Решение суда



Дело № 2-461-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Шали 02 июня 2011 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего судьи Кульчиева А-С.Л., при секретаре судебного заседания Шуаиповой З.М., с участием помощника прокурора Шалинского района ЧР Себаева Р.А., представителя ответчика администрации Шалинского муниципального района ЧР Гайрбековой З.Г., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шалинского района ЧР в интересах Бараева ФИО12 о понуждении администрации Шалинского муниципального района поставить на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в получении жилого помещения площадью не ниже социальных норм,

у с т а н о в и л:

Прокурор Шалинского района ЧР, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах Бараева С-С.М. о понуждении администрации Шалинского муниципального района поставить на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в получении жилого помещения площадью не ниже социальных норм, указав, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей. В ходе, которой были выявлены существенные нарушения жилищных прав де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под особой защитой государства.

Так, Бараев С-С.М., 18 января 1993 года рождения, в настоящее время является лицом из числа детей-сирот, оставшимся без попечения родителей.

Родители его-отец-Бараев ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер 07 апреля 1997 года, мать – Бараева ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 25 июля 2007 года решением Шалинского городского суда ЧР лишена родительских прав.

Решением заседания опекунского Совета при Шалинском РайОО от 19.10.2004 года над Бараевым С-С.М. оформлена опека.

Согласно справке, предоставленной администрацией с.Дуба-Юрт от 06.03.2008 № 491, Бараев С-С.М. проживает в домовладе­нии, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащей Бараевой ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В настоящее время установлено, что администрацией Шалинского муниципального района не приняты меры по постановке на учет Бараева С-С.М. в качестве нуждающегося в жилом помещении и меры по предоставлению жилого помещения по договору социального найма не менее социальной нормы, о чем свидетельствуют сведения, поступившие в прокуратуру из администрации Шалинского муниципального района, письменные пояснения начальника соци­ального отдела администрации Шалинского муниципального района ЧР Гайр­бековой З.Г.

Таким образом, в администрации Шалинского муниципального рай­она не принимаются меры по постановке на учет Бараева С-С.М. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма не ниже соци­альных норм.

В связи с чем прокурор Шалинского района ЧР просит:

- обязать администрацию Шалинского муниципального района поставить на учет Бараева ФИО10 в качестве нуждающегося в получении жилого помещения площадью не ниже социальных норм.

В судебном заседании прокурор Шалинского района ЧР исковое заявление поддержал по изложенным основаниям и просил суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика -администрации Шалинского муниципального района ЧР Гайрбекова З.Г. требования прокурора признала и пояснила, что администрацией района проведена определенная работа в сфере выполнения требований федерального закона по постановке указанных лиц на учет по внеочередному обеспечению жилыми помещениями не ниже социальных норм. В отношении Бараева С-С.М. обязуются поставить его на учет и направить его учетное дело в Министерство труда, занятости и социального развития ЧР для выделения ему жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

А дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). И снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Кроме того, необходимым условием для предоставления жилого помещения по дого­вору социального найма является постановка лиц указанной категории на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Как следует из п.7 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации ор­ганы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социаль­ного найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жи­лищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граж­дан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по до­говорам социального найма.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Между тем, в соответствии с ч. 1, 2, 3 ст.4 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Закон № 48-ФЗ), задачами государст­венного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются: обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства, защита прав и законных интересов подопечных, обеспечение достойного уровня жизни подопечных.

Пунктом 1 статьи 6 Закона № 48-ФЗ, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяю­щими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образо­ванные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечи­тельству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полно­мочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Из приведенных законоположений следует, что ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в каче­стве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по дого­ворам социального найма возложено на органы местного самоуправления му­ниципальных районов. Уклонение администрации района от исполнения воз­ложенных законом обязанностей нарушает права детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей на своевременное получение жилого помеще­ния гарантированного государством.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приня­ты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктами 1 и 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в каче­стве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образова­тельных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального об­служивания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при пре­кращении опеки (попечительства).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ). В соответст­вии с частью 6 статьи 19 вышеуказанного закона наделение органов муниципальной власти от­дельными государственными полномочиями субъектов Российской Федера­ции осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 14 Закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в по­селении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помеще­ниями в соответствии с жилищным законодательством, организация строи­тельства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Статьей 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного само­управления, установленные Федеральными законами и законами субъектов Рос­сийской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственны­ми полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного са­моуправления. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного са­моуправления городских округов, если иное не установлено федеральным за­коном или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, принятой всенародным голо­сованием 12.12.1993, каждый имеет право на жилище. Органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строи­тельство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст.ст. 8,13 Конвенции «О защите прав человека и ос­новных свобод», каждый человек имеет право на уважение его личной и се­мейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. Каждый человек, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективные средства правовой защиты перед го­сударственным органом.

Расходы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения на условиях софинансирования предусмотрены денежные средства, выделенные денежные средства Минтрудом ЧР направляются на исполнение ранее принятых судами ЧР решений. Министерством труда, занятости и социального развития ЧР направлена заявка на выделение дополнительных денежных средств для исполнения иных решений суда по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Между тем, денежные средства для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, выделяются из бюджета ЧР Министерства труда, занятости и социального развития ЧР и обеспечением жилыми помещениями указанных выше лиц занимается Министерство труда, занятости и социального развития ЧР.

В связи с чем, органы местного самоуправления собирают лишь данные о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, а также детях, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, так как денежные средства из бюджета ЧР на обеспечение жилыми помещениями указанных лиц им не выделяются.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, ос­нованием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушен­ных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной за­щиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в госу­дарственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, прокурор обращается в суд в интересах Бараева С-С.М. с исковым заявлением к администрации Шалинского муниципального района о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в получе­нии жилого помещения площадью не ниже социальных норм, так как имею­щие­ся нарушения ущемляют его право на получение гарантируемой государст­вом социальной помощи, и требует принятию мер, направленных на защиту ука­занной категории лиц.

С учетом вышеизложенного, заявленные требования прокурора Шалинского района ЧР подлежат удовлетворению, поскольку они являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Шалинского района ЧР удовлетворить.

Обязать администрацию Шалинского муниципального района по­ставить Бараева ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения площадью не ниже социальных норм и направить его учетное дело в Министерство труда, занятости и социального развития для предоставления ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чеченской Республики в течение десяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий (подпись) А-С.Л. Кульчиев

Копия верна:

Решение вступило в законную силу 07 июня 2011 года

Подлинник находится в деле № 2-461

Судья А-С.Л. Кульчиев