Решение суда



Дело № 2 – 1151 – 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шали, 05 декабря 2011 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего федерального судьи Ребрищева А.М.,

при секретаре Эбзиевой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джабраилова ФИО10 к мэрии г.Аргун ЧР о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Джабраилов С.С. обратился в суд с иском к мэрии г.Аргун ЧР о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на получение жилья по договору социального найма, включении в список первоочередного получения жилья, мотивируя свои требования тем, что Джабраилов С.С. был поставлен на учёт с членами своей семьи как нуждающийся в улучшении жилищных условий 18 сентября 1976 года по Шалинскому району Чечено-Ингушской АССР. В то время г. Аргун административно-территориально входил в состав Шалинского района ЧИАССР. Письмом из администрации Шалинского муниципального образования за № 1382 от 18.08.2010 года со ссылкой на архивные данные этот факт подтверждается. Решением Шалинского райисполкома за № 408-а от 28 августа 1988 года ему была выделена квартира (двухкомнатная) по адресу: <адрес>. 29 августа 1988 года ему был выдан ордер за № 4665 на вселение в эту квартиру. Но вселиться в эту квартиру не представилось возможным из-за того, что эта же квартира была выделена Эдельхановой П., которая состояла в этой же очереди с 1977 года, то есть на год поздней, чем он. По этому поводу он обращался в различные инстанции в течении ряда лет, на что получал обещания разрешения своего вопроса. Таким образом, он оставался в очереди на получение жилья. В 1991 году г. Аргун был выведен из состава Шалинского района со статусом города республиканского подчинения. Город Аргун, став самостоятельной административно-территориальной единицей, остался правопреемником в вопросах жилищной политики. Очередники, нуждающиеся в жилищной площади по Шалинскому району и проживающие в г.Аргун, должны были быть включены в список очередников на получение жилья по городу Аргун органами исполнительной власти этого города. Однако по неизвестным истцу причинам в списки очередников на получение жилья он не был включен, как выяснилось. В настоящее время он не работает, является пенсионером по выслуге лет, ветераном труда. По настоящее время его право на получение жилья, гарантированное ему Конституцией, им не реализовано по причинам субъективного характера чиновников, как в прошлом, так и в настоящем. 2 ноября 2010 года он обратился с заявлением на имя Мэра г. Аргун с просьбой, включить его в список первоочередного права на получение жилья по г. Аргун. На его заявление получен ответ, в котором приводилось содержание ст. 4 Закона Чеченской Республики от 14 марта 2007 года № 10-рз «О порядке принятия на учёт органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по Договорам социального найма». С такой трактовкой Жилищного закона (Жилищный кодекс РФ) он не согласен, так как он состоит в очереди на получение квартиры с 18 сентября 1976 года. Своё право он начал реализовывать задолго до принятия указанного Закона. Меры, которые принимает нынешняя администрация или муниципалитет, по меньшей мере, незаконны, так как они противоречат основам законодательства Российской Федерации. Он заслужил своим трудом и ему гарантировано жильё в муниципальном жилищном фонде по всем Законам как РСФСР, СССР, РФ. Основной Закон РФ гарантирует его право, и никто не в праве его у него отнимать и признавать его право недействительным кроме как по решению суда. Из сообщения Администрации Шалинского муниципалитета от 18 августа 2010 года, очевидно, что по архивным данным он состоит в очереди с 18 сентября 1976 года, сведений о получении им квартиры не имеется, хотя на руках у него имеется ордер. Ордер по тем временам являлся единственным документом предоставляющим право на вселение в указанную квартиру. Администрация г. Аргун утверждает, что его жилищные условия были улучшены путём выделения ему земельного участка под индивидуальное строительство жилого дома. Это в циничной форме неправда. Никакого земельного участка он не получал, так как и не претендовал ни на какой земельный участок тогда. Ему необходимо отдельное благоустроенное жильё в муниципальном жилищном фонде. Тогда ему была необходима квартира для проживания совместно с моими детьми, но прошло время и его дети проживают самостоятельно, а он продолжает числиться в общежитии и по очереди проживать у детей. В его возрасте это не совсем удобно и по соображениям сохранения, какого либо остатка здоровья ему необходимо своё отдельное жильё. Полагает, что Мэрия г. Аргун ЧР не обоснованно отказала ему в сохранении его очерёдности на получение жилья по Договору социального на основании того, что он состоит в очереди с 1976 года. Утверждение Мэрии, что у него отсутствует право на получение жилья, так как отсутствуют основание для признания его лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку решением Шалинского сельского Совета народных депутатов от 20 сентября 1991 года ему выделен земельный участок под индивидуальное строительство жилья неверно. А потому досудебные формы разрешения спора исчерпаны.

В судебном заседании представители истца Абдулхаджиева У.А., Ахмедов С.М. действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Юнусов Ш.С, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском Джабраилова С.С. не согласился и пояснил, что подп. 4 п. 3 решения исполкома Шалинского райсовета НД ЧИАССР от 17 апреля 1987 года № 232 «Об утверждении списков очередности нуждающихся в выделении жилой площади по Шалинскому району», утвержден льготный список очередности учителей нуждающихся в жилой площади, в котором под. № 4 указан Джабраилов С.С., место работы – Шалинская СШ № 7, домашний адрес <адрес>, состав семьи – 8 человек, дата подачи заявления 18.09.1976г. Из указанного следует, что местом жительства и прописки на тот период и по настоящее время у Джабраилова С.С. является г.<адрес> а не <адрес> и, что регистрация по второму адресу с 09.09.1976г. является фальсификацией. Общежитие является ведомственным специализированным жилищным фондом ГУП Аргунского завода «Пищемаш» и комната в нем могла быть выделена только работающему на заводе, что является общеизвестным фактом. Пунктом 1 решения исполкома Шалинского райсовета НД ЧИАССР от 19 августа 1988 года Джабраилов (подп. № 11) выведен из очереди на получение жилья после проверки жилищно-бытовой комиссией, в связи с выделением земельного участка под строительство жилого дома. Из выписки из лицевого счета истца от 14.02.2011г. ГУП «ЕИРЦ ЧР» следует, что истец проживает в <адрес>, где и платит за коммунальные услуги и который является фактическим адресом проживания истца все это время. Мэрия г.Аргун не является правопреемником Шалинского РИК СНД ЧИАССР в жилищных правоотношениях, так как в момент выделения в 1991 г. г.Аргун в республиканское подчинение из Шалинского района не были составлены и переданы передаточные акты, разделительный баланс, списки очередников и т.д. в виду осложняющейся общественно-политической ситуации в республике. Указанные архивные документы отсутствуют как в г.Аргун, так и в г.Шали. 07 мая 2009 года по делу № 2-294/09 Шалинским городским судом принято решение об отказе Джабраилову С.С. в восстановлении исковой давности по иску к администрации г.Аргун о предоставлении квартиры. Также, определением того же суда 11 июня 2010 г. отказано в удовлетворении иска о предоставлении квартиры, в связи с пропуском срока исковой давности. Джабраилов С.С. на учете в мэрии как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоял, не состоит и ни какого отношения к г.Аргун не имеет, так как всю жизнь прожил и проработал в г.Шали, что могут подтвердить педколлектив школы и соседи по месту жительства. Таким образом, заявление Джабраилова С.С. к мэрии г.Аргун о признании права на жилье, восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения не может быть удовлетворено, является необоснованным и незаконным, так как мэрия не нарушала его жилищных прав, не имеет к нему никакого отношения, поэтому является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем дело подлежит прекращению.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд находит требования Джабраилова С.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено следующее:

Из ответа Администрации г.Аргун ЧР от 26 марта 2009 года следует, что Администрация г.Аргун является правопреемником в отношении разрешения жилищных вопросов правового характера. На балансе администрации г.Аргун нет свободного (резервного) жилья (л.д.8).

Согласно архивной справке № 272 от 22 декабря 2008 года в документальных материалах архивного фонда Шалинского райисполкома Шалинского района ЧИ АССР в решении № 12 от 10 января 1986 года в списке очередности граждан, нуждающихся в жилплощади по Шалинскому району Джабраилов Салман состоит в очереди с 18 сентября 1976 года (л.д. 9).

Из сообщения Администрации Шалинского муниципального района от 18 августа 2010г. видно, что в документальных материалах архивного фонда Шалинского райисполкома Шалинского района ЧИ АССР, в решении № 12 от 10 января 1986 года, имеется список (приложение) очередности граждан, нуждающихся в жилплощади по Шалинскому району: Джабраилов Салман состоит в очереди с 18 сентября 1976 года. Сведений о выделении квартиры в 1988 г. в г. Аргун гражданину Джабраилову С. в райгосархиве не имеется (л.д. 10).

В судебном заседании было установлено, что Джабраилов С.С. не утратил оснований, предоставляющих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотренных как жилищным законодательством, действовавшим до введения в действие ЖК РФ в частности, - ст. 29 ЖК РСФСР, так и действующим жилищным законодательством, - ст. 56 ЖК РФ, что подтверждается справкой № 2765 от 15 августа 2011 года Отделения по Шалинскому району Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по ЧР, согласно которой за Джабраиловым ФИО12 жилья не значится и уведомлением от 15 августа 2011 года Управления Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии по ЧР согласно которому в Едином Государственном реестре прав запись о регистрации прав этого субъекта отсутствует (л.д. 22, 24).

Кроме того, это обстоятельство подтверждается также имеющейся в паспорте Джабраилова С.С. записью о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> и справкой Республиканского адресно-справочного бюро от 26 апреля 2011 года о том, что он зарегистрирован по вышеуказанному адресу (л.д. 6,7, 23).

Согласно вступившему в законную силу решению Шалинского городского суда от 07 мая 2009 года в удовлетворении иска Джабраилову ФИО13 к Администрации г. Аргун ЧР о предоставлении квартиры отказано в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

В соответствии с ч 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Однако, как видно из решения суда от 07 мая 2009 года в данном случае имели место иные предмет и основания иска. Поэтому обстоятельства, установленные этим решением суда, не имеют значения для настоящего дела.

Доводы ответчика о том, что Джабраилов С.С. утратил право на получение жилья и был исключен из очереди лиц, имеющих на это право в связи с выделением ему земельного участка под строительство жилого дома решением органа местной власти, судом проверены и являются несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено следующее:

Решением Исполкома Шалинского сельского Совета народных депутатов от 30 марта 1983 года Джабраилову ФИО14 выделен приусадебный участок (л.д. 11-13).

Решением исполнительного комитета Шалинского районного Совета народных депутатов Чечено-Ингушской АССР от 19 августа 1988 года Джабраилов ФИО15 исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что ему выделен земельный участок под строительство жилого дома (л.д. 14-15).

Однако, решением Шалинского сельского Совета народных депутатов от 20 сентября 1991 года признано, что Джабраилову С. приусадебный участок выделен необоснованно и подлежит изъятию (л.д.16-17), то есть основания, предусмотренные ст. 29 ЖК РСФСР и ст. 56 ЖК РФ дающие право истцу на получение жилого помещения не отпали.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» № 184-ФЗ от 26.12.2005г. С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии со ст.ст. 2, 11, 14 и 52 ЖК РФ:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Джабраилова С.С. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 200 рублей.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с ответчика мэрии г.Аргун ЧР государственную пошлину.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194 – 199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Джабраилова ФИО16 удовлетворить.

Признать гражданина Джабраилова ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> и проживающего по адресу: <адрес> нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и состоящем на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении с 18 сентября 1976 года.

Признать действия мэрии города Аргун ЧР об отказе в принятие на учет Джабраилова ФИО18 в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными и обязать указанный орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав Джабраилова ФИО19.

Взыскать с мэрии г.Аргун ЧР государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Шалинский городской суд Чеченской Республики.

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 09 декабря 2011 года.

Федеральный судья (подпись) А.М. Ребрищев

Копия верна:

Федеральный судья А.М. Ребрищев