Дело №2-351/11 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Шали 18 апреля 2011 года
Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего - судьи Зайнетдиновой М.Б.,
с участием старшего помощника прокурора Шалинского района Себаева Р.А.,
представителя заинтересованного лица - мэрии Шалинского городского поселения, Цакаева А.Ш. (действующего на основании доверенности №1 от 24.03.2011г.),
при секретаре Эбзиевой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шалинского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия Мэрии Шалинского городского поселения, незаконным,
установил:
Прокурор Шалинского района ЧР обратился в суд с заявлением о признании бездействия мэрии Шалинского городского поселения, незаконным, указав, что прокуратурой района проведена дополнительная проверка соблюдения администрациями населенных пунктов Шалинского района жилищного законодательства при распределении, оформлении и выдаче правоустанавливающих документов на жильё, за которое бывшим владельцам выплачена компенсация в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.1997 года № 510.
Проверкой выявлены серьезные недостатки и существенные нарушения в деятельности мэрии Шалинского городского поселения в рассматриваемом направлении. По результатам данной проверки внесены представления об устранении выявленных нарушений, а администрации населенных пунктов района были обязаны устранить допущенные нарушения.
Однако до настоящего времени какие-либо меры со стороны мэрии Шалинского городского поселения в указанном направлении не приняты.
Так, распоряжением Правительства Чеченской Республики от 18.08.2006 № 401-р, администрациям района и населенных пунктов предписывалось провести инвентаризацию и техническое обследование «отказного жилья», поставить его на учет с включением в свободный жилой фонд, а также вести учет «отказного жилья» полностью разрушенного в ходе проведения военных действий в период 1994-1996 годов.
Согласно представленным администрацией сведениям на территории г.Шали в числе лиц отказавшихся от жилья и получивших компенсации значатся 193 граждан, соответственно постановке на учет с включением в свободный жилой фонд подлежало 193 домовладений (земельных участков).
Однако, по сегодняшний день инвентаризация и техническое обследование «отказного жилья», постановка его на учет с включением в свободный жилой фонд, мэрией Шалинского городского поселения не проведена.
На основании ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, иным требованиям законодательства; содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище.
Одним из условий получения компенсации в соответствии с постановлением Правительства РФ № 510 являлось снятие с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики. Лица, получавшие компенсации, под расписку предупреждались об условиях и последствиях получения денежных средств.
Однако проверка показала, что основная часть граждан получивших компенсации за утраченное жильё и имущество в различных регионах России, в настоящее время продолжают проживать в домах, за которые ими были получены компенсации.
Так, по данным мэрии Шалинского городского поселения Асильдерова ФИО7, проживающая в домовладении по <адрес> Шалинского района, в 2003 году в Республике Дагестан получила за утраченное жильё и имущество компенсацию в размере 135 000 руб. Однако, она продолжает проживать в указанном доме, право на который она утратила получив компенсацию.
В свою очередь мэрией Шалинского городского поселения меры по выселению Асильдеровой А.Б. из самоуправно занимаемого ею жилого дома, не принимаются.
Хотя, на основании п. 2 п.п. 2.2 Положения об администрации основными задачами и функциями администрации является осуществление мер, в пределах своих полномочий, по реализации и обеспечению охране собственности, борьбе с преступностью.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности, необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Таким образом, невыполнение мэрией Шалинского городского поселения упомянутых требований законодательства и не принятие мер в отношении лиц, самовольно вселившихся в «отказное жилье», приводит к нарушению законных прав граждан, стоящих в очереди на получение жилья.
Сложившаяся ситуация во многом обусловлена недостатками в организации работы мэрии Шалинского городского поселения, отсутствием должного контроля за состоянием и эффективности работы в исследуемом направлении.
Таким образом, выявленные нарушения стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением мэрией Шалинского городского поселения возложенных на неё задач и функций.
Настоящие требования заявлены прокурором в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации на том основании, что в силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом порядке, а невключение «отказного жилья» в свободный жилищной фонд и из-за отсутствия у малоимущей категории лиц средств на приобретение нового жилья, не позволят им воспользоваться гарантированным правом на получение жилья.
Прокурор полагает, что вышеуказанные нарушения норм федерального законодательства допущены мэрией Шалинского городского поселения в результате ее бездействия, в связи, с чем просит суд признать бездействие мэрии Шалинского городского поселения, в части распределении, оформлении и выдачи правоустанавливающих документов на жильё по адресу: <адрес>, за которое Асильдеровой ФИО8 выплачена компенсация, незаконными; обязать мэрию Шалинского городского поселения провести инвентаризацию и техническое обследование указанного дома и поставить его на учет с включением в свободный муниципальный жилой фонд.
В судебном заседании старший помощник прокурора Шалинского района ЧР Себаев Р.А поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - мэрии Шалинского городского поселения, Цакаева А.Ш. (действующего на основании доверенности №1 от 24.03.2011г.) признал требования заявителя и пояснил суду, что мэрией Шалинского городского поселения работы по отказному жилью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.1997 года не проводились, поскольку полагали, что эта работа была проведена администрацией района. На сегодняшний день «отказное жилье» на территории г. Шали в сводный муниципальный жилой фонд не включено, и точной информацией по количеству этого жилья мэрия не располагает.
Заинтересованное лицо – Асильдерова А.Б., своевременно извещенная о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причинах своей неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заинтересованного лица по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд находит заявление прокурора Шалинского района ЧР обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативно – правовому акту.
В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 10.03.2004г. №14 «О проведении инвентаризации на территории Чеченской республики государственного жилищного фонда и объектов индивидуального жилищного фонда, перешедшего в государственную собственность в результате выплаты компенсаций за утраченное жилье гражданам, безвозвратно покинувшим Чеченскую Республику, подлежащего передаче в муниципальную собственность» городским и районным администрациям Чеченской Республики предписано провести инвентаризацию подлежащего передаче в муниципальную собственность государственного жилищного фонда, перешедшего в государственную собственность в результате выплаты компенсаций за утраченное жилье гражданам, безвозвратно покинувшим Чеченскую Республику.
Так, из списка лиц, получивших компенсационные выплаты в разных регионах РФ по Постановлению Правительства РФ от 30.04.1997г. №510 следует, что Асильдерова ФИО9, проживающая в домовладении по <адрес> Шалинского района, в 2003 году в Республике Дагестан получила за утраченное жильё и имущество компенсацию в размере 135 000 руб.
Из ответа Мэрии Шалинского городского поселения на прокурорский запрос усматривается, что работа по проведению инвентаризации и технического обследования жилья на территории г. Шали, за которое бывшим владельцам выплачены компенсационные выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.1997г. №510, не проводилась, так как мэрия в качестве органа исполнительно-распорядительной власти на территории Шалинского городского поселения приступила к выполнению своих прямых обязательств только с 01 января 2010 года. На сегодняшний день мэрия Шалинского городского поселения информацией по количеству «отказного жилья» на территории г. Шали не владеет.
Представитель мэрии Шалинского городского поселения также не отрицал в суде, что «отказное жилье» на территории г. Шали в сводный муниципальный жилой фонд не включено, и точной информацией по количеству этого жилья мэрия не располагает.
Приведенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что требования прокурора Шалинского района являются обоснованными, а потому оснований для отказа в удовлетворении заявления у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Шалинского района ЧР о признании бездействия мэрии Шалинского городского поселения, в части распределения, оформления и выдачи правоустанавливающих документов на жильё по адресу: <адрес>, ул. Первомайская <адрес>, за которое Асильдеровой ФИО10 выплачена компенсация, незаконным, удовлетворить.
Признать бездействие мэрии Шалинского городского поселения, в части распределения, оформления и выдачи правоустанавливающих документов на жильё по адресу: <адрес>, ул. Первомайская <адрес>, за которое Асильдеровой ФИО11 выплачена компенсация, незаконным.
Обязать мэрию Шалинского городского поселения провести инвентаризацию и техническое обследование указанного дома и поставить его на учет с включением в свободный муниципальный жилой фонд.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в Верховный суд Чеченской Республики через Шалинский городской суд ЧР в течение десяти дней.
Текст решения отпечатан в совещательной комнате.
Судья (подпись) М.Б. Зайнетдинова
Копия верна
Судья М.Б. Зайнетдинова