Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Шали 14 июля 2011 года Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе: председательствующего судьи Зайнетдиновой М.Б., при секретаре Эбзиевой Я.С., с участием помощника прокурора Курчалоевского района Абубакарова А.В., представителя ответчика Шапаевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курчалоевского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района», о признании бездействия незаконным, у с т а н о в и л: Прокурор Курчалоевского района ЧР обратился с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района», о признании бездействия незаконным. В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района в апреле 2011 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Образование» муниципальным образовательным учреждением «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района» (далее – МОУ СОШ), по результатам которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Ранее, в 2010 году по результатам аналогичной проверки по выявленным нарушениям СанПина 2.4.5.2409-08, а именно, отсутствие для учащихся двухразового горячего питания (завтрак, обед), горячих первых и вторых блюд, доведенных до кулинарной готовности, порционированных, в адрес директора «МОУ СОШ» вносилось представление об их устранении. По результатам рассмотрения представления, прокурору было сообщено об устранении выявленных нарушений федерального законодательства и о привлечении, приказом № 51 от 14.12.2010, к дисциплинарной ответственности Магомадовой М.А. Однако до настоящего времени, как установлено проведенной проверкой, законные требования прокурора в части принятия действительных мер по устранению выявленных нарушений требований закона, причин и условий им способствующих, не выполнены, несмотря на то, что в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», выявленные нарушения действующего законодательства подлежали устранению по требованию прокурора. Так, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет, что при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка. В статье 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что в дошкольных и других общеобразовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Пункт 19 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее -Закон № 3266-1) определяет, что к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы, в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Часть 5 ст. 51 Закона № 3266-1 предусматривает, что организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Пункт 6.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего образования, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 №2409-08 (далее-СанПин 2.3.5. 2409-08) определяет, что для обучающихся общеобразовательных учреждений, необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть дополнительно организован полдник. Пункт 7.1 СанПин 2.3.5. 2409-08 закрепляет, что наряду с основным питанием, возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора, и в соответствии с рекомендуемым настоящими санитарными правилами ассортиментом дополнительного питания. При этом п. 6.34 СанПин, не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что требования об устранении выявленных нарушений СанПина, перечисленных в представлении прокурора от 09.12.2010, внесенном в адрес директора МОУ «Майртупская СОШ №3» Курчалоевского муниципального района, не исполнены, поскольку до настоящего времени не организовано для учащихся двухразовое горячее питание (завтрак, обед), отсутствуют горячее первое и второе блюда, доведенные до кулинарной готовности, порционированные. Невыполнение вышеназванных требований по обеспечению горячим питанием школьников может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде вреда для здоровья учащихся, вызванного различными заболеваниями детского организма, связанными с отсутствием своевременного горячего питания. До настоящего времени нарушения требований вышеуказанного законодательства МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района» не устранены, а способы воздействия иными актами прокурорского реагирования по их устранению исчерпаны, в связи с чем, единственным способом по их устранению является способ посредством вынесения судебного решения, так как указанные нарушения затрагивают права и интересы несовершеннолетних учащихся среднеобразовательной школы. На основании изложенного прокурор просит: -признать незаконным бездействие МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района», выразившее в непринятии мер по организации для учащихся образовательного учреждения горячего питания, -обязать МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района», до начала учебного года, то есть до 01 сентября 2011 года принять исчерпывающие меры по организации горячего питания. В судебном заседании прокурор Абубакаров А.В. поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и просил их удовлетворить. Представитель ответчика МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района» - Шапаева А.И., в судебном заседании иск признала и пояснила, что состоит в должности директора МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района». В ее должностные обязанности входит координация деятельности Учреждения. Действительно в их школе для учащихся не организовано двухразовое горячее питание (завтрак, обед), горячие первые и вторые блюда. Данное нарушение допущено в связи с отсутствием финансирования школы для этих целей. Третье лицо по делу – МУ «Управление образования Курчалоевского муниципального района» своевременно извещенное о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило и о рассмотрении дела в его отсутствие не просило. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлено сведений о причинах неявки. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица. Заслушав объяснения прокурора, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Факт нарушения МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района» требований действующего законодательства, выразившегося в непринятии мер по организации для учащихся образовательного учреждения горячего питания, объективно подтверждается имеющимися в деле материалами прокурорской проверки. Доводы прокурора ответчиком - МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района», не оспариваются. Кроме того, согласно ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд считает, что признание МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района» иска соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц и поэтому суд принимает признание иска ответчиком, в связи с чем исковые требования прокурора Курчалоевского района о признании незаконным бездействия МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района», выразившее в непринятии мер по организации для учащихся образовательного учреждения горячего питания, подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление в защиту прав и законных интересов граждан освобождается от уплаты госпошлины. А в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194 -199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск прокурора Курчалоевского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района», выразившее в непринятии мер по организации для учащихся образовательного учреждения горячего питания, удовлетворить. Признать бездействие МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района», выразившее в непринятии мер по организации для учащихся образовательного учреждения горячего питания, незаконным. Обязать МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района», до начала учебного года, то есть до 01 сентября 2011 года принять исчерпывающие меры по организации горячего питания в школе. Взыскать с МОУ «Майртупская средняя общеобразовательная школа №3 Курчалоевского муниципального района» государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики течение 10 дней через Шалинский городской суд со дня его вынесения. Судья (подпись) М.Б. Зайнетдинова Копия верна: Судья М.Б. Зайнетдинова
Дело № 2-576/11