ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Шалинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Ярославцева В.Е., с участием помощника прокурора прокуратуры Шалинского района Свердловской области Шулепова Н.В., при секретаре Беляевских П.Г., рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц - о признании бездействий Муниципального учреждения здравоохранения «Староуткинская городская больница» Свердловской области по соблюдению санитарно - эпидемиологических норм и правил при осуществлении медицинской деятельности незаконными и об обязании Муниципального учреждения здравоохранения «Староуткинская городская больница» устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Шалинского района Свердловской области по заданию прокуратуры Свердловской области с привлечением должностных лиц Роспотребнадзора проверкой исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения и законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание, строительство и ремонт в Муниципальном учреждении здравоохранения «Староуткинская городская больница» Свердловской области (далее МУЗ «Староуткинская ГБ») установлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенные администрацией медицинского учреждения: а именно выявлено, что в МУЗ «Староуткинская ГБ») не соблюдаются нормы санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении медицинской деятельности. Установлено, что не в полном объеме осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, в том числе с применением лабораторных испытаний, что является нарушением ст. 11; ч.1,2 ст. 32 Федерального закона от 12.03.1999 г. № 52 ФЗ, п.1.5, 2.1, 2.4, 4.1 СП 1.1.1-058-01, п. 6.41 раздела 1, п. 1.6 раздела 2 СанПиН 2.1.3.2630-10, а именно: не контролируется загрязненность химическими веществами воздушной среды в помещениях учреждения. Не осуществляется лабораторный контроль почвы по санитарно-химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям на участке лечебно- профилактического учреждения. Не осуществляется контроль на наличие легионелл в системах горячего и холодного водоснабжения. Сбор отходов класса А осуществляется в многоразовые емкости с пакетами белого цвета без крышек, что является нарушением ст. 11; ч.1 ст. 22 Федерального закона № 52 ФЗ, п. 2.18. раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10; п. 7.4. СанПиН 2.1.7.728-99 Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Результаты физических и бактериологических методов контроля работы стерилизаторов не выносятся в специальный журнал, что является нарушением ч.1,3 ст. 29; Федерального закона № 52-ФЗ, п. 2.35 раздела 2 СанПиН 2.1.3.2630-10. В журналах контроля работы стерилизаторов отсутствует эталон контроля химической стерилизации, что является нарушением ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 2.35 раздела 2 СанПиН 2.1.3.2630-10. Емкости с дезинфицирующими средствами не имеют надписи с указанием даты приготовления раствора и предельного срока годности. Данная информация фиксируется в журналах, а не на специальных ярлычках, что является нарушением ч.3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 11. 3 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10. Отсутствует график генеральных уборок, утвержденный руководителем учреждения, что является нарушением ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 11.7 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10. Прокурор Шалинского района Свердловской области младший советник юстиции Саноцкий С.В., пользуясь правом, предусмотренным законом, в соответствии со ст. ст. 22, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», обратился в Шалинский районный суд Свердловской области к МУЗ «Староуткинская ГБ» в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования городской округ Староуткинск с исковым заявлением о признании бездействий МУЗ «Староуткинская ГБ» по соблюдению санитарно- эпидемиологических норм и правил при осуществлении медицинской деятельности незаконными и об обязании МУЗ «Староуткинская ГБ» устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В судебном заседании помощник прокурора Шулепов Н.В. заявленные прокурором Шалинского района требования поддержал, мотивируя тем, что выявленные нарушения стали возможными в результате бездействия должностных лиц МУЗ «Староуткинская ГБ» - по соблюдению санитарных норм и правил при осуществлении медицинской деятельности. Указанные нарушения непосредственно нарушают права граждан, проживающих/пребывающих на территории ГО Староуткинск Свердловской области и обращающихся в МУЗ «Староуткинская ГБ» за медицинской помощью. Прокурор просит устранить указанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, так как для выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий потребуются значительные финансовые затраты Представитель ответчика - на основании Распоряжения главы городского округа Староуткинск № от ДД.ММ.ГГГГ главный врач МУЗ «Староуткинская ГБ» ФИО4 заявленные требования прокурора признал, пояснив, что часть нарушений устранена, работниками медицинского учреждения предпринимаются все меры к выполнению выявленных нарушений, на устранение остальных недостатков потребуется разумный срок. Он обратился с заявками на финансирование затрат, необходимых для устранения недостатков. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно частям 1 и 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 52 - ФЗ от 12.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 52 - ФЗ от 12.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 ст. 22 ФЗ № 52 - ФЗ). В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности (ч.3 ст. 22 ФЗ № 52 - ФЗ). В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (ч.1 ст. 29 ФЗ № 52 - ФЗ). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч.2 ст. 29 ФЗ № 52 - ФЗ). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 Федерального закона № 52-ФЗ (ч.3 ст. 29 Федерального закона № 52 - ФЗ). Согласно п. 6.41 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58 Администрацией ЛПО организуется контроль за параметрами микроклимата и показателями микробной обсемененности воздушной среды с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды не реже 1 раза в год. Обращение с отходами медицинских организаций осуществляются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (п. 2.18, раздел 1 СанПиН 2.1.3.2630-10). Необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов: - для дезинфекции, для предстерилизационной очистки и для стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами); - для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования; - для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов классов Б и В (в случае отсутствия установок для обеззараживания). Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора (п. 11.3, раздел 1 СанПиН 2.1.3.2630-10). Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников (п.11.7, раздел 1 СанПиН 2.1.3.2630-10). Мероприятия по дезинфекции водных систем лечебно-профилактических организаций (систем водоснабжения, централизованных систем кондиционирования и увлажнения воздуха и др.) проводятся с целью профилактики распространения легионеллезной инфекции. Микробиологический мониторинг на наличие легионелл необходимо осуществлять не реже 2 раз в год для централизованных систем кондиционирования и увлажнения воздуха, систем горячего и холодного водоснабжения и ежеквартально для бассейнов (п. 1.6, раздел 2 СанПиН 2.1.3.2630-10). Учет стерилизации изделий медицинского назначения ведут в журнале по учетной статистической форме (п. 2.34, раздел 2 СанПиН 2.1.3.2630-10). Контроль стерилизации включает контроль работы стерилизаторов, проверку значений параметров режимов стерилизации и оценку ее эффективности. Контроль работы стерилизаторов проводят в соответствии с действующими документами: физическим (с использованием контрольно-измерительных приборов), химическим (с использованием химических индикаторов) и бактериологическим (с использованием биологических индикаторов) методами. Параметры режимов стерилизации контролируют физическим и химическим методами. Эффективность стерилизации оценивают на основании результатов бактериологических исследований при контроле стерильности изделий медицинского назначения (п. 2.35, раздел 2 СанПиН 2.1.3.2630-10). Согласно п. 1.5. Санитарных правил - СП 1.1.1058-01, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 г. N 18 (ред. от 27.03.2007 г.) юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п.2.1, СП 1.1.1058-01). Производственный контроль, согласно п. 2.4, СП 1.1.1058-01, включает в себя: а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: - на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; - сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации; в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек,санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством; д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг; е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений. Производственный контроль, согласно п. 4.1, СП 1.1.1058-01, осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: а) промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов). Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1 - 4 классов опасности; биологический фактор). Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1 - 4 классов опасности и случаев изменения технологии производства); б) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений. Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования. При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод; в) объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах); г) общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность. При осуществлении фармацевтической и медицинской деятельности с целью профилактики инфекционных заболеваний, в том числе внутрибольничных, следует предусматривать контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий; д) при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий. Согласно п. 2.1. Санитарно-эпидемиологических правил - СП 3.5.1378-03, введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 г. N 131 - при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов и осуществлении дезинфекционной деятельности должны соблюдаться санитарные правила. Согласно п. 7.4. СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарные правила и нормы, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.1999 г. N 2, конструкция многоразовых баков для сбора отходов класса А и установки одноразовых пакетов должна предусматривать крышку, а также колеса и ручки для удобного транспортирования. Выявленные нарушения стали возможными в результате бездействия должностных лиц МУЗ «Староуткинская ГБ» по соблюдению санитарных норм и правил при осуществлении медицинской деятельности. Указанные нарушения непосредственно нарушают права граждан, проживающих /пребывающих/ на территории ГО Староуткинск и обращающихся в МУЗ «Староуткинская ГБ» за медицинской помощью, на получение медицинской помощи, предусмотренные ст. 41 Конституции Российской Федерации, так как они противоречат положениям государственной политики в сфере медицины и здравоохранения и угрожают их жизни и здоровью. Следовательно, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации обе стороны по делу освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому судебные издержки отнести на счет бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 194, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц - о признании бездействий Муниципального учреждения здравоохранения «Староуткинская городская больница» Свердловской области по соблюдению санитарно - эпидемиологических норм и правил при осуществлении медицинской деятельности незаконными и об обязании Муниципального учреждения здравоохранения «Староуткинская городская больница» устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить. Признать бездействие по соблюдению санитарно-эпидемиологический норм и правил при осуществлении медицинской деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Староуткинская городская больница» Свердловской области незаконным. Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Староуткинская городская больница» Свердловской области устранить выявленные в ходе проверки нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и Федерального закона от 12.03.1999 г. № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента его мотивированного составления. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья В.Е. Ярославцев