Решение суда



Дело №2-211/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шали 4 апреля 2011 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

Председательствующего судьи Тахтарова М.Ш.

при секретаре Мукаевой М.Д.

с участием заявителя Дураева ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-211/2011 по заявлению (жалобе) Дураева ФИО13 об оспаривании действий Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жильё и имущество,

УСТАНОВИЛ:

Дураев С-А.И. обратился в суд с заявлением (жалобой) об оспаривании действий Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жильё и имущество. В обоснование своих требований указал, что он является собственником домовладения, находящегося по адресу: <адрес>». Во время военных действий в Чеченской Республике его дом был разрушен, а имущество уничтожено. Жилой дом восстановлению не подлежит. Для получения компенсационных выплат за утраченное жильё и имущество в соответствии с Положением об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жильё и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на её территории, утверждённым постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 года № 404 он подал 25 мая 2005 года в Комиссию по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в ЧР жильё и имущество заявление со всеми необходимыми документами, в подтверждение чего ему была выдана расписка.

Однако решением Комиссии № 6067 от 4 сентября 2008 года (протокол заседания Комиссии от 4 сентября 2008 года № 2 (56)), которое он получил 14 февраля 2011 года, в осуществлении компенсационных выплат за утраченное жильё и имущество ему было отказано, как заявителю, подавшему заявление и проходящему в составе семьи других заявителей. Устно в Комиссии ему заявили, что кроме его заявительского материала на получение компенсационных выплат за утраченное жильё и имущество, у них имеется ещё и заявительский материал его матери, Дураевой ФИО14, на получение компенсационных выплат за утраченное жильё и имущество, в котором он проходит в составе семьи своей матери, как проживающий с ней.

Но заявительский материал его матери, Дураевой ФИО15, касается её разрушенного домовладения, то есть другого имущества, а не его домовладения. Он никакого отношения к разрушенному домовладению своей матери не имеет, у них с его матерью разные отдельно стоящие домовладения. Его мать, Дураева Р.А., является собственником домовладения под номером <адрес>, а он как указывал выше, является собственником домовладения под номером 14 «а» по <адрес> ЧР.

В соответствии с п. 7 вышеуказанного Положения для получения компенсационных выплат гражданин представляет в Комиссию заявление от имени всех членов семьи (членов других семей), зарегистрированных (прописанных) на жилой площади разрушенного жилья до его утраты. Видимо в поданных его матерью, Дураевой Р.А., документах на получение компенсации за её утраченное жильё и имущество он был ошибочно вписан в состав её семьи на получение компенсации как проживающий вместе с ней.

Однако право на получение компенсации за утраченное его матерью её жильё и имущество он не имеет, так как не был зарегистрирован (прописан) на жилой площади его матери, что подтверждается: выпиской из похозяйственной книги, справками администрации Агиштинского сельского поселения. Согласно справке администрации Агиштинского сельского поселения он и его мать, Дураева ФИО16, каждый имеет в собственности разные домовладения.

В соответствии с п. 4 «Положения об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жильё и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на её территории», утверждённым постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 года № 404, не имеют права на получение компенсационных выплат за утраченное жильё: граждане, получившие взамен утраченного жилья жилые помещения для постоянного проживания в установленном порядке из государственного, муниципального или ведомственного жилищного фонда на территории Российской Федерации; граждане, получившие компенсацию за утраченное жильё в соответствии с Временным положением о компенсационных выплатах и других социальных гарантиях гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате вооружённого конфликта в Чеченской Республике, утверждённым Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 20 мая 1995 года, за исключением граждан, жильё которых разрушено повторно; граждане получившие компенсацию за утраченное жильё в соответствии с Порядком осуществления дополнительных компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, утверждённым Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 5 ноября 1995 года, за исключением граждан, жильё которых разрушено повторно; граждане, получившие компенсацию за утраченное жильё в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года № 510; граждане, получившие безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 года № 492; граждане, жильё которых восстановлено в ходе реализации Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2001 году, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 года № 96, и федеральной целевой программы «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 года № 889; граждане, приобретшие полностью разрушенное начиная с 12 декабря 1994 года в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жильё, за исключением граждан, которые жильё восстановили, после чего оно было разрушено повторно; граждане проживавшие на территории Чеченской Республики в гостиницах, общежитиях и служебных помещениях на условиях временного найма; граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и получившие безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 937.

Ни под одну из указанных категорий граждан, не имеющих права на получение компенсации за разрушенное и принадлежащее им жильё он не подпадает.

Так как он ошибочно был указан в заявительском материале его матери в составе семьи его матери проживавший в домовладении его матери, он обращался в Комиссию по компенсационным выплатам с просьбой вывести его из состава семьи его матери. Однако в Комиссии от него потребовали соответствующее решение суда.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как лично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда.

В судебном заседании заявитель Дураев С-А.И. свои требования поддержал по тем же основаниям.

Представитель заинтересованного лица - Комиссия по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество, о дне, месте и времени судебного заседания был надлежащим образом извещён. Однако представитель в суд не явился. О причинах неявки в суд не сообщил. Возражений относительно заявления Дураева С-А.И. не представил и о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии с п. 2 ст. 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица по имеющимся материалам.

Представитель заинтересованного лица – Управление Федеральной Миграционной Службы по ЧР в судебное заседание направил отзыв по гражданскому делу по заявлению Дураева С-А.И. в котом указывает, что при проведении проверки по заявительскому материалу Дураева С-А.И. из ФМС России поступило отрицательное заключение о том, что заявитель Дураев С-А.И. значиться в семье Дураевой ФИО17, подавшей заявление на получение компенсации за другое домовладение. А также просит суд рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.

Выслушав объяснение заявителя, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что требования Дураева С-А.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно выписки из похозяйственной книги за №43 от 16.02.2011 г. усматривается, что Дураев ФИО18 согласно похозяйственной книге №7 стр. 28 л\с 419 имеет домовладение, расположенное по адресу <адрес> ЧР, <адрес> «а».

Согласно выписки из похозяйственной книги на имя Дураевой ФИО19 усматривается, что согласно похозяйственной книге №5 стр. 92 л\с 328 она имеет домовладение, расположенное по адресу <адрес>.

Из расписки №22/10337 усматривается, что Дураевым ФИО20 подан заявительский материал в Комиссию по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах 25 мая 2005 года;

Из решений Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных уплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в ЧР жилье и имущество за № 6067 от 04 сентября 2008 года усматривается, что Дураевым С-А.И. на основании протокола Комиссии №2(56) от 4 сентября 2008 года отказано в выплате компенсации, как заявителю, подавшему заявление и проходящему в составе семьи других заявителей;

Из справки с места жительства за №39 от 11.02.2011г. усматривается, что Дураев С-А.И. действительно проживает по адресу: ЧР, <адрес> «а», и имеет отдельное согласно похозяйственной книге №7 стр. 28 л\с 419.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Магомадов Х.В. и Атабаева Р.Х. показали, что хорошо знают Дураева С-А.И., домовладение расположенное по адресу <адрес>, действительно принадлежит Дураеву С-А.И., а также пояснили, что Дураев С-А.И. ошибочно была включена в состав семьи Дураевой Р.А. и он проживает по адресу: <адрес> «а» со своей женой Далаевой Э.М..

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2003 года №404, право на получение компенсационных выплат имеют граждане, постоянно проживающие на территории Чеченской Республики, жилье которых независимо от формы собственности утрачено и включено в перечень разрушенного на территории Чеченской Республики жилья, не подлежащего восстановлению.

В соответствии с подпунктом а) пункта 4 указанного Положения, не имеют права на получение компенсационных выплат граждане, получившие компенсацию за утраченное жилье в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года №510.

Постановлением Правительства РФ №510 от 30 апреля 1997 года определен порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим её безвозвратно.

В соответствии с пунктом 2 порядка выплаты компенсаций, право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории Чеченской Республики жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и/или Личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с 12 декабря 1994 г., при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики.

Дураева С-А.И. безвозвратно Чеченскую Республику не покидал, с регистрационного учета не снимался и от принадлежащего ему жилья не отказывался.

Вместе с тем суду не представлены, какие либо доказательства, подтверждающие, что жилое помещение Дураева С-А.И. оплачено согласно Постановлений Правительства РФ №510 от 30.04.1997 года и № 404 от 04.07.2003 года.

Суд, при изложенных обстоятельствах дела считает, что отказ Комиссии в выплате компенсации Дураеву С-А.И. не основан на требованиях закона. Приходя к такому выводу суд учитывает, что Дураев С-А.И. в соответствии с постановлением Правительства РФ №404 от 04.07.2003 г. обоснованно обратилась в Комиссию Правительства ЧР по выплатам компенсаций, для получения компенсационных выплат за ее разрушенное в ходе военных действий 1994-1996г.г., 1999-2000 г.г. на территории ЧР жилье и утраченное имущество, расположенное по адресу: ЧР, <адрес> «а». В судебном заседании установлено, что у Дураев С-А.И. никакого другого жилого помещения не имеется, а в состав семьи Дураевой ФИО21 он был включен ошибочно, так как ему принадлежит отдельное жильё по вышеуказанному адресу, в котором он проживал до его разрушения.

Проверив и исследовав представленные :до деду доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что заявление Дураева С-А.И. является обоснованным, а решение Комиссии незаконным, так как заявитель Дураев С-А.И., проживает по адресу: ЧР, <адрес> «а» и является законным владельцем указанного жилья, что подтверждается представленным заявителем по делу доказательствам и другими материалами дела, подлинность которых у суда не вызывает сомнений, что она была лишена возможности реализовать свое законное право на получение компенсации за утраченное жилье и имущество в ходе военных действий 1994-1996, 1999-2000г.г. на территории ЧР в соответствии с постановлением Правительства РФ № 404 от 04.07.2003года.

Приходя к такому, выводу, суд учитывает, в том числе то обстоятельство, что препятствий, предусмотренных п.4 Положения об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, по делу не усматривается. Поскольку заявитель Дураев С-А.И. был ошибочно включена в состав семьи Дураевой Р.А., считает, что с учетом этого Комиссия Правительства Чеченской Республики по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество может повторно рассмотреть вопрос о выплате компенсации Дураева С-А.И. за ее разрушенное жилье и имущество.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление Дураева ФИО22.

Признать действия Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жильё и имущество незаконными.

Обязать Комиссию по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жильё и имущество исключить Дураева ФИО23, из состава семьи его матери, Дураевой ФИО24, как включённого в состав семьи ошибочно.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в течение 10 дней со дня вынесения через Шалинский городской суд ЧР.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ (подпись) М.Ш. ТАХТАРОВ

Решение вступило в законную силу 14.04.2011 г.

Подлинник хранится в деле № 2-211.

Копия верна:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУДЬЯ М.Ш. ТАХТАРОВ