальную поддержку и социальное обслуживание детей - сирот,детей,оставшихся без попечения родителей. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных функций органами государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке,установленном Конституцией Российской Федерации,федеральными конституционными законами,настоящим Федеральным законом,другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Из приведенных законоположений следует,что обеспечение детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке,предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Нормативные положения,закрепленные в абз.2п.1ст.8Федерального закона от21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» согласуется с положениями Конституции Российской Федерации,ее статей7,10,12,72и133,и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления,так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке,закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. На момент рассмотрения настоящего дела - нормативного акта,возлагающего указанные полномочия на органы местного самоуправления в <адрес> не имеется,поэтому суд не может возлагать обязанности по осуществлению государственных полномочий - по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на орган местного самоуправления. <адрес> на каждый год утверждает Порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета,в котором предусматривает главного распорядителя средств областного бюджета,организацию проведения аукционов на строительство (приобретение) жилых помещений,порядок финансирования расходов по строительству и приобретению жилых помещений,порядок зачисления жилых помещений,построенных и приобретенных за счет средств Областного бюджета в казну <адрес>,порядок распределения их детям - сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,порядок согласования и предоставления списка детей - сирот,состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.В данном «Порядке» Правительством определено,что распределение детям - сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с распоряжением <адрес>. Согласно Постановлению <адрес> №-ПП от13.11.2009г.функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей возложены на Министерство строительства и архитектуры <адрес> с01.01.2010года. Таким образом,обязанность по приобретению жилых помещений детям - сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,возложена на Министерство строительства и архитектуры <адрес>. Следовательно,доводы данного ответчика,изложенные в отзыве,что Министерство строительства и архитектуры не обладает полномочиями по распределению жилых помещений детям - сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей не может быть принято во внимание судом по тем основаниям,что иск кМинистерству предъявлен прокурором не о распределении жилья,а в части приобретения жилых помещений в установленном порядке,что и относится к компетенции министерства строительства и архитектуры <адрес>,что не оспариваетсясоответчиком в отзыве на исковое заявление. В то же время,Постановлением <адрес> от20.04.2010г. №-ПП утвержден порядок обеспечения в2010году жилыми помещениями детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.Согласно данному Постановлению средства областного бюджета,предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей - сирот.Получателем средств по данному коду расходов является Свердловской областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»,которое и производит финансирование расходов по строительству (приобретению) указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств.Поэтому списки детей - сирот должны направлятьсяорганами местного самоуправленияименно в СОГУ «Фонд индивидуального жилищного строительства». В соответствии с имеющимся в материалах дела отзывом данного соответчика,такой список в «Фонд индивидуального жилищного строительства» предоставлен Администрацией Шалинского городского округа <адрес>,где онсоответчик сам подтверждает,чтотакие сведения имеются иКим Н.В.состоит под номером «24» в Списке детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,состоящих на учете и нуждающихсяв жилом помещении (л.д.51-52). Что касается исковых требований прокурора к Администрации Шалинского городского округа,суд исходит из того,что в судебном заседании представитель соответчика подтвердил,что-в случае передачи жилья в муниципальную собственность,оно будет предоставлено Ким Н.В.по договору социального найма в установленные законом сроки,то есть в течение15рабочих дней. Удовлетворяя исковые требования прокурора,суд исходит из того,что соответчикам необходимо предоставить разумный срок для его исполнения,исходя из объема предусмотренных на эти целисредств областного бюджета в текущем году. Поскольку стороны,в силуп.4ст.103Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины,поэтому,судебные расходы необходимо отнести на бюджет. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.103,194,197,198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Ким (Щербаковой) Надежды Владимировны к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области,Министерству строительства и архитектуры Свердловской области,Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,Государственному учреждению Свердловской области «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» -о возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения,установленной органом местного самоуправления,распределить жилое помещение Ким Н.В.,безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность,а также обязать Администрацию Шалинского городского округа предоставить переданное им жилье Ким Н.В.по договору социального найма удовлетворить. Возложить на Министерствоархитектуры и градостроительства Свердловской области обязанность в разумные сроки приобрести Ким Надежде Владимировне,№ рождения,уроженке <адрес> Свердловской области с целью передачи в муниципальную собственность Шалинского городского округа за счет средств бюджета Свердловской области вне очереди отдельное,изолированное жилое помещение,пригодное для проживания на территории пос.Сабик Шалинского городского округа Свердловской области не ниже установленных социальных норм,согласно жилищному законодательству,благоустроенное,применительно к Шалинскому городскому округу,отвечающее санитарным и техническим требованиям. Государственному учреждению Свердловской области «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» распределить жилое помещение Ким Надежде Владимировне. Министерству по управлению государственным имуществом <адрес> безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Шалинского городского округа <адрес>. Обязать Администрацию Шалинского городского округа <адрес> - после передачи жилого помещения в муниципальную собственность,в течение15рабочих дней предоставить Ким Надежде Владимировне переданное жилое помещение по договору социального найма. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента егоизготовления в окончательной форме. Мотивированное №. Председательствующий судья В.Е.Ярославцев