Решение суда





Дело №2-351/11


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шали 18 апреля 2011 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего - судьи Зайнетдиновой М.Б.,

с участием старшего помощника прокурора Шалинского района Себаева Р.А.,

представителя заинтересованного лица - мэрии Шалинского городского поселения, Цакаева А.Ш. (действующего на основании доверенности №1 от 24.03.2011г.),

при секретаре Эбзиевой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шалинского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия Мэрии Шалинского городского поселения, незаконным,

установил:

Прокурор Шалинского района ЧР обратился в суд с заявлением о признании бездействия мэрии Шалинского городского поселения, незаконным, указав, что про­ку­ра­ту­рой рай­она про­ве­де­на до­по­л­ни­тель­ная про­вер­ка со­блю­де­ния ад­ми­ни­ст­ра­ци­я­ми насе­лен­ных пун­к­тов Ша­лин­ско­го рай­она жи­лищ­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва при рас­пре­де­ле­нии, оформ­ле­нии и вы­да­че пра­во­ус­та­на­в­ли­ва­ю­щих до­ку­мен­тов на жи­льё, за ко­то­рое быв­шим вла­дель­цам вы­пла­че­на ком­пен­са­ция в со­от­вет­ст­вии с по­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30.04.1997 го­да № 510.

Про­вер­кой вы­яв­ле­ны серь­ез­ные не­до­с­тат­ки и су­ще­ст­вен­ные на­ру­ше­ния в де­я­тель­но­сти мэрии Ша­лин­ско­го городского поселения в рас­сма­т­ри­ва­е­мом на­пра­в­ле­нии. По ре­зуль­та­там данной проверки вне­се­ны пред­ста­в­ле­ния об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний, а ад­ми­ни­ст­ра­ции на­се­лен­ных пун­к­тов района бы­ли обя­за­ны ус­т­ра­нить до­пу­щен­ные на­ру­ше­ния.

Од­на­ко до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни ка­кие-ли­бо ме­ры со сто­ро­ны мэрии Шалинского городского поселения в указанном на­пра­в­ле­нии не при­няты.

Так, рас­по­ря­же­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва Че­чен­ской Ре­с­пуб­ли­ки от 18.08.2006 № 401-р, ад­ми­ни­ст­ра­ци­ям рай­она и на­се­лен­ных пун­к­тов пред­пи­сы­ва­лось прове­с­ти ин­вен­та­ри­за­цию и тех­ни­че­с­кое об­сле­до­ва­ние «от­каз­но­го жи­лья», по­ста­вить его на учет с вклю­че­ни­ем в сво­бод­ный жи­лой фонд, а так­же ве­с­ти учет «от­каз­но­го жи­лья» по­л­но­стью раз­ру­шен­но­го в хо­де про­ве­де­ния во­ен­ных дей­ст­вий в пе­ри­од 1994-1996 го­дов.

Со­г­ла­с­но пред­ста­в­лен­ным ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей све­де­ни­ям на тер­ри­то­рии г.Шали в чи­с­ле лиц от­ка­зав­ших­ся от жи­лья и по­лу­чив­ших ком­пен­са­ции зна­чат­ся 193 гра­ж­да­н, со­от­вет­ст­вен­но по­ста­нов­ке на учет с вклю­че­ни­ем в сво­бод­ный жи­лой фонд под­ле­жа­ло 193 до­мо­вла­де­ний (зе­мель­ных уча­ст­ков).

Од­на­ко, по сегодняшний день ин­вен­та­ри­за­ция и тех­ни­че­с­кое обсле­до­ва­ние «от­каз­но­го жилья», постанов­ка его на учет с вклю­че­ни­ем в свобод­ный жи­лой фонд, мэрией Шалинского городского поселения не проведена.

На ос­но­ва­нии ст. 2 Жи­лищ­но­го ко­де­к­са РФ ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной власти и ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­уп­ра­в­ле­ния в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции обеспечи­ва­ют кон­т­роль за ис­по­л­не­ни­ем жи­лищ­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, использованием и со­хран­но­стью жи­лищ­но­го фон­да, иным тре­бо­ва­ни­ям законо­да­тель­ст­ва; со­дей­ст­ву­ют раз­ви­тию рын­ка не­дви­жи­мо­сти в жи­лищ­ной сфе­ре в це­лях создания не­об­хо­ди­мых ус­ло­вий для удо­в­ле­тво­ре­ния потребностей граж­дан в жилище.

Од­ним из ус­ло­вий по­лу­че­ния ком­пен­са­ции в со­от­вет­ст­вии с постановлени­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ № 510 яв­ля­лось сня­тие с регистрационного уче­та всех чле­нов се­мьи по пре­ж­не­му ме­с­ту жи­тель­ст­ва и их от­ка­за от жи­лья на территории Че­чен­ской Ре­с­пуб­ли­ки. Ли­ца, по­лу­чав­шие компенсации, под рас­пи­с­ку пре­ду­п­ре­ж­да­лись об ус­ло­ви­ях и по­с­лед­ст­ви­ях по­лу­че­ния де­не­ж­ных средств.

Од­на­ко про­вер­ка по­ка­за­ла, что ос­нов­ная часть гра­ж­дан по­лу­чив­ших ком­пен­са­ции за ут­ра­чен­ное жи­льё и иму­ще­ст­во в раз­ли­ч­ных ре­ги­о­нах России, в на­сто­я­щее вре­мя про­дол­жа­ют про­жи­вать в до­мах, за ко­то­рые ими бы­ли по­лу­че­ны ком­пен­са­ции.

Так, по дан­ным мэрии Шалинского городского поселения Асильдерова ФИО7, прожи­ва­ю­щая в до­мовладении по <адрес> Ша­лин­ско­го рай­она, в 2003 го­ду в Республике Дагестан полу­чи­ла за ут­ра­чен­ное жи­льё и иму­ще­ст­во ком­пен­са­цию в раз­ме­ре 135 000 руб. Од­на­ко, она про­дол­жа­ет про­жи­вать в ука­зан­ном до­ме, пра­во на ко­то­рый она ут­ра­ти­ла по­лу­чив ком­пен­са­цию.

В свою оче­редь мэрией Шалинского городского поселения меры по вы­се­ле­нию Асильдеровой А.Б. из са­мо­уп­рав­но за­­н­и­­м­а­­е­мого ею жи­­л­ого до­ма, не принимаются.

Хо­тя, на ос­но­ва­нии п. 2 п.п. 2.2 По­ло­же­ния об ад­ми­ни­ст­ра­ции основными за­да­ча­ми и функ­ци­я­ми ад­ми­ни­ст­ра­ции яв­ля­ет­ся осу­ще­ст­в­ле­ние мер, в пре­де­лах сво­их по­л­но­мо­чий, по ре­а­ли­за­ции и обес­пе­че­нию ох­ра­не собст­вен­но­сти, борь­бе с пре­ступ­но­стью.

В со­от­вет­ст­вии со ст. 1 Жи­лищ­но­го ко­де­к­са РФ жи­лищ­ное за­ко­но­да­тель­ст­во ос­но­вы­ва­ет­ся на не­об­хо­ди­мо­сти обес­пе­че­ния ор­га­на­ми го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти и ор­га­на­ми ме­ст­но­го са­мо­уп­ра­в­ле­ния ус­ло­вий для осу­ще­ст­в­ле­ния гра­ж­да­на­ми пра­ва на жи­ли­ще, его бе­з­о­па­с­но­сти, не­при­ко­с­но­вен­но­сти, не­об­хо­ди­мо­сти обес­пе­че­ния вос­ста­но­в­ле­ния на­ру­шен­ных жи­лищ­ных прав, их су­деб­ной за­щи­ты, обес­пе­че­ния со­хран­но­сти жи­лищ­но­го фонда и ис­поль­зо­ва­ния жи­лых по­ме­ще­ний по на­зна­че­нию.

Та­ким об­ра­зом, не­вы­пол­не­ние мэрией Шалинского городского поселения упо­мя­ну­тых тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ст­ва и не при­ня­тие мер в от­но­ше­нии лиц, са­мо­воль­но все­лив­ших­ся в «от­каз­ное жи­лье», при­во­дит к на­ру­ше­нию за­кон­ных прав гра­ж­дан, сто­я­щих в оче­ре­ди на по­лу­че­ние жилья.

Сло­жив­ша­я­ся си­ту­а­ция во многом обу­сло­в­ле­на не­до­с­тат­ка­ми в ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты мэрии Шалинского городского поселения, от­сут­ст­ви­ем дол­ж­но­го кон­т­ро­ля за со­сто­я­ни­ем и эф­фе­к­тив­но­сти ра­бо­ты в ис­сле­ду­е­мом на­пра­в­ле­нии.

Та­ким об­ра­зом, вы­яв­лен­ные на­ру­ше­ния ста­ли воз­мо­ж­ны в связи с ненадлежащим исполнением мэрией Шалинского городского поселения воз­ло­жен­ных на неё за­дач и функ­ций.

На­сто­я­щие тре­бо­ва­ния за­я­в­ле­ны про­ку­ро­ром в за­щи­ту за­кон­ных ин­те­ре­сов не­оп­ре­де­лен­но­го кру­га лиц и Российской Федерации на том ос­но­ва­нии, что в си­лу ч. 3 ст. 40 Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ма­ло­иму­щим, иным ука­зан­ным в за­ко­не гра­ж­да­нам, ну­жда­ю­щим­ся в жи­ли­ще, оно пре­до­с­та­в­ля­ет­ся бес­плат­но или за до­с­туп­ную пла­ту из го­су­дар­ст­вен­ных, му­ни­ци­паль­ных и дру­гих жи­лищ­ных фон­дов в со­от­вет­ст­вии с ус­та­но­в­лен­ны­ми за­ко­ном порядке, а невклю­че­ние «от­каз­но­го жи­лья» в сво­бод­ный жи­лищ­ной фонд и из-за от­сут­ст­вия у ма­ло­иму­щей ка­те­го­рии лиц средств на при­об­ре­те­ние но­во­го жи­лья, не по­з­во­лят им вос­поль­зо­вать­ся га­ран­ти­ро­ван­ным пра­вом на получение жилья.

Прокурор полагает, что вышеуказанные нарушения норм федерального законодательства допущены мэрией Шалинского городского поселения в ре­зультате ее бездействия, в связи, с чем просит суд при­знать без­дей­ст­вие мэрии Шалинского городского поселения, в ча­с­ти рас­пре­де­ле­нии, оформ­ле­нии и вы­да­чи правоустанавливаю­щих до­ку­мен­тов на жильё по адресу: <адрес>, за которое Асильдеровой ФИО8 выплачена компенсация, не­за­кон­ны­ми; обязать мэрию Шалинского городского поселения про­ве­с­ти ин­вен­та­ри­за­цию и тех­ни­че­с­кое об­сле­до­ва­ние указанного дома и по­ста­вить его на учет с вклю­че­ни­ем в сво­бод­ный муниципальный жи­лой фонд.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шалинского района ЧР Себаев Р.А поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - мэрии Шалинского городского поселения, Цакаева А.Ш. (действующего на основании доверенности №1 от 24.03.2011г.) признал требования заявителя и пояснил суду, что мэрией Шалинского городского поселения работы по отказному жилью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.1997 года не проводились, поскольку полагали, что эта работа была проведена администрацией района. На сегодняшний день «отказное жилье» на территории г. Шали в сводный муниципальный жилой фонд не включено, и точной информацией по количеству этого жилья мэрия не располагает.

Заинтересованное лицо – Асильдерова А.Б., своевременно извещенная о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причинах своей неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заинтересованного лица по имеющимся материалам.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд находит заявление прокурора Шалинского района ЧР обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативно – правовому акту.

В соответствии с Постановле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва Че­чен­ской Ре­с­пуб­ли­ки от 10.03.2004г. №14 «О проведении инвентаризации на территории Чеченской республики государственного жилищного фонда и объектов индивидуального жилищного фонда, перешедшего в государственную собственность в результате выплаты компенсаций за утраченное жилье гражданам, безвозвратно покинувшим Чеченскую Республику, подлежащего передаче в муниципальную собственность» городским и районным администрациям Чеченской Республики предписано провести инвентаризацию подлежащего передаче в муниципальную собственность государственного жилищного фонда, перешедшего в государственную собственность в результате выплаты компенсаций за утраченное жилье гражданам, безвозвратно покинувшим Чеченскую Республику.

Так, из списка лиц, получивших компенсационные выплаты в разных регионах РФ по Постановлению Правительства РФ от 30.04.1997г. №510 следует, что Асильдерова ФИО9, прожи­ва­ю­щая в до­мовладении по <адрес> Ша­лин­ско­го рай­она, в 2003 го­ду в Республике Дагестан полу­чи­ла за ут­ра­чен­ное жи­льё и иму­ще­ст­во ком­пен­са­цию в раз­ме­ре 135 000 руб.

Из ответа Мэрии Шалинского городского поселения на прокурорский запрос усматривается, что работа по проведению инвентаризации и технического обследования жилья на территории г. Шали, за которое бывшим владельцам выплачены компенсационные выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.1997г. №510, не проводилась, так как мэрия в качестве органа исполнительно-распорядительной власти на территории Шалинского городского поселения приступила к выполнению своих прямых обязательств только с 01 января 2010 года. На сегодняшний день мэрия Шалинского городского поселения информацией по количеству «отказного жилья» на территории г. Шали не владеет.

Представитель мэрии Шалинского городского поселения также не отрицал в суде, что «отказное жилье» на территории г. Шали в сводный муниципальный жилой фонд не включено, и точной информацией по количеству этого жилья мэрия не располагает.

Приведенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что требования прокурора Шалинского района являются обоснованными, а потому оснований для отказа в удовлетворении заявления у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Шалинского района ЧР о признании бездействия мэрии Шалинского городского поселения, в ча­с­ти рас­пре­де­ле­ния, оформ­ле­ния и вы­да­чи пра­во­ус­та­на­в­ли­ва­ю­щих до­ку­мен­тов на жильё по адресу: <адрес>, ул. Первомайская <адрес>, за которое Асильдеровой ФИО10 выплачена компенсация, незаконным, удовлетворить.

Признать без­дей­ст­вие мэрии Шалинского городского поселения, в ча­с­ти распределе­ния, оформ­ле­ния и вы­да­чи пра­во­ус­та­на­в­ли­ва­ю­щих до­ку­мен­тов на жильё по адресу: <адрес>, ул. Первомайская <адрес>, за которое Асильдеровой ФИО11 выплачена компенсация, не­за­кон­ны­м.

Обязать мэрию Шалинского городского поселения про­ве­с­ти ин­вен­та­ри­за­цию и тех­ни­че­с­кое об­сле­до­ва­ние указанного дома и по­ста­вить его на учет с вклю­че­ни­ем в свобод­ный муниципальный жи­лой фонд.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в Верховный суд Чеченской Республики через Шалинский городской суд ЧР в течение десяти дней.


Текст решения отпечатан в совещательной комнате.

Судья (подпись) М.Б. Зайнетдинова

Копия верна

Судья М.Б. Зайнетдинова