Решение суда



Дело № 2-75-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Шали 16 марта 2011 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего судьи Кульчиева А-С.Л., с участием истца прокурора Шалинского района ЧР Себаева Р.А, представителя ответчика администрации Шалинского района ЧР Абуева А.В., действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шалинского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц о признании действия (бездействия) администрации Шалинского района незаконными,

у с т а н о в и л:

Прокурор Шалинского района ЧР обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к администрации Шалинского района об обязании устранить нарушения федерального законодательства, указав, что прокуратурой района было проведено обобщение обращений руководства ОАО «Чеченгазпром» о допущенных администрацией Шалинского района на­рушениях законодательства о промышленной безопасности при выделении, распределении и использовании земель, находящихся в государственной собственности, в районе <адрес> на отрезке расположения газопровода «<адрес>» на участке газопро­вода в охранной зоне отвода и ГРС «Мескер-Юрт».

Проведенной прокурорской проверкой были выявлены серьезные недостатки и существенные нарушения в деятельности администрации Шалинского района ЧР в рассматриваемом направлении. По результатам проверки было внесе­но представление об устранении выявленных нарушений законов, а админист­рация района была обязана устранить допущенные нарушения.

Однако до настоящего времени какие-либо меры со стороны администра­ции района в указанном направлении на участке газопровода в районе <адрес>, приняты не были.

Так, обследованием магистрального газопровода «<адрес>» на участке газопровода, в охранной зоне отвода и ГРС «Мескер-Юрт» отвод Ду 300 мм Рпр=55 кгс/см2, на западной окраине <адрес> ЧР было установлено, что выделены земельные участки под индиви­дуальное жилищное строительство. В пределах от 15 до 90 метров, вместо до­пустимого расстояния 150 метров, в соответствии требованиям Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 и п. 3.16 СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопро­воды» построено четыре жилых домов.

Более того, на протяжении 1200 метров, указанного газопровода, расположены земельные участки, на кото­рых в настоящее время их владельцами планируется возведение жилых домов.

Ранее, имеющие место нарушения затрагивались руководством ОАО «Чеченгазпром» в обращениях, адресованных главам администраций Шалинского муниципального района и <адрес>.

Между тем, адекватные меры по устранению нарушений законодательст­ва в указанной сфере деятельности со стороны администрации района не были приняты.

Напротив, согласно представленным актам, распределение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, инициировано было админи­страцией Шалинского района ЧР. Из которых также следует, что вопросы распре­деления земельных участков, в месте расположения газопровода и его узлов, решены были без согласования с ОАО «Чеченгазпром».

Тогда как, федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безо­пасности опасных производственных объектов» определены правовые, эконо­мические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, целью которых является обеспечение безопасной эксплуатации опасного производственного объекта и создание условий обеспе­чения благоприятной жизнедеятельности человека, гарантированных Конститу­цией Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 указанного Закона одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения и создания условий для развития эко­номики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безо­пасности, реализация которого возложена, в том числе и на органы местного са­моуправления.

Кроме того, в нарушение требований вышеназванного Закона, владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить ка­кие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных ми­нимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией-собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

В п. 3.16 СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» указано, что расстояние от оси подземных и надземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должно приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необхо­димости обеспечения их безопасности.

Тем самым, распределение земельных участков и строительство на них жилых домов, было произведено в нарушении условий и других обязательных требо­ваний, регламентированных указанным законодательством.

Также, в соответствии со ст. 3 Федерального закона о промышленной безопасности и ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование, раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования, расположенных на таких зе­мельных участках объектов недвижимости.

Далее истец указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ неотъемлемым элементом правил землепользования и застройки являются градостроительные регламенты, которыми определяется правовой режим земель­ных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земель­ных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуа­тации объектов капитального строительства, а также в соответствии со ст. 15 Фе­дерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного зна­чения муниципального района относятся, в том числе организация в границах муниципального района газоснабжения поселений, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципаль­ного района, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопас­ности людей, охране их жизни и здоровья.

Соответствующие меры в отношении лиц, осуществляющих строительст­во объектов капитального строительства, а также по соблюдению требований законодательства о промышленной безопасности, со стороны администрации района не принимаются.

Между тем, согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с сущест­венным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Созда­ние указанного объекта без правоустанавливающих документов является нару­шением порядка отвода земельного участка под застройку.

И в случае самовольного занятия земельного участка, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, и всякие действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

С учетом изложенного, сложившаяся ситуация во многом обусловлена бездейст­вием со стороны администрации Шалинского района ЧР по ненадлежащему исполнению законодательства в рассматриваемом виде деятельности, осуществлению возложенных на неё задач и функций, недостатками в организации работы, от­сутствием должного контроля за состоянием и эффективности работы в исслед­уемом направлении, в свези с чем является недопустимой, а отмеченные нару­шения подлежат безусловному устранению.

Принимая во внимание, что после принятых превентивных мер прокурорского реагирования администрация района добровольно нарушения требований федерального законодательства не устранила, разрешить данный вопрос не ина­че, как через суд, не представляется возможным.

Настоящие исковые требования были заявлены прокурором в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации на том основа­нии, что неисполнение администрацией Шалинского района положений Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опас­ных производственных объектов», строительных норм, правил и нормативов в рассматриваемой сфере, не соблюдение требований названного законодательст­ва со стороны граждан района (села) и не принятие должных мер в конкретной ситуации, нарушает состояние защищенности жизненно важных интересов лич­ности и общества от аварий и инцидентов на опасных производственных объек­тах, что в свою очередь чревато наступлению последствий, указанных аварий в виде неконтролируемых взрывов, разрушении сооружений и гибели людей.

Таким образом, сложившаяся ситуация свидетельствует о бездействии со стороны руководства администрации Шалинского района ЧР по ре­шению затронутых в исковом заявлении вопросов.

В связи с вышеизложенным, прокурор просит суд:

- признать действия (бездействия) администрации Шалинского района ЧР
при выделении, распределении и использовании земель, находящихся в муниципальной и государственной собственности, под строительство гражданами четырех частных домовладений на отрезке расположения магистрального газопрово­да «Новогрозный-Сержень-Юрт-Алхазурово» на участке газопровода в охран­ной зоне отвода и ГРС «Мескер-Юрт» на западной окраине <адрес> Ша­линского района незаконными.

-обязать администрацию Шалинского района ЧР устранить допущенные
нарушения федерального законодательства и восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем сноса возведенных самовольных четырех строений.

В судебном заседании помощник прокурора Шалинского района ЧР Себаев Р.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске, и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика-администрации Шалинского района ЧР Абуев А.В. не возражал против исковых требований прокурора.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 Фе­дерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного зна­чения муниципального района относятся, в том числе организация в границах муниципального района газоснабжения поселений, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципаль­ного района, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопас­ности людей, охране их жизни и здоровья.

На основании части 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, части 2 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Земельный кодекс РФ устанавливает обязанность собственников использовать земельные участки только в соответствии с градостроительным регламентом.

А поэтому, неисполнение администрацией Шалинского района ЧР положений Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опас­ных производственных объектов», строительных норм, правил и нормативов в рассматриваемой сфере, не соблюдение требований названного законодательст­ва со стороны граждан района (села) и не принятие должных мер в конкретной ситуации, нарушает состояние защищенности жизненно важных интересов лич­ности и общества от аварий и инцидентов на опасных производственных объек­тах, что в свою очередь чревато наступлению последствий указанных аварий в виде неконтролируемых взрывов, разрушений сооружений и гибели людей.

При таких обстоятельствах требования прокурора Шалинского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, поскольку они являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Шалинского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными действия (бездействия) администрации Шалинского района ЧР при выделении, распределении и использовании земель, находящихся в муниципальной и государственной собственности под строительство гражданами четырех частных домовладений, на отрезке расположения магистрального газопрово­да «<адрес>», на участке газопровода в охран­ной зоне отвода и ГРС «<адрес>» на западной окраине <адрес> ЧР.

Обязать администрацию Шалинского района устранить допущенные
нарушения федерального законодательства и восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем сноса возведенных самовольных четырех строений.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения через суд, вынесший решение.

Председательствующий (подпись) А-С.Л. Кульчиев

Копия верна:

Решение вступило в законную силу 29 марта 2011 года

Подлинник находится в деле № 2-75

Судья А-С.Л. Кульчиев