РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Шали 24 июня 2011 года Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе: председательствующего судьи Хумигова А.А., с участием помощника прокурора Курчалоевского района ЧР Абубакарова А.В., при секретаре Джунаидовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Курчалоевского района ЧР в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании бездействия главы Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района незаконными, установил: Прокурор, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с вышеуказанным заявлением о признании бездействий главы Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района незаконными, указав, что прокуратурой Курчалоевского района ЧР была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной службе и противодействию коррупции, в ходе которой установлено, что главой Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района (далее-сельское поселение) допущены нарушения действующего федерального законодательства. В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-ФЗ №131-ФЗ) ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Однако главой сельского поселения сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый квартал 2011 года не опубликовывались. Так, согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. В соответствии с п.4 ч.4 ст.8 данного закона не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную и служебную тайну). Противодействие коррупции в РФ согласно ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Таким образом, бездействие сельского поселения, выразившееся в не опубликовании сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, нарушает основные принципы, на которых основывается противодействие коррупции в Российской Федерации, и затрагивает право неопределенного круга лиц на получение необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления. В соответствии со ст.1 ФЗ № 131-ФЗ местное самоуправление в РФ- форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Кроме того, согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба- профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Как следует из преамбулы ч. 1 ст.2 ФЗ № 131-ФЗ должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Нарушение федерального законодательства в данной сфере правоотношений способствует возникновению коррупционных проявлений и злоупотреблений служебным положением, а также может послужить предпосылкой социальной напряженности в обществе. Одним из положительных факторов эффективного и целенаправленного разрешения вопросов местного значения, т.е., вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, является соблюдение законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, а также своевременное и полное отражение сведений о ходе исполнения местного бюджета и деятельности муниципальных служащих, с указанием фактических затрат на их денежное содержание. Между тем, главой сельского поселения грубо нарушаются требования законодательства о местном самоуправлении, а также права граждан, проживающих на территории муниципального образования. Такие основные функции и задачи местного самоуправления, как обеспечение участия населения в разрешении вопросов местного самоуправления, управления муниципальной собственностью, обеспечение комплексного развития территории, обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах, охрана общественного порядка, напрямую зависят от соблюдения органами местного самоуправления действующего законодательства, в том числе, о муниципальной службе. Обеспечение нормальной деятельности органов местного самоуправления прямо связано с грамотным и законным использованием бюджетных средств, чему во многом может помешать отсутствие сведений о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание. Муниципальное образование, муниципальные служащие представляют в первую очередь интересы неопределенного круга лиц, проживающих в его границах. Неисполнение требований законодательства о муниципальной службе органами местного самоуправления затрагивают, в том числе, имущественные интересы населения муниципального образования, касаются благосостояния ее жителей. Бездействие главы муниципального образования, выразившееся в том, что своевременно сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание не опубликованы, затрагивает и нарушает права и свободы граждан, создает значительные препятствия для осуществления правомочий в правоотношениях в сфере муниципальной службы, которое в соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оспаривается в гражданском судопроизводстве. Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор района, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В связи с вышеизложенным прокурор просит: -признать бездействие главы Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района незаконным; - возложить на главу Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района обязанность опубликовать в районной газете МУ Курчалоевская районная газета «Машар» сведения о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый квартал 2011 года, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании прокурор Курчалоевского района ЧР поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении и просил их удовлетворить. Заинтересованное лицо - глава Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении просил суд рассмотреть гражданское дело без его участия, в связи со служебной загруженностью. Заявленные требования прокурора признает в полном объеме. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Таким образом, поскольку глава Гелдаганского сельского поселения полностью признал требования прокурора и признание иска в данном случае не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, то в соответствии с законом требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Курчалоевского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать бездействия главы Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района, выразившиеся в неопубликовании в районной газете МУ Курчалоевская районная газета «Машар» сведений о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание незаконными и обязать главу Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района устранить допущенные нарушения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий (подпись) А.А. Хумигов Копия верна: Судья А.А. Хумигов
Дело № 2-521-11