Решение суда




Дело №2-442/11


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шали 24 мая 2011 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего - судьи Зайнетдиновой М.Б.,

с участием помощника прокурора Курчалоевского района Магомадова Г.С.,

заинтересованного лица – главы Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР Хизриева И.Л.,

при секретаре Эбзиевой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Курчалоевсского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия главы Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР, незаконным,

установил:

Прокурор Курчалоевского района ЧР обратился в суд с заявлением о признании бездействия главы Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР, незаконным, указав, что прокуратурой Курчалоевского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной службе и противодействию коррупции, в ходе которой установлено, что главой Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района (далее – сельское поселение) допущены нарушения действующего федерального законодательства.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, подлежат официальному опубликованию.

Главой сельского поселения сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый квартал 2011 года не опубликовывались.

Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В соответствии с п.4 ч.4 ст.8 данного закона не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную и служебную тайну).

Противодействие коррупции в РФ согласно ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Таким образом, бездействие сельского поселения, выразившееся в неопубликовании сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, нарушает основные принципы, на которых основывается противодействии коррупции в Российской Федерации, и затрагивает право неопределенного круга лиц на получение необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.1 ФЗ № 131-ФЗ местное самоуправления в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Как следует из преамбулы ч.1 ст.2 ФЗ № 131-ФЗ должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Нарушения федерального законодательства в данной сфере правоотношений способствует возникновению коррупционных проявлений и злоупотреблений служебным положением, а также может послужить предпосылкой социальной напряженности в обществе.

Одним из положительных факторов эффективного и целенаправленного разрешения вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, является соблюдение законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, а также своевременное и полное отражение сведений о ходе исполнения местного бюджета и деятельности муниципальных служащих, с указанием фактических затрат на их денежное содержание.

Главой Курчалоевского сельского поселения грубо нарушаются требования законодательства о местном самоуправлении, а также права граждан, проживающих на территории муниципального образования. Такие основные функции и задачи местного самоуправления, как обеспечение участия населения в разрешении вопросов местного

самоуправления, управления муниципальной собственностью, обеспечение комплексного развития территории, обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах, охрана общественного порядка, напрямую зависят от соблюдения органами местного самоуправления действующего законодательства, в том числе, о муниципальной службе.

Обеспечение нормальной деятельности органов местного самоуправления прямо связано с грамотным и законным использованием бюджетных средств, чему во многом может помещать отсутствие сведений о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание. Муниципальное образование, муниципальные служащие представляют в первую очередь интересы неопределенного круга лиц, проживающих в его границах. Неисполнение требований законодательства о муниципальной службе органами местного самоуправления затрагивает, в том числе, имущественные интересы населения муниципального образования, касаются благосостояния ее жителей.

Бездействие главы муниципального образования, выразившееся в том, что своевременно сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание не опубликованы, затрагивает и нарушает права и свободы граждан, создает значительные препятствия для осуществления правомочий в правоотношениях в сфере муниципальной службы, которое в соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оспаривается в гражданском судопроизводстве.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор района является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела.

В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.45, ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит суд: признать бездействие главы Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района - незаконным; возложить на главу Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района обязанность опубликовать в районной газете МУ Курчалоевская районная газета «Машар» сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый квартал 2011 года, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Курчалоевского района ЧР Магомадов Г.С. поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и просил их удовлетворить.

Заинтересованное лицо - глава Курчалоевского сельского поселения Хизриев И.Л. признал требования прокурора и пояснил суду, что выявленные прокуратурой района нарушения действительно имеют место, администрацией Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района информация о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый квартал 2011 года не представлена для официального опубликования в районной газете и не размещена в

сети «Интернет». В кратчайшие сроки указанные нарушения будут устранены.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд находит заявление прокурора Курчалоевского района ЧР обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативно – правовому акту.

Согласно ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Из ответа главного редактора МУ «Курчалоевская районная газета «Машар» на прокурорский запрос усматривается, что главой Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района информация о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый квартал 2011 года до настоящего времени для официального опубликования не представлена.

Глава Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района также не отрицал в суде, что информация о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый квартал 2011 года для официального опубликования в районную газету не была представлена.

Приведенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что требования прокурора Шалинского района являются обоснованными, а потому оснований для отказа в удовлетворении заявления у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Курчалоевского района ЧР о признании бездействия главы Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района, незаконным, удовлетворить.

Признать бездействие главы Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района - незаконным.

Возложить на главу Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района обязанность опубликовать в районной газете МУ Курчалоевская районная газета «Машар» сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый квартал 2011 года, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в Верховный суд Чеченской Республики через Шалинский городской суд ЧР в течение десяти дней.


Текст решения отпечатан в совещательной комнате.

Судья (подпись) М.Б. Зайнетдинова

Копия верна

Судья М.Б. Зайнетдинова