Решение суда



Дело № 2 – 365 – 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шали, 14 апреля 2011 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего федерального судьи Ребрищева А.М.,

при секретаре Шуаиповой З.М.,

с участием старшего помощника прокурора Шалинского района ЧР Себаева Р.А., представителя Администрации Сержень-юртовского сельского поселения Митаева Р.А., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Шалинского района Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании действий (бездействий) незаконными и обязании устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Джабраилов С.С. обратился в суд с заявлением о признании действий мэрии г.Аргун ЧР незаконными и обязании устранить допущенное нарушение его прав, путем постановки его с членами его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 18 сентября 1976 года по г.Аргун ЧР, мотивируя свои требования тем, что с 1976 года он семьей проживает в г.Аргун ЧР. В то время г.Аргун административно-территориально входил в состав Шалинского района ЧИАССР, и заявитель работал учителем в школе. 18 сентября 1976 года в Шалинском райсполкоме как нуждающийся в улучшении жилищных условия он был поставлен в очередь на получение жилья по Шалинскому району ЧИАССР, с составом семьи из восьми человек, что подтверждается: письмом из администрации Шалинского муниципального района № 1382 от 18.08.2010г. со ссылкой на архивные данные. Решением Шалинского райсполкома за № 408-а от 28 августа 1988 года заявителю была выделена двухкомнатная квартира по адресу: г.Аргун, ул.Ленина, дом 129, кв. 32 и 29 августа 1988 года ему был выдан ордер на жилое помещение за № 4665. Но вселится в квартиру заявителю не удалось, так как оказалось, что данная квартира также представлена и Эдальхановой П., которая стояла в очереди с 1977 года. По данному поводу в течение нескольких лет он обращался в различные инстанции, в том числе в Администрацию Шалинского района и г.Аргун. До настоящего времени жилищный вопрос заявителя не решен. В 1991 г. г.Аргун был выеден из состава Шалинского района со статусом города республиканского подчинения. После того как г.Аргун стал самостоятельной административно-территориальной единицей, очередники нуждающиеся в жилплощади по Шалинскому району, но проживающие в г. Аргун, должны были быть включены в список очередников на получение жилья по г. Аргун органами исполнительной власти г. Аргун. Так как раннее выделенная заявителю квартира, расположенная по адресу: <адрес>, досталась семье Эдальхановой П., заявитель должен был состоять в списках очередников на получение жилплощади. Но по неизвестным ему причинам в списках очередников на получение жилплощади по г. Аргун он не значится, хотя стоит в очереди на получение жилья с 18 сентября 1976 года. В настоящее время он не работает, является пенсионером по выслуге лет, ветеран труда. По настоящее время его семья своего жилья не имеет. В конце марта 2009 года на запрос адвоката был получен ответ из администрации города Аргун, в котором сообщалось, «что администрация г. Аргун является правопреемником в отношении разрешения жилищных вопросов правового характера. А также сообщаем, что на балансе администрации г. Аргун нет свободного (резервного) жилья». 16 ноября 2009 года он в очередной раз обратился с заявлением о выделении ему квартиры как очереднику в администрацию г. Аргун. В ноябре 2009 года он получил ответ на своё обращение из администрации города Аргун, в котором сообщалось, что его заявление о выделении квартиры в порядке очерёдности в г. Аргун рассмотрено и установлено следующее. В 1991 году г. Аргун выведен из состава Шалинского района ЧИР со статусом республиканского подчинения. В архивных документах администрации г. Аргун списков либо иных материалов об очерёдности жителей г. Аргун на получение или улучшение жильцов не имеются. В списках граждан на получение и улучшение социального жилья из числа жителей г. Аргун он не значится, так как не подавал заявление и прилагающие документы об отсутствии жилья, земельного участка. 2 ноября 2010 года он вновь обратился с заявлением на имя мэра г. Аргун с просьбой, включить его в список первоочередников на получение жилплощади по г. Аргун, ЧР, так как он состоит в очереди граждан, нуждающихся в жилплощади с 18 сентября 1976 года. На его заявление был получен ответ из мэрии города Аргун, в котором приводилось содержание ст. 4 Закона Чеченской Республики от 14 марта 2007г. № 10-рз «О порядке принятия на учёт органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». С данным ответом мэрии города Аргун он не согласен, по причине того, что он состоит в очереди на получение квартиры с 18 сентября 1976 года. То есть, ещё задолго до принятия вышеуказанного Закона, на который ссылается мэрия города Аргун, он был признан нуждающимся в жилплощади и с составом из 8 человек был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилплощади.

Действия мэрии города Аргун, считает неправомерными нарушающими его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель заявителя Абдулхаджиева У.А., действующая на основании доверенности от 09 апреля 2009 года, поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям указанным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Юнусов Ш.С, действующий на основании доверенности от 09 февраля 2011 года, в судебном заседании с заявлением Джабраилова С.С. не согласился и пояснил, что из паспорта Джабраилова С. следует, что он зарегистрирован по адресу: г.Аргун, ул.Титова, д. 8, ком. 12, по которому размещается общежитие ГУП Аргунского завода «Пищемаш». Из справки от руководства завода следует, что заявитель по данному адресу не проживает, и в этой комнате размещается комендант. В настоящее время в г.Аргун отсутствует свободный жилищный фонд и строительство муниципального жилья не ведется. В архиве мэрии г.Аргун отсутствуют какие-либо документы очередников на жилье, переданные при отделении г.Аргун из Шалинского района и заявитель в списках очередников по городу не состоит. В связи с чем, считают требования Джабраилова С.С. незаконными и неподлежащими удовлетворению.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд находит требования Джабраилова С.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Судом установлено следующее:

Из ответа главы Администрации г.Аргун от 20 ноября 2009 года видно, что в 1991 году г.Аргун выведен из состава Шалинского района ЧИР со статусом республиканского подчинения. В архивных документах администрации г. Аргун списков либо иных материалов об очередности жителей г.Аргун на получение или улучшение жильцов не имеются. В списках граждан на получение и улучшение социального жилья из числа жителей г.Аргун Джабраилов С.С. не значится, так как не подавал заявление (л.д. 11).

Из ответа Администрации г.Аргун ЧР от 26 марта 2009 года следует, что Администрация г.Аргун является правопреемником в отношении разрешения жилищных вопросов правового характера. На балансе администрации г.Аргун нет свободного (резервного) жилья (л.д. 8).

Из ответа мери г.Аргун ЧР № 94 от 18 ноября 2010 года видно, что датой и временем принятия на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, в отношении которого принято положительное решение главы местного самоуправления, являются дата и время принятия уполномоченным органом по учету заявления гражданина со всеми приложенными к нему учетными документами (л.д. 9).

Из сообщения Администрации Шалинского муниципального района от 18 августа 2010г. видно, что документальных материалах архивного фонда Шалинского райисполкома Шалинского района ЧИ АССР в решении № 12 от 10 января 1986 года имеется список (приложение) очередности граждан, нуждающихся в жилплощади по Шалинскому району: Джабраилов Салман состоит в очереди с 18 сентября 1976 года. Сведений о выделении квартиры в 1988 г. в г. Аргун гражданину Джабраилову С. в райгосархиве не имеется (л.д. 10).

Согласно ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» № 184-ФЗ от 26.12.2005г. С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии со ст.ст. 2, 11, 14 и 52 ЖК РФ:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что мэрия <адрес> ЧР не представила убедительных доказательств законности принятых решений, в связи с чем требования заявления подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194 – 199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Джабраилова ФИО9 удовлетворить.

Признать действия мэрии города Аргун незаконными.

Обязать мэрию города Аргун ЧР устранить допущенное нарушение прав Джабраилова ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> и членов его семьи путем постановки на учет его и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении с 18 сентября 1976 года по г.Аргун ЧР.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Шалинский городской суд Чеченской Республики.

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 17 марта 2011 года.

Федеральный судья (подпись) А.М. Ребрищев

Копия верна:

Федеральный судья А.М. Ребрищев